Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

Category:

В ГЛУБЬ ХУШТО-СЫРТА

     О знаменитой хуштосыртинской пещере (Хушто-Сырт – селение в Чегемском ущелье, знакомое слуху каждого, кто ездил к знаменитым Чегемским водопадам) мы слышали не раз, но вот побывать в ней все никак не удавалось. И вот ранней весной, в первый день мая – сырой и прохладный – мы двинулись к пещере. Как оказалось, она совсем недалеко от автомобильной трассы, по которой каждый день проезжает несколько десятков туристических автобусов, но ни один из них не приостанавливается на повороте, ведущем к этому подземному чуду. И совершенно зря.
     Добраться до пещеры можно достаточно быстро и без помощи транспорта: на выезде из селения следует свернуть влево, пройти километр с небольшим, пересечь ручей (в котором одному из наших спутников в тот день удалось, поскользнувшись на камне, искупаться) и подняться на достаточно крутую гору. Здесь, у подножия скального выступа, имеется  малозаметная щель.
     Согнувшись в три погибели, спускаемся вниз. Пещера действительно огромная. Своды ее поднимаются практически сразу вверх, причем весьма прилично – высота в некоторых местах достигает 7-8, а где-то и 10 метров. Всюду осыпающиеся камни. Чтобы добраться до края пещеры, надо по осыпи взобраться вверх, откуда в разные стороны уходят узкие ответвления.

154037_900
 Трудно сказать, какова площадь данного подземного ангара, но, вероятно, это одна из самых больших пещер Кабардино-Балкарии.  Интересна «картина», которую можно наблюдать на одной из стен пещеры – каменные наплывы нарисовали образ девушки в широком платье до щиколоток ног.
Дно пещеры ни в одном из мест не представляет из себя ничего плоского. Оно взбирается по разным направлениям вверх. Одно из самых больших ответвлений находится в левой стороне, за огромным валуном. Проход заканчивается тупиком, но создается впечатление, что из пещеры имелся и другой выход. Вероятно, по другую сторону скалы.
     Луч мощного фонаря теряется под сводами пещеры. Здесь, по большому счету, могут спрятаться от непогоды, чужих глаз (несколько столетий назад такое происходило с большой степенью вероятности весьма часто) несколько сотен человек. Мало того, что пещера сама по себе незаметна, так если еще привалить несколько камней снизу, к отверстию, то мимо пройдешь – не заметишь. А если на камни положить ветки или  дерн, то найти спрятавшихся практически невозможно.

DETAIL_PICTURE__15732148
   По рассказам старожилов, еще в прошлом веке в пещере часто находили приют конные всадники. Только вот вопрос: как они проводили вовнутрь коней, коль сегодня вход представляет из себя узкую каменную щель, уходящую в землю? Следовательно, всадники могли попадали в подземелье только с другой стороны.
     Несмотря на сырой день, в пещере весьма сухо. В ней свой микроклимат. Стены также сухие, не сочатся. Осыпающиеся камни не позволяют провести какие-либо исследования, детализировать, как давно пещера посещаема людьми. Но то, что следы этих посещений теряются в далеких веках – несомненно. Ведь Хушто-сырт образован на месте древнего аланского поселения. Здесь стоит обратиться к выпущенной нашим издательством книге, которая так и называется – «Хушто-сырт» . Из нее следует, что образование нынешнего поселения относится к 1958 году, то есть, к моменту возвращения балкарцев на родину после 13 лет депортации в Казахстане и Средней Азии. И отмечается, что, «судя по названиям селений, гор, ущелий и рек, местное население своими корнями связано с дигорцами, что является выражением общего аланского генетического и культурного наследия» .

0_14a50_40cd1e2d_L

     Современный Хушто-сырт образовали «выходцы из нескольких селений Чегемского общества: Гюдюргю, Актопрак, Бопу, Жуууннгу, Кёкташ, Беттургу, Дуппур, Жора, Кендир Тюз, Кычеуген и Тызгы» . История всех означенных селений насчитывает немало веков и практически невозможно точно определить время их возникновения. « Судя по устному народному творчеству, как пишут в предисловии авторы книги, поселения много раз разрушались и возрождались, причиной тому были войны, эпидемии и различные природные стихии. В преданиях, относящихся к периоду до нашествия Тамерлана, местный народ упоминается как аланы, а по рассказам живущих здесь старожилов, прямыми потомками их являются и нынешние чегемцы»*. Впрочем, это уже другая история…

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments