Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

СУРОВЫЕ СКЛОНЫ КАВКАЗА


Неизвестная российскому читателю книга Джона Баддели
Путешественник о Балкарии

      Если вы интересуетесь историей Кавказа, то имя Джона Баддели вам знакомо. Дело в том, что в 2010 году московское издательство «Центрполиграф» выпустило его книгу «Завоевание Кавказа русскими. 1720-1860». Выпустило абсолютно без всяких данных об авторе и поэтому читателю книги совершенно неясно, кто такой Баддели, когда написана им книга. До недавнего времени и в Интернете о нем не было ни слова.
Джон Фредерик Баддели (1854-1940) – англичанин, проживший долгую жизнь,  известный  кавказовед – путешественник, учёный, журналист. Он был другом семьи посла России в Англии графа П. А. Шувалова и по его приглашению в 1879 году  приехал в Россию. Здесь он изучил русский язык, стал работать специальным корреспондентом газеты «London Evening Standard» в Санкт-Петербурге. Как корреспондент этого  издания в 1888 году он сопровождал царя Александра III на Кавказ, что в конечном итоге вылилось в написание книги «The Russian conquest of the Caucasus» («Завоевание Кавказа русскими»), увидевшей свет в 1908 году.

Baddeley,_John_Frederick.jpeg

       Но мало кто знает, что Баддели, бывавший впоследствии на Кавказе неоднократно, вел дневники, которые впоследствии были собраны им в двухтомник «The Rugged Flanks of the Caucasus» («Суровые склоны Кавказа»), который был издан в 1940 году в лондонском  издательстве «ОКСФОРД ЮНИВЕРСИТИ ПРЕСС». Но уже после смерти английского путешественника.
      Эта книга не переведена на русский язык и поэтому практически неизвестна. А ведь в ней немало страниц посвящено нашему краю, в частности, Балкарии. Московский юрист Ахмат Глашев перевел несколько глав книги на русский язык и в скором времени работа эта придет к читателю. А пока несколько весьма занимательных отрывков из нее.

      …Было, конечно же, известно, что некоторые из старых классических мифов и легенд, можно найти на Кавказе. Прометей, разумеется (миф о прикованном к горе богатыре известен адыгам – пер.), относится именно к этому месту; то же можно сказать и о Золотом руне; возможно, также о Полифеме (легенды об одноглазых великанах эмегенах известны, например, балкарцам и карачаевцам, так же как и многим другим тюркским народам в их героическом эпосе – пер.). Первого и последнего из них я нашел в моих различных тбилисских журналах, но, по моему мнению, не будет слишком фантастичным предположение о том, что существует связь, пусть и неявная, между следующей легендой, рассказанной мне старцем в Чегеме в ночь нашего прибытия, и историей под названием «Андромеда».
      Однажды жил храбрый охотник по имени Хомай, которому в охоте, которой он зарабатывал себе на пропитание, везло меньше, чем ему хотелось бы, или в сущности, как ему казалось, меньше, чем ему должно было везти. Но однажды он узнал, что красивая дочь Афсаты (в кар.-балк. и осет. эпосе бог охоты, изображавшийся часто в виде горного козла «тура» - пер.) была унесена в практически недоступное ущелье страшным монстром, который питался людьми, и что ее отец был в отчаянии. Хомай отправился спасать ее, и, после необычайных трудностей, проник вглубь ущелья и нашел там деву, сидящею на скале и горько плачущую. Он заговорил с ней и попытался успокоить, но едва он произнес два слова, как появился монстр, потребовал у него назвать свое имя и объяснить, что он там делает, спросил, откуда он пришел, и как он посмел подойти к пленнице. Хомай своим ответом бросил ему вызов и вызвал монстра на смертный бой, после чего тот сказал ему с презрением, что он может сделать первый выстрел – “tirez les premiers” – как говорили французы при Фонтенуа; но в этом случае за этими словами не скрывалась большая отвага, как мы увидим далее. Хомай, поймав своего врага на слове, сделал первый выстрел, который лишил монстра правой руки выше локтя. Монстр не обеспокоился и не разозлился; он даже попросил его выстрелить вновь. Но Хомай знал, как поступить! Он хорошо знал фольклор и был полностью уверен, что второй выстрел вновь сделает монстра невредимым и окончательно решит его судьбу и судьбу девы. Так, взяв девушку за руку, он увел ее, оставив монстра проклинать свою собственную недальновидность и выживать без чьей-либо помощи. Я бы закончил историю свадебными колоколами в православном стиле; но у меня нет прав так сделать.     Афсаты был благодарен настолько, насколько мог; возможно, брак с простым смертным не был в порядке вещей – хотя сам Персей, если быть точным, был сыном Зевса и Данаи, вполне смертной девушки – но он дал нашему герою то, что со всей вероятностью такой мудрый и знающий человек как Хомай ценил выше, – права на неограниченную охоту и стрельбу по птицам и зверям в лесу, на равнине и в горах.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments