?

Log in

No account? Create an account

  Этот материал был написан два года назад и поэтому его концовка, которую я тем не менее решил оставить, уже не соответствует действительности. Мемориальная доска на доме по улице Головко,5, где Франкль жил, 28 декабря 2018 года была наконец-то установлена. Приведена в порядок и его могила. Здесь надо сказать слова искренней благодарности доценту кафедры электроники и информационных технологий, кандидату технических наук, доценту КБГУ Олегу Артемовичу Молоканову, чье особое отношение к гениальному ученому достойно признательности и уважения. Олег, которого я считаю своим товарищем, подготовил для Википедии статью о Франкле, тщательно перепроверил все имеющиеся факты и нашел в них несоответствие (это, в частности, касается награждения медалью Леонарда Эйлера, которая была учреждена позднее); много времени отдал поиску книг из личной библиотеки ученого; привел в порядом памятник и могилу гения на кладбище. Жаль, что на митинге по случаю открытия памятной доски ему не было предоставлено слово. А теперь мой очерк о Ф. И. Франкле...


  Впервые услышал о нем в 1974 году, будучи студентом Кабардино-Балкарского госуниверситета, которому доверили выпускать вузовскую многотиражку «Университетская жизнь». Просматривая подшивку газеты за все годы с начала ее образования, наткнулся на некролог «Ф. И. Франкль» в номере за 11 апреля 1961 года. Поразился, что столь знаменитый ученый – доктор технических наук и физико-математических наук, член-корреспондент Академии Артиллерийских наук, член Национального коми-тета СССР по теоретической и прикладной механике, награждённый золотой медалью имени Леонарда Эйлера Академии наук СССР за выдающиеся результаты в области математики и физики – работал в КБГУ.
Вспоминая сегодня этого выдающегося человека, думается, не будет большим криминалом, если мы воспроизведем его биографию по уже имеющимся источникам (в частности, в Википедии), дополнив ее малоизвестными фактами.

Read more...Collapse )

  28 декабря в Нальчике состоялось открытие памятных досок Феликсу Франклю и Абу Шарданову, проживавших в доме № 5, по улице Головко. Ваш покорный слуга выступил на митинге по случаю открытия мемориальных досок, рассказал, что значат эти люди лично для него.
  А началось это знакомство (с Абу Хаджимуратовичем - реальное, а с Феликсом Исидоровичем - виртуальное) много-много лет назад - в семидесятых годах прошлого века. Так случилось, что преподаватель филологического факультета КБГУ и вчерашний его ученик сблизились на почве общего интереса к книгам, часто встречались на базе коопкниготорга на улице Матросова. База эта находилась совсем рядом с кладбищем, что в Затишье.


  Уже не помню, как мы, по какой причине там оказались, но хорошо помню, что Абу Хаджимуратович показал мне могилу Франкля, рассказал о нем, ведь они были соседями по дому. С того времени эти две судьбы соединились в моем восприятии. Оно вылилось в написание очерков о них, а затем, уже в этом году, в письмо, с которым я обратился к ректору КБГУ с просьбой увековвечить память этих выдающихся людей. Письмо (его прохождение курировала моя однокурсница Светлана Башиева) было вынесено на Ученый совет КБГУ, поддержано и в конечном итоге закончилось установлением памятных досок. Кстати говоря, за счет сына Абу - Нодара, близкого мне человека

Read more...Collapse )


    В начале 2019 года в нашем издательстве увидят свет в серии "КАВКАЗ" уникальные издания:
    "ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ",
    "СКАЗКИ И СКАЗАНИЯ КАБАРДЫ",
    "НЕИЗВЕСТНЫЕ ЛЕГЕНДЫ".
    Некоторые из них никто не читал с 1913 года, то есть, с того времени, когда они впервые были напечатаны. С того времени они не переиздавались, более того - даже не были введены в научных оборот, что особенно удивительно. Особый интерес представляют легенды, рассказывающие о борьбе кабардинцев с крымцами.
Тиражи книг ограничены - 300 экз. для каждого тома.

  А пока расскажу об итогах прошедшего книжного года для нашего издательства, выпустившего на сегодняшний день (с 1994 года) более трех тысяч книг по истории, этнографии, орографии Кавказа и Кабардино-Балкарии в частности..

Read more...Collapse )


    Часть десятая

   Пользуясь рулеткой Виктории, я продолжил измерения кяфарского святилища. Оно, расположенное на останце (напомню, что так геологи называют изолированный массив горной породы) с недоступными обрывистыми краями, имеет сравнительно ровную вершину длиной 42 м, а шириной более чем в два раза меньшей –18, 5 м.
     Когда-то здесь имелись каменные постройки (от них остались только плиты), но, судя по всему, они были возведены значительно позже, вероятно, аланами. Первое, что здесь привлекает внимание, это плита из песчанника, на которой (опять же, по словам моей спутницы) приносили жертвы языческим богам, о чем я уже писал.



    Размеры этой плиты, лежащей на четырех камнях, достаточно велики: длина 370 см, ширина – 220 см, высота – 50 см (с учетом подложенных камней). Общую площадь поверхности вычислить труднее (плита имеет неровные края), но в целом она равна, как я уже писал, 7 кв. м. По своим параметрам это массивное сооружение в какой-то мере соответствует размерам дольменов. И если его устанавливали без специальных приспособлений, то для этого действительно нужна была немалая физическая сила.

Read more...Collapse )


    Часть девятая

  …Но разве богатое воображение это плохо?– я попытался смягчить сказанное, видя, как перекосилось лицо Виктории; казалось еще немного и она заплачет. – Оно позволяет связать воедино события, между которыми многие века, если не тысячелетия. Ведь строители дольменов, о которых нам ничего неизвестно, хотя ты убеждена, что ими были мифические нарты, жили три-четыре тысячи лет назад, а аланы (я читал где-то, что не только они, но и сарматы) это уже наша эра, не такое уж далекое время, о котором мы можем судить по древним источникам. Правдивым или не совсем, но определенное представление составить можно. Но,– здесь я опять не сдержался и иронично улыбнулся, – по твоему получается, что и святилище оборудовали нарты, хотя версия алан куда более предпочтительна. Его внешняя атрибутика, я имею в виду размеры, больше соответствует человеческим параметрам.


     – Нарты тоже люди, – тут же ответила Виктория.
    – Ну пусть даже так, но ты же сама говорила, что они были выше ростом, значит и размеры их тела, в частности, ног, должны быть соответствующими, т.е.. значительно больше человеческих. А посмотри на ступеньки, ведущие к святилищу – для людей не составляет труда подняться по ним.
    – Правильно, потому что и обычные люди по ним поднимались. Да и построили нарты это святилище для людей, – Виктория не собиралась просто так сдаваться. – Мы, кстати, можем замерить высоту ступенек.

Read more...Collapse )

  Часть восьмая

  …Уже после той поездки, просматривая доступные в интернете материалы археологических экспедиций (их, кстати, опубликовано очень мало), работавших на Кяфарском городище, я узнал, что на ритуальном комплексе действительно имеется камера смертников. Археологи (экспедиция И. А. Аржанцевой) ее обнаружили, раскопали (в ней были найдены человеческие останки), а потом также засыпали – дух смерти витал над ней. Люди это ощущали: у них начинались сильнейшие головные боли, по ночам были страшные видения.


    Тема обряда жертвоприношения, имевшая место у племен, проживающих на Кавказе, о чем я впервые услышал от Виктории, для меня была совершенно неизвестной, своего рода Tabula rasa (латинское выражение, переводящаяся как «чистая доска»). Более того, я был уверен, что этого не было. И только впоследствии ознакомился со статьей А. А. Кадиевой «Человеческие жертвоприношения на могильнике Кари Цагат (Дигорское ущелье, Северная Осетия)», опубликованной в сборнике «Евразия в скифо-сарматское время».

Read more...Collapse )

  Часть седьмая

  Но вначале обращение к читателю: стоит ли продолжать эту публикацию? Интересна ли она или уже наскучила? От выражения вашего отношения к этому затянувшемуся тексту зависит его дальнейшая судьба.

  ...Наш разговор с Викторией продолжился.
   – И кто же построил дольмены? – с улыбкой спросил я.
   – Мне сказали, что мы их называем нартами, – ответила Виктория.
   – Нартами?



   – Да, нартами. Они были тоже людьми, но их племя отличалось более высоким ростом, невероятной силой, железной закалкой, несгибаемым мужеством. По большому счету их можно назвать великанами, так как рост их превышал два с половиной метра, но многие были куда выше. Людей они сторонились, и поэтому никто не знал, где именно они обитали. И это понятно, ведь они жители другого мира. Земного, но другого.
   – Как это? – не понял я.

Read more...Collapse )

  Наконец-то – более чем через десять лет после того, как скульптуры и рисунки Леонида Молодоженина (творческий псевдоним Лео Мол) были отправлены его супругой на адрес представительства КБР в Москве – они доставлены в Национальный музей республики.



    Автор этих строк, имевший определенное отношение к тому, чтобы эпопея с бескорыстным даром великого скульптора Нальчику, где начиналась его творческая карьера, успешно завершилась, присутствовал на вск
рытии трех апломбированных ящиков, в которых находилась коллекция.
Read more...Collapse )

   Часть шестая

  ...Прошло какое-то время. Радужные квадраты исчезли, и стоять с закрытыми глазами в ожидании неизвестно чего мне показалось глупым. Тем более, что никто со мной не заговорил, как пообещала Виктория.
    Я открыл глаза. Старый, с проплешинами мха, потемневший от времени камень лежал передо мной. Я снова попытался вглядеться в выбитые на нем квадраты, проникнуть в их глубину, но на этот раз это не удалось.
    Вспомнил картину Руслана Цримова, которую он подарил мне после успешного проекта по изданию его размышлений «Метаморфозы». Так назывался и цикл работ художника, на которых были изображены сходящие к центру (или исходящие из центра) изогнутые, ломаные параболы, выходящие за пространство этой достачно большой по формату картины. При долгом, до напряжения, взгляде на нее, они начинали мерцать, а потом и приходить в движение. И это мельтешение затягивало в странные глубины памяти, рождающей непонятные воспоминания о том, чего со мной никогда не было и не могло быть.


    Понятно, что все это рождало зрение, обманутое сюжетом картины, а здесь, на Кяфарском городище, геометрией рисунка, выбитого на камне. И коль так, то, получается, нет никаких духов, чьи голоса слышала (и слышит?) Виктория, а есть люди, путешествующие в глубины своего разума. Люди не от мира сего, которые в силу разного рода причин выполняли роль оракулов. Я имею в виду настоящих предсказателей будущего, а не тех, кто, пользуясь востребованностью общества, пытался влиться (успешно или не очень) в их ряды.

Read more...Collapse )

  Часть пятая

  – Отсюда начинается Кяфарское городище, – Виктория остановилась у плоского камня, что лежал по правую сторону от тропы. – Здесь они меня и встретили…
    – Кто? – мне все-таки было непонятно, всерьез это она говорит или, употребляя молодежный сленг, стебается.
    – Не начинайте заново, – Виктория нахмурилась. – Этот камень называют «вавилон», он предназначен для гадания, точнее будет сказать – прозрения будущего.
    – А почему именно «вавилон»?
    – Если честно, я и сама не ведаю. Узнала это название из научных статей, посвященных городищу, но объяснения не нашла. Вероятно, оно исходит из того, что вавилонский царь окружил себя магами и чародеями, пытаясь через них узнать будущее.


    Я решил блеснуть своей начитанностью: «В Библии говорится, что вавилонский царь, когда надо было выбирать из двух дорог одну, спросил об этом у провидцев».
    Виктория строго взглянула на меня, покачала головой и, закрыв глаза, нараспев, словно читая текст, возникший перед ее глазами, произнесла: «потому что царь Вавилонский остановился на распутье, при начале двух дорог, для гаданья: трясет стрелы, вопрошает терафимов, рассматривает печень».

Read more...Collapse )

Profile

viktorkotl
Виктор Котляров
Website

Latest Month

January 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek