viktorkotl

Иная реальность

В поисках запредельного


Previous Entry Share Next Entry
viktorkotl

ТРОН ХАНА АСПАРУХА

   Болгарский кинофильм «Хан Аспарух» (1981, режиссёр Людмил Стайков) – историческая драма, воспроизводящая события, предшествующие и сопутствующие созданию Болгарского государства. Аннотация к нему достаточно полно освещает события тех лет: «После смерти хана Кубрата (ок. 665), его империя распалась, поскольку была разделена между его сыновьями. Старший сын Батбаян унаследовал Великую Болгарию, но после ухода своих братьев с отдельными племенами был покорён хазарами. Второй сын, Котраг с племенем котрагов ушел в Среднее Поволжье и основал государство Волжская Болгария. Аспарух унаследовал племя оногондуров и под давлением хазар откочевал со своей ордой за Дунай. Найдя поддержку в славянских племенах и покорив несогласных, он завоевал у Византии До-бруджу и в 679 году основал Первое Болгарское царство, заключив союз с местными семью славянскими племенами. После тщетных попыток византийского императора Константина IV покорить болгарские земли, он при-знал Болгарское царство в 681 году».


10386363_1532621853652936_155670557605185917_n

      В другой аннотации, повторяющей все сказанное выше, уточняется: «Третий брат ушел на Кавказ – это Кабардино-Балкария». В статье И. Ангелова, председателя движения «За восстановление исторической памяти Болгар» (http://www.borm-md.org/node/262) читаем: «Государство, созданное Кубратом, просуществовало с 632 по 668 г.н.э. не зная ни единого военного поражения. Напоминанием об этой древней Булгарской державе сегодня являются …развалины крепостей в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии». И у него же: «…Старший сын Кубрата хан Батбаян блестяще выполнил завет отца. Как старший в семье взял на себя самую трудную задачу, благодаря чему народ выжил, обрел в разных частях света новую Родину, где предки булгар живут и поныне. История как-то умалчивает о заслугах Батбаяна, о нем известно, что нынешними потомками его племени утигуров являются кабардино-балкарцы и карачаево-черкесцы». Простите, но так у автора, которому, судя по всему, неведомо, что речь идет не об одном, а разных этносах, ибо в заключение статьи он снова повторяет: «Мы, потомки всех Болгарий, находимся в неоплатном долгу перед памятью этого великого болгарина и его малочисленным племенем утигуров и их потомками кабардино-балкарцами и карачаево-черкесцами».
   Все процитированное выше позволяет говорить, что болгарская версия происхождения балкарцев ныне не просто стала одной из основных, но проникла и на бытовой уровень, где носители не утруждают себя фактами и доказательствами. Стоит напомнить, что летом 1959 года в Нальчике состоялась научная сессия по проблеме происхождения балкарского и карачаевского народов. В выпущенном по ее итогам сборнике «О происхождении карачаевцев и балкарцев» (Нальчик, 1960) опубликована статья Т. Х. Кумыкова «Этногенез балкарского и карачаевского народов в исторической литературе», в которой теория о болгарском происхождении балкарцев освещена достаточно глубоко и аргументировано. Поэтому всех интересующихся отсылаем к данному сборнику (благо он доступен и в Интернете), но при этом сообщим следующее. Одним из первых версию о генетической связи между балкаро-карачаевцами и древними болгарами (булгарами) выдвинул кавказовед Павел Григорьевич Бутков (1775–1857), автор фундаментального трехтомного труда «Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год». Аргументационную базу под нее подвел некто Н. Ходиев, опубликовавший в газете «Кавказ» (1867. № 45) «Заметки о древних названиях кавказских народов. 1) Булгары».

    10393172_1532622036986251_6530409458763062303_n

   Известный русский языковед и филолог Всеволод Федорович Миллер (1848–1913), соотнося этноним «балкарцы» с названием народа «болгары», писал: «Тюркская народность балкарцев и близость их имени к одной из форм имени болгар (болкар), приводимой «Армянской географией VII века», невольно наводит на предположение, не скрываются ли в балкарцах последние потомки одной из ветвей кавказских болгар». И у него же читаем: «Одно колено называло себя булгарами, другое произносило свое родовое имя с звуками к и, быть может, с несколько иной вокализацией (болкар). В виде предположения высказываем догадку, что, быть может, в на-звании тюркского общества, живущего в долине Черека, – Балкар – сохранилось тоже древнее имя».
   Об этом же писал Николай Караулов, автор работы «Болкары на Кавказе» (1908): «Судя по имени «болкар» можно предположить, что народ этот представляет из себя осколок великого болгарского народа, жившего по Волге и продвинувшегося по Южной России до Балканского полуострова. Изолированность этого народа, благодаря замкнутости со всех сторон горами и вражде с соседями, сохранила во всей полноте и чистоте их язык, нравы и тип, да и в настоящее время по трудности доступа в горы туда мало кто проникает, а следовательно, и влияние со стороны соседей в значительной степени быть не может».
   Кстати говоря, в статье Н. Караулова приводится несколько таблиц антропометрических данных, в частности, измерений черепа, туловища и конечностей в сантиметрах, но предположение в данном разделе статьи Т. Х. Кумыкова, что балкарцы не имеют генетической связи с болгарами, базируются не на них, а на результатах исследования М. М. Герасимова, отраженных в статье «Скелеты древних болгар из раскопок у с. Кайбелы» (1858).
Рассмотрение же данной гипотезы Т. Х. Кумыков закончил словами, что «в некоторых докладах и сообщениях настоящей сессии делается попытка использовать памятники древнеболгарского языка для обоснования точки зрения о болгарском происхождении балкарцев и карачаевцев. На наш взгляд, схождение отдельных слов и выражений – недостаточный аргумент для этого».

    10437788_1532622136986241_6022889466451361089_n

   Но тем не менее именно сравнительная топонимика позволяет провести определенные параллели. На этом построил свою статью «Булгары–балкарцы–болгары» местный автор Борис Глашев (http://oodrin.ru/wp-content/uploads/2010/08/glashev.jpg). Приводимый им ряд слов действитель-но говорит сам за себя: Эски Джурт, Курнаят, Тырныауз, Маджар, Маара – названия, хорошо знакомые жителям Кабардино-Балкарии и Северного Кавказа. А вот их болгарские созвучия: Эски Джурт, Карноват, Тырново, Мадар, Маар. Автор уверен, что «племена хана Батбаяна – предки современных балкарцев». Но вот что печально – и поныне исследователями в достаточной мере не проанализированы предания, бытующие в народе и несущие память о далеких временах. Совершенно случайно мы узнали, что в окрестностях Нальчика, на одной из полян, что окружена лесом, находится каменное изваяние (природное? рукотворное?), чем-то напоминающее огромное кресло. Но самое интересное другое – в народной памяти это каменное ложе носит весьма определенное название: трон. И не кого-нибудь, а хана Аспаруха! Более того, старики расскажут вам, что данное место особое: им принято подтверждать свою честность и правоту. Считается, если ты поклялся именем Аспаруха, то слова твои правдивы. Правда, слова клятвы надо произносить сидя на троне. Путь к каменному креслу неблизок, и коль его совершали, то, без сомнения, у этого места историческая память – память предков.
   Трудно представить, что сей обряд возник без опоры на конкретное действующее лицо, а именно болгарского хана. Еще труднее вообразить, с чем именно он связан. Но то, что подобная традиция уходит корнями в далекое прошлое, не подлежит сомнению. Местные жители рассказывали нам, что подобную клятву давали их отцы, которые знали о ней от своих родичей. Цепочка при этом прослеживается многопоколенная. То есть на самом деле «есть некоторые основания считать, что оставшиеся на Северном Кавказе булгары, передвинувшиеся в VIII– IX веках в верховья Кубани и При-эльбрусья, позже сыграли важную роль в формировании современных тюр-коязычных народов – карачаевцев и балкарцев. Данная гипотеза еще нуждается в дальнейшей разработке и аргументации, но имеющиеся археологические материалы во многом ее подтверждают».
   Это положение их академической «Истории народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в.» (М., 1988) с обретением и введением в научный оборот таких памятников, как трон хана Аспаруха, становится одним из определяющих в подтверждении версии происхождения балкаро-карачаевцев от древних болгар (булгар).

?

Log in

No account? Create an account