Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

Подкоп под историю

Имя Аттилы,  вождя гуннского союза племен в 434–453 годах, одно из самых известных среди  тех, кто своей целью поставил завоевание мира. Его империя  простиралась от Южной Германии до Волги и Урала и от Балтийского моря до Кавказа. Римские историки дали ему имя «бич Божий». Более сильного противника Восточная Римская империя не знала: Атилла  захватил практически все города  Фракии, разорил Германию и Галлию…
Знаменитый Иордан, готский историк, так охарактеризовал  вождя варваров: «Повелитель всех гуннов и правитель, единственный в мире, племён чуть ли не всей Скифии, достойный удивления по баснословной славе своей среди всех варваров».  «Атилла, читаем в «Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона, чужим народам являлся могучим владыкой, которому они добровольно подчинялись. Таким образом, им составлен был сильный союз народностей, к которому принадлежали: остготы, гепиды, тюрингцы, герулы, ругии, хозары и др». Как свидетельствует Шора Ногмов, были среди них и адыги. Но об этом мы поговорим чуть ниже.
Потерпев в 451 году поражение от римлян в битве на Каталаунских полях, Атилла через год вновь вторгся в Северную Италию, разрушил множество городов, но победу отпраздновать не успел: считается, что в первую брачную ночь дочь вождя германского племени бургундов убила его, отомстив тем самым за уничтожение своего народа. Есть и более приземленная версия, что Атилла, любитель пиршеств и возлияний, умер от аплексического удара. По преданию тело его положили в три гроба: золотой, серебряный и железный, умертвив впоследствии тех, кто участвовал в захоронении. А сам  гроб был зарыт в русле реки (предположительно, Тисы), из которой перед этим была отведена вода. Считается, что гробница  Атиллы, являющаяся одним из богатейших кладов мира,  находится где-то неподалеку от современного Будапешта. Но лежит в ней лишь малая часть сокровищ гуннов, награбленных ими в походах…
Житель Кабардино-Балкарии Хусен Гедгафов уверен, что многие из них оказались на территории нашей республики. В своем предположении он опирается на свидетельство Шоры Ногмова, писавшего в  «Истории адыхейского народа»: «К этому периоду народной жизни адыгов надлежит отнести сохранившиеся в песнях известия о нашествии и сношениях с Атиллой, которого по свойству нашего языка предание именует Адилем. В одной песне имя его упомянтуо с эпитетом «бича божия», которое ему придали современники. «Тхьэм и фIыщIэкIэ дэри, дибгхэри, ди къуэхэри лэжьэншэу бэлыхьым дыкъелащ», т.е. «Господь бог помиловал нас, горы и ущелья наши; бич небесный отступил от них благополучно». С того времени народ называет Шад-гору Ошхемахо, т. е. «счастливой», потому что он, дойдя до нее, удалился от наших пределов. Хотя предание не оставило никаких сказаний о великом завоевателе, но можно утвердительно сказать, что адыге были им покорены и признавали над собою его власть. Песни упоминают, что они служили в его войске. «МыдэкIэ ди нарт шууфIхэр Аттил и дзэмэ фынызэдожьэ, ежьахэр щыхуримыкъукIэ дэри дыхуохьэзыр», т. е. «Отборная наша конница отправилась к Аттиле с охотой. Если же этого недостаточно, то приготовимся ехать и мы». «Жьпкъхэм я вагъуэшхуэ лыдхэр, Атилл и дзэм къахолыдыкIхэр, зэдэкIуэу задесщи блащхъуэ хахуэу ди нарт шууфIхэр», т. е. «По большим горам, как блестящие звезды, стекаются к Атилле воины наши, наносящие удары, подобные ударам грома».
Вот эти самые воины, вернувшиеся  после смерти Атиллы на Кавказ, и привезли с собой невиданной красоты трофеи. Но только куда они потом делись?
Впрочем, здесь мы отвлечемся и скажем несколько о нашем информаторе. Хусен Гедгафов – личность колоритнейшая. В прошлом году ему исполнилось 80 лет, но по мировосприятию он не просто молод – даст сто очков вперед многим из тех, кто разменял третий-четвертый десяток. Канва биографии – самая обычная: сельская школа, Кабардино-Балкарский госуниверситет, специализация – преподаватель кабардинского языка и литературы, работа учителем. Но каков круг интересов и их проявлений, реально достигнутых результатов!
Хусен – поэт, в творческом багаже которого несколько книг, более того – еще Николай Тихонов в одной из статей назвал его имя среди тех литераторов, кем может гордиться республика. Он музыкант, композитор, песни которого не только хранятся в фонде местного радио, а постоянно исполняются по заявкам слушателей. Историк, восстановивший немало страниц из героического прошлого кабардинского народа. Этнограф – скрупулезно и тщательно воссоздающий обряды и обычаи, уходящие корнями в глубину веков. Кинорежиссер-документалист, сам снимающий фильмы.
А еще Хусен знаток адыгского этикета, мастер национальной одежды, народный лекарь, излечивающий болезни травами, поборник здорового образа жизни, исходивший Кабарду вдоль и поперек, неутомимый краевед, для которого топонимия родных мест как открытая книга. Одним словом, личность прелюбопытнейшая.
Так вот Гедгафов со слов своей матери рассказывает, как в начале прошлого века  в его родном Атажукино (до недавнего времени селение Кызбурун Первый) сосед задумал вырыть яму для туалета. Прокопав с метр, наткнулся на каменную плиту. С трудом выворотив ее, увидел вход в подземную комнату. Было в ней множество разных вещей, самые простые из которых – кувшины и пиалы сосед раздал женщинам, а остальные собравшимся у провала так и не показал; куда они делись и куда их вывезли мать не знала. Говорила только, что старики связывали тот клад с Адилем, прозванном народом «бич Божий», когда-то побывавшим в этих местах, и его воинами, которые вернулись домой после гибели Атиллы.
Историю эту Хусен впоследствии пересказывал неоднократно и вот во что она не так давно вылилась. Кто-то из слушателей, вынесший из этого хабара лишь имя Атиллы, соотнес найденные на пригорке артефакты с захоронением вождя варваров. Судя по всему, поделился своей тайной с кем-то из еще более «сведущих» в архелогии людей. Те отреагировали молниеносно. За очень ограниченный срок на вершине пригорка вырос немалый шурф. Причем, вероятнее всего, работали «черные копатели» по ночам, ведь место это на виду у сельчан. Но никто не всполошился, не забил тревогу. Неизвестно, нашли ли горе-кладоискатели  что-нибудь или нет, но вообразить могилу Атиллы в Баксанском ущелье, да еще на высокой точке местности, значит полностью игнорировать исторические реалии.


***
Вообще в  «черные археологи» сегодня подались десятки, если не сотни жителей республики. Роют повсюду, не боясь законов и наказания. Такое, к сожалению, уже было в нашей истории, причем ровно  сто лет назад. Вот что писал доктор М. И. Чехович в работе «Краниологическое исследование серии черепов куркужанского могильника» (Записки Терского общества любителей казачьей старины. Владикавказ, 1914, № 4, . 53–69): «По всему пути от сл. Нальчика до пос. Озроково, на  протяжении более 100 верст, встречаются явные признаки древних могильников с различными типами погребений, а  начиная от селения Атажукина 1-го вверх по  течению реки Баксан, их можно видеть буквально на каждом шагу.  К сожалению, большинство раскопано хищниками, следы раскопок и народная молва указывают,  что массовое расхищение могильников местными жителями началось уже давно, непосредственно по следам  археологов, которые производили здесь раскопки 15–20 лет тому назад.  Громадный могильник близ пос. Озрокова расхищен весь  целиком: мои спутники насчитали более 150  курганов и столько же грунтовых могил  и все они оказались раскопанными, по-видимому, недавно, так как  выброшенная на  поверхность земля  не успела еще зарасти травой.
Осмотр ближайших окрестностей не принес ничего утешительного: на пространстве  15–20 верст от озроковского могильника во все стороны  встречаются  следы еще недавних  раскопок, причем хищники не пропускали ни одного подозрительного места: раскопаны не только курганы, но и естественные возвышения  на склонах гор и даже тригонометрические знаки, очевидно принятые невежественными кладоискателями за надмогильные памятники.

P1010122
P1010118
P1010116
На расспросы о том, кто занимается раскопками и куда сбываются найденные вещи, жители отвечают неохотно; однако из разных случайно полученных сведений выяснилось, что систематическими раскопками занимаются очень многие жители селения Атажукина и особенно Чегемского общества, среди которых есть лица изучившие это дело на практике в совершенстве. Удачные находки этих лиц заразительно подействовали на других, и теперь среди местных жителей почти нет человека, в особенности молодого, который при случае не взялся бы за лопату и кирку, а для раскопки больших курганов учреждаются даже артели и правильно организованные товарищества на паях. Сбыт найденных предметов обеспечен самый широкий: мелкие вещи охотно приобретают заезжие туристы, а более ценные редкости сбываются скупщикам, имеющим связи как с русскими и иностранными музеями, так и с отдельными любителями древностей».


P1010035
P1010034

И день сегодняшний. Недавно мы побывали в Терском районе и недалеко от селения Нижний Курп, проезжая по сельской дороге, обратили внимание на еле заметные отвалы свежей глины. Остановились, подошли поближе и были в прямом смысле слова потрясены. Небольшой холмик, внешне вовсе не похожий на могильный, пронзала прямоугольная шахта глубиной метров в восемь-девять. Более того, внизу от нее шло ответвление куда-то влево. Сверху ямы лежало бревно – судя по всему через него была перекинута веревка с помощью которой поднимали наверх грунт.
Мы даже не рискнули спуститься на такую глубину вниз по самодельной лестнице, ходящей из стороны в сторону. Но ведь кто-то (и далеко не один) изо дня в день опускался по ней, кто-то с помощью одних рук поднимал на лебедке  землю (многие тонны!), кто-то принимал наполненные  ведра и относил в сторону, чтобы было не так заметно со стороны.

P1010027
P1010009
P1010033

Неизвестные терчане или приезжие, подогреваемый жаждой обогатиться на вещах, сопровождавших предков в последний путь, проделали поистине колоссальный труд. И ничего не нашли. Просто не могли найти, так как холм был природный, а не насыпной. Ну а если бы нашли? Лучше бы стало от этого всем нам?
Куда еще более невероятный факт произошел в окрестностях Нальчика. И здесь нам снова придется обратиться к Шоре Ногме и его  «Истории адыхейского народа». В главе третьей Нестор кабардинской истории описывает «место где обитал первый епископ, пришедший из Греции; оно находится в четырех верстах от крепости Нальчик и называется «Лесистый курган».
Конечно, мимо столь знакового объекта не могли пройти местные жители. Один из них, урванец, будучи уверен, что в кургане спрятан клад, купил дорогущий металлодетектор, который (он утверждал это в ходе его допроса правоохранителями) показал наличие золота на глубине 25 метров (!). Именно так, хотя общеизвестно, что самые мощные аппараты просматривают земную твердь лишь на пару-другую метров. Напомним, что высота самого кургана  22 метра.
Оставалось, как ему казалось, только достать золото, для чего и были наняты трое рабочих (граждан Белоруссии), местом обитания которых стал полиэтиленовый шалаш, сооруженный на вершине. И работа закипела – с помощью примитивной техники (лопат, лебедки и ведер) белорусы менее чем за месяц выкопали двадцатиметровый (!) шурф, но ничего не нашли. Собирались копать и дальше, если бы не бдительные граждане.
Комментируя произошедшее, представитель республиканского предприятия «Наследие» сказал по этому поводу следующее: «Откровенно говоря, поражен масштабом произошедшего. Аналогов подобного в новейшей российской истории не имеется. Да чего уж там – вообще не могу припомнить случаев грабительских раскопок такого размаха, если только вскрытие царских скифских курганов на территории Причерноморья, имевшее место в XIX веке. Но тогда не было ни охраны памятников, ни законов о культурном наследии.

P1040918
P1040915

P1040899
P1040911
P1040909
Часто сталкиваемся с грабителями и их следами, но с такими дерзостью и цинизмом впервые. Пытаться ограбить курган высотой 22 метра рядом с федеральной трассой – это апофеоз наглости, порожденной ощущением полной безнаказанности! Дело даже не в том, что они не нашли ни золота ни серебра (их там нет по определению, поскольку это курган эпохи бронзы) – они разрушили уникальный археологический комплекс.  Судя по поднятому из шахты булыжнику, копатели достигли и даже прошли уровень древнего горизонта. Ведь курганы этого типа сооружались на специально созданной булыжной вымостке. Богатых погребений под ними, повторяю, не может быть – в ту эпоху система ценностей была абсолютно другой: очень ценилась медь и бронза как сырье для орудий труда.
Об ущербе же в научном смысле даже подумать страшно – уникальный памятник фактически искалечен».

…Клад Атиллы, конечно, спрятан не в нашей республике, но в ней имеется огромное количество захоронений, представляющих, без всякого преувеличения будет сказано, мировой интерес. Мы уже рассказывали о том, как в верховьях Заюково безжалостно разграбляется древний некрополь, названный известным российским ученым С. Л. Дударевым (Армавир)  «блестящим памятником, с помощью материалов которого археологи могли бы вписать новые и яркие страницы в историю Центрального Предкавказья  и всего Северного Кавказа, а возможно и всей Юго-Восточной Европы». Сергей Леонидович был буквально потрясен теми артефактами, которые были брошены  прямо на месте раскопок «черными копателями» в виду поврежденности или их малой (на взгляд современных варваров) значимости. Об этом его статья «Блеск и горечь древней бронзы (о новых находках у селения Заюково)» (Археология Средней Кубани. 2011, № 16).
Ознакомившись с ней, специалисты Государственного исторического музея (Москва) созвонились с авторами этих строк и узнав о желании передать собранные предметы на хранение, тут же  вылетели в Нальчик. Вот что сказала хранительница музея Анна Кадиева: «Судя по найденным предметам, могильник у селения Заюково относится к кобанской культуре, признанной выдающимся явлением европейской цивилизации. Экспонаты, переданные музею, свидетельствуют о контактах кобанской культуры с другими племенами, в частности, со скифами, которые в те времена занимали степные зоны. Это, к примеру,  фрагмент акинака – скифского меча с очень характерным перекрестием; фрагменты бронзовых шлемов, которые представители кобанской культуры копировали у ассирийцев; браслеты с орнаментированными концами в виде перекрещивающихся линий, характерные для сарматов. Например, подвеска с головой барана свидетельствует о том, что кобанцы занимались не только земледелием, но и скотоводством, и у них существовал культ животных – быков, баранов, которые играли значительную роль в хозяйстве.
Народы кобанской культуры являются предками всех народов Северного Кавказа. Кровь этих людей течет в каждом жителе региона в той или иной степени. Потому что все процессы, благодаря которым сложилась современная этническая карта Северного Кавказа, происходили уже в древности».
Возможно, Заюковскому курганному могильнику повезет и после проведения историко-культурной экспертизы его включат в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. А что будет с остальными? Сомнений нет –  первыми их  откроют не профессиональные археологи. Впрочем,  есть ли они у нас? Парадокс: отделом археологии в Кабардино-Балкарском институте гуманитарных исследований сегодня заведует принятый на четверть ставки ученый, приезжающий в Нальчик из Пятигорска. Археологическая школа республики, славившаяся в советское время своими находками и разысканиями, внесшая ощутимый вклад в воссоздание подлинной истории Северного Кавказа, приказала долго жить. Зато живут и процветают «черные копатели». Подкоп под историю продолжается, причем так активно и целенаправленно, что в скором времени и искать-то будет нечего.

Фото Жанны Шогеновой
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments