Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

ТРОН ХАНА АСПАРУХА

   Болгарский кинофильм «Хан Аспарух» (1981, режиссёр Людмил Стайков) – историческая драма, воспроизводящая события, предшествующие и сопутствующие созданию Болгарского государства. Аннотация к нему достаточно полно освещает события тех лет: «После смерти хана Кубрата (ок. 665), его империя распалась, поскольку была разделена между его сыновьями. Старший сын Батбаян унаследовал Великую Болгарию, но после ухода своих братьев с отдельными племенами был покорён хазарами. Второй сын, Котраг с племенем котрагов ушел в Среднее Поволжье и основал государство Волжская Болгария. Аспарух унаследовал племя оногондуров и под давлением хазар откочевал со своей ордой за Дунай. Найдя поддержку в славянских племенах и покорив несогласных, он завоевал у Византии До-бруджу и в 679 году основал Первое Болгарское царство, заключив союз с местными семью славянскими племенами. После тщетных попыток византийского императора Константина IV покорить болгарские земли, он при-знал Болгарское царство в 681 году».


10386363_1532621853652936_155670557605185917_n

      В другой аннотации, повторяющей все сказанное выше, уточняется: «Третий брат ушел на Кавказ – это Кабардино-Балкария». В статье И. Ангелова, председателя движения «За восстановление исторической памяти Болгар» (http://www.borm-md.org/node/262) читаем: «Государство, созданное Кубратом, просуществовало с 632 по 668 г.н.э. не зная ни единого военного поражения. Напоминанием об этой древней Булгарской державе сегодня являются …развалины крепостей в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии». И у него же: «…Старший сын Кубрата хан Батбаян блестяще выполнил завет отца. Как старший в семье взял на себя самую трудную задачу, благодаря чему народ выжил, обрел в разных частях света новую Родину, где предки булгар живут и поныне. История как-то умалчивает о заслугах Батбаяна, о нем известно, что нынешними потомками его племени утигуров являются кабардино-балкарцы и карачаево-черкесцы». Простите, но так у автора, которому, судя по всему, неведомо, что речь идет не об одном, а разных этносах, ибо в заключение статьи он снова повторяет: «Мы, потомки всех Болгарий, находимся в неоплатном долгу перед памятью этого великого болгарина и его малочисленным племенем утигуров и их потомками кабардино-балкарцами и карачаево-черкесцами».
   Все процитированное выше позволяет говорить, что болгарская версия происхождения балкарцев ныне не просто стала одной из основных, но проникла и на бытовой уровень, где носители не утруждают себя фактами и доказательствами. Стоит напомнить, что летом 1959 года в Нальчике состоялась научная сессия по проблеме происхождения балкарского и карачаевского народов. В выпущенном по ее итогам сборнике «О происхождении карачаевцев и балкарцев» (Нальчик, 1960) опубликована статья Т. Х. Кумыкова «Этногенез балкарского и карачаевского народов в исторической литературе», в которой теория о болгарском происхождении балкарцев освещена достаточно глубоко и аргументировано. Поэтому всех интересующихся отсылаем к данному сборнику (благо он доступен и в Интернете), но при этом сообщим следующее. Одним из первых версию о генетической связи между балкаро-карачаевцами и древними болгарами (булгарами) выдвинул кавказовед Павел Григорьевич Бутков (1775–1857), автор фундаментального трехтомного труда «Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год». Аргументационную базу под нее подвел некто Н. Ходиев, опубликовавший в газете «Кавказ» (1867. № 45) «Заметки о древних названиях кавказских народов. 1) Булгары».

    10393172_1532622036986251_6530409458763062303_n

   Известный русский языковед и филолог Всеволод Федорович Миллер (1848–1913), соотнося этноним «балкарцы» с названием народа «болгары», писал: «Тюркская народность балкарцев и близость их имени к одной из форм имени болгар (болкар), приводимой «Армянской географией VII века», невольно наводит на предположение, не скрываются ли в балкарцах последние потомки одной из ветвей кавказских болгар». И у него же читаем: «Одно колено называло себя булгарами, другое произносило свое родовое имя с звуками к и, быть может, с несколько иной вокализацией (болкар). В виде предположения высказываем догадку, что, быть может, в на-звании тюркского общества, живущего в долине Черека, – Балкар – сохранилось тоже древнее имя».
   Об этом же писал Николай Караулов, автор работы «Болкары на Кавказе» (1908): «Судя по имени «болкар» можно предположить, что народ этот представляет из себя осколок великого болгарского народа, жившего по Волге и продвинувшегося по Южной России до Балканского полуострова. Изолированность этого народа, благодаря замкнутости со всех сторон горами и вражде с соседями, сохранила во всей полноте и чистоте их язык, нравы и тип, да и в настоящее время по трудности доступа в горы туда мало кто проникает, а следовательно, и влияние со стороны соседей в значительной степени быть не может».
   Кстати говоря, в статье Н. Караулова приводится несколько таблиц антропометрических данных, в частности, измерений черепа, туловища и конечностей в сантиметрах, но предположение в данном разделе статьи Т. Х. Кумыкова, что балкарцы не имеют генетической связи с болгарами, базируются не на них, а на результатах исследования М. М. Герасимова, отраженных в статье «Скелеты древних болгар из раскопок у с. Кайбелы» (1858).
Рассмотрение же данной гипотезы Т. Х. Кумыков закончил словами, что «в некоторых докладах и сообщениях настоящей сессии делается попытка использовать памятники древнеболгарского языка для обоснования точки зрения о болгарском происхождении балкарцев и карачаевцев. На наш взгляд, схождение отдельных слов и выражений – недостаточный аргумент для этого».

    10437788_1532622136986241_6022889466451361089_n

   Но тем не менее именно сравнительная топонимика позволяет провести определенные параллели. На этом построил свою статью «Булгары–балкарцы–болгары» местный автор Борис Глашев (http://oodrin.ru/wp-content/uploads/2010/08/glashev.jpg). Приводимый им ряд слов действитель-но говорит сам за себя: Эски Джурт, Курнаят, Тырныауз, Маджар, Маара – названия, хорошо знакомые жителям Кабардино-Балкарии и Северного Кавказа. А вот их болгарские созвучия: Эски Джурт, Карноват, Тырново, Мадар, Маар. Автор уверен, что «племена хана Батбаяна – предки современных балкарцев». Но вот что печально – и поныне исследователями в достаточной мере не проанализированы предания, бытующие в народе и несущие память о далеких временах. Совершенно случайно мы узнали, что в окрестностях Нальчика, на одной из полян, что окружена лесом, находится каменное изваяние (природное? рукотворное?), чем-то напоминающее огромное кресло. Но самое интересное другое – в народной памяти это каменное ложе носит весьма определенное название: трон. И не кого-нибудь, а хана Аспаруха! Более того, старики расскажут вам, что данное место особое: им принято подтверждать свою честность и правоту. Считается, если ты поклялся именем Аспаруха, то слова твои правдивы. Правда, слова клятвы надо произносить сидя на троне. Путь к каменному креслу неблизок, и коль его совершали, то, без сомнения, у этого места историческая память – память предков.
   Трудно представить, что сей обряд возник без опоры на конкретное действующее лицо, а именно болгарского хана. Еще труднее вообразить, с чем именно он связан. Но то, что подобная традиция уходит корнями в далекое прошлое, не подлежит сомнению. Местные жители рассказывали нам, что подобную клятву давали их отцы, которые знали о ней от своих родичей. Цепочка при этом прослеживается многопоколенная. То есть на самом деле «есть некоторые основания считать, что оставшиеся на Северном Кавказе булгары, передвинувшиеся в VIII– IX веках в верховья Кубани и При-эльбрусья, позже сыграли важную роль в формировании современных тюр-коязычных народов – карачаевцев и балкарцев. Данная гипотеза еще нуждается в дальнейшей разработке и аргументации, но имеющиеся археологические материалы во многом ее подтверждают».
   Это положение их академической «Истории народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в.» (М., 1988) с обретением и введением в научный оборот таких памятников, как трон хана Аспаруха, становится одним из определяющих в подтверждении версии происхождения балкаро-карачаевцев от древних болгар (булгар).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments