Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

ГЮДЮРГЮ – СЕЛЕНИЕ КРЕПОСТЬ

      Путешествие по селениям, от которых остались только каменные остовы, не самое приятное зрелище. Все время не оставляет мысль, что когда-то здесь жили люди – рожали детей, возделывали землю, печалились по ушедшим и без сомнения даже не предполагали, что когда-то им придется навсегда покинуть возделанные поля, могилы предков, родные сердцу и взгляду места.
      Это печально, когда от людских поселений остаются одни названия, многие из которых сегодня даже не поддаются объяснению. Что нам известно о селениях Чегемского ущелья? Боппу вероятнее всего произошло от личного имени, Дуппур означает бугристое выпяченное место, Кёкташ синий камень, Кала – крепость, укрепление. А вот Тызгы не поддается анализу, вернее будет сказать – наши знания не позволяют объяснить топонимику данного слова. А ведь прошло каких-то шесть с половиной десятилетий с момента ликвидации поселения, для жителей которого Тызги было не пустым звуком, а насыщенным реальной жизнью.
      …Если за Чегемскими водопадами свернуть влево, переехать через деревянный мост, то дорога, круто взбирающаяся вверх, приведет к месту, где когда-то находилось селение Гюдюргю – одно из самых древних в ущелье.
      Опять обратимся к выпущенной нашим издательством книге «Хушто-Сырт». Оказывается, в современном балкарском языке данное название также как Тызги, не имеет объяснения. Некоторые  исследователи, в частности Исмаил Мизиев, уверены, что Гюдюргю суть измененное Кутургу (кутургу – одно из  гуннских племен, прародителей болгар). Другие ученые – Дж. Коков, С. Шахмурзаев – выделяют в нем осетинскую основу: гуыдыр – «замок», в значении недоступный.

114242_original

     Что же нам известно о поселении, чья история уходит в глубокое прошлое? По большому счету, практически ничего.
     Его расположение: возвышенность на правом берегу реки Чегем.

    О том, что выбрано оно было специально – находящееся на каменистой местности, среди огромных валунов (один из них называется «Усхудур»), место это труднодоступно для тех, кто приходил с черными намерениями; оно позволяло вести долговременную и  удачную оборону.
      За счет чего жили местные жители? За счет животноводства и земледелия – террасы, идущие в  сторону склона, довольно обширны и даже ныне, спустя столетия,  земля сохранила следы заботливого отношения к ней.
      О более недавнем времени могут поведать архивные документы, согласно которым в Гюдюргю в 1884 году проживало 7 семей, которые составляли 58 человек. В 1908 году уже насчитывалось 26 дворов, а населения 191 человек, в том числе 98 мужчин. Спустя два года число жителей выросло до 295 человек, а дворов стало 32.
До революции была открыта мечеть, в советское время, в 1931 году – школа. Среди ее учеников (сохранились списки учащихся) не только балкарцы, но и осетины, а также ребенок  русского юноши, приехавшего сюда в 30-е годы учительствовать, обретшего в горах  семейное счастье, жившего здесь вплоть до 1944 года и высланного вместе с балкарцами.
      В марте того же года селение было разрушено.
      Выше Гюдюргю еще одно заброшенное селение – Жора, что означает святилище. Жор – крест. Жора, Геургю – святой Гергий. Сами названия свидетельствуют о времени образования селения. Это века аланской православной епархии, о которой мы уже писали в материале «Чегемские мумии».
      «Святилище» было местом обитания для немногих – в 1884 году здесь жило лишь четыре семьи, состоящие из 30 душ; в 1910 году  насчитывалось 7 дворов – всего 67 человек. Большинство из них относились к сословию чанка – таубиям (балкарским князьям). И поэтому жители Жора подверглись репрессия раньше, чем весь балкарский народ – в период коллективизации они были раскулачены и высланы в Казахстан. А в 1944 году поселение и вовсе было ликвидировано. Остались развалины – мечети, мельницы, кладбища. Но потом и они исчезли – камни пошли на строительство животноводческой базы. Сегодня и от нее остался один остов.
     Вот такая история. Селение-крепость выдержало нашествие кровавого завоевателя – безжалостные всадники Тимура вырезали всех его жителей, но вернулись бежавшие в горы и поселение ожило. Селение-святилище постигла та же участь, но намоленное место  позвало к себе и вновь зажглись очаги и наполнились звуками человеческой речи каменные сакли. И только век двадцатый, властители которого поняли, что надо воевать не с камнями, а с душами,  сумел изгнать отсюда людей. И пала крепость Гюдюргю, и заброшено было святилище Жора…
     Побывайте в этих местах, вглядитесь в нагромождение камней, выстроенных самой природой в заградительные стены, вслушайтесь в шорох ветра, запутавшегося в траве, пробившейся сквозь фундаменты человеческих жилищ – и тысячелетнее прошлое откроется перед вами, и заговорят безголосые свидетели.
А если вы к тому же найдете таинственное подземное убежище, сведения о котором передаются пастухами из поколение в поколение, и в котором местные жители, предупрежденные о приближении врагов, скрывались от безжалостных мечей косматых конников, то путешествие в ушедшие века обретет особую реальность.
     Нам найти это убежище так и не удалось, не считая небольшого провала на ведущей к селению дороге – полузасыпанного, длиной в несколько метров, но, судя по показаниям приборов, имеющего продолжение в виде  пустого пространства. К слову, весьма значительного…
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments