Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

ТАМЕРЛАНОВСКИЙ СЛЕД ч.2

       Далее начинается то, что имеет непосредственное отношение к поднятой нами теме: «После этих погромов Тимур вернулся к своему обозу, дал войскам отдохнуть, а затем выступил в поход против крепостей Кули и Тауса, располагавшихся на территории нынешней Кабардино-Балкарии. Не имея сил дать открытый бой, местные жители под натиском врага уходили глубоко в горы, устраивали засады, со скал и обрывов скатывали камни и образовывали завалы. Тимур уничтожил и разграбил десятки поселений, истребил в Кули и Таусе значительную часть населения, а «те, которые остались в живых, –  по словам Йезди,  – оказались бродящими, растерянными и бездомными». В это время, по всей вероятности, и погиб некогда цветущий город Нижний Джулат…

0_4ef89_e0f43aa_L



     Затем Тимур выступил против владетеля Пулада. Поводом для этого послужил отказ Пулада выдать находящегося у него золотоордынского военачальника Утурку. Пройдя местность Вулкана (отождествляемую исследователями с Черекским ущельем – местом первоначального расселения балкарцев), Тимур двинулся на крепость Капчигай, располагавшуюся в недоступном месте (предположительно в районе сел. Верхний Чегем). Войску Тимура потребовались большие усилия для того, чтобы захватить эту крепость. Однако заняв и разорив владения эмира Пулада, Тимур не смог захватить Утурку. Направленные в погоню войска под командованием Миран-шаха, по всей вероятности, через труднопроходимые ущелья и горные перевалы достигли местности Абаса, где вскоре и был схвачен Утурку. Следуя своим принципам всегда и везде вести борьбу с кяфирами (неверными, т. е. немусульманами), Тимур разорил и ограбил жителей этих мест».
      Такова картина происходившего осенью 1395 года на территории нынешней Кабардино-Балкарии, воссозданная по историческим хроникам персидских авторов Низам ад Дина Шами и Шереф ад Дина Али Йезиди. Так как одна из этих работ практически полностью повторяет другую, мы цитаты будем по последней. Именно на  эти, широко известные письменные источники событий тех лет, опираются все исследователи. Среди них: Э. Ртвеладзе («О походе Тимура на Северный Кавказ»), Х. Хизриев («Походы Тимура на Северо-Западный и Центральный Кавказ»), А. Криштопа («Еще раз о маршруте Тимура на Северный Кавказ»), И. Джиоев («Походы Тимура в Аланию»), С. К. Бабаев.

LiveLeak-dot-com-c61_1403875751-1289334140_image045_1403876005.jpg.resized

      Труд последнего – «К вопросам истории языка и религии балкарского и карачаевского народов», изданный в Нальчике в 2000 году – цитируется нечасто. Причиной подобного игнорирования, без сомнения, является то, что волею судьбы вознесенный на самый верх республиканской правоохранительной структуры, автор в глазах местных научных корифеев так и остался «милицейским министром». Руководствуясь этим, они посчитали за блажь обращение отставного генерала в пенсионном возрасте не к садовым грядкам, а к историческим изысканиям. При этом игнорировалось, что у Султана Кайтмурзаевича историческое образование, что на первой Всероссийской конференции по вопросам истории балкарцев и карачаевцев, состоявшейся в 1957 году, именно он был одним из основных докладчиков, что на протяжении почти десяти лет являлся членом Ученого совета КБНИИ. Шлейф шестнадцатилетнего пребывания в должности министра внутренних дел Кабардино-Балкарии незримо вился за ним, заслоняя главное: изыскания  С. К. Бабаева достойны не меньшего (если не большего) уважения, чем работа, с которой ассоциируется его личность в нашей истории.

severelbrus

     
        В названной выше книге, к сожалению, так и не увиденной автором (она вышла после его смерти), имеется глава «О борьбе населения Балкарии против полчищ Тимура». Нас в ней интересует в первую очередь оспаривание С. К. Бабаевым некоторых утвердившихся положений о маршруте Тимурова войска, в частности о том, что после адыгов железный хромец «сосредоточился на покорении современной территории Карачаево-Черкесии». Возражая предположению ряда исследователей, что  туда Тимур двинулся из Пятигорья, С. К. Бабаев приводит такие доводы: «Во-первых, потому что в район «Беш-тага», т. е. Пятигорья, Тимур прибыл из Кубани со своим войском с «громкими победами» и, ограбив «весь улус черкесский», т. е. разгромив не только черкесов, но, видимо, и жителей верховьев Кубани и Зеленчука — карачаевцев и других. Во-вторых, у Тимура-полководца не было никаких причин для того, чтобы не завершить свои дела на Кубани и передислоцировать огромную армию в Пятигорье и повторно гнать ее обратно на значительное расстояние. В-третьих, тюркоязычные алано-асы проживали не только в верховьях Кубани и Зеленчука, но и на территории Балкарии, которая дигорцами именовалась Асией, а грузинами — Басианией. На территорию Карачая и Черкесии повторный поход Тимур совершил, очевидно, не в этот раз, а позднее, и не из Пятигорья, а из Балкарии».

Mount_Elbrus_May_2008

       Как будто обосновано. Но чтобы подкрепить данные построения, обратимся к самой «Книге побед» Шереф ад Дина али Йезиди, опубликованной в «Сборнике материалов, относящихся к истории Золотой орды» (М.: Наука, 1941). Процитиуем главку «Рассказ о движении пышного поезда (Тимура) к горе Эльбурз» без сокращений. Итак, «когда мысли Тимура успокоились от дел с областью русских и черкесов, то он со всеми, подобными небосводу, войсками повернул к горе Эльбурз. В это время гнев и горячность царские, вследствие подозрения, которое в действительности не имело основания, отдали приказание убить эмира Осман-и-Абасса, и такой предводитель погиб из-за подстрекательства нескольких подстрекателей-клеветников. В намерении покорить неверных знамя, мир завоевывающее, направилось на Буриберди и Буракана, который был правителем народа асов. На этом пути находились леса. Вырубив деревья и проложив дорогу, (Тимур) оставил эмира Хаджи-Сейф-ад-дина при обозе, а сам с целью джихада взошел на гору Эльбурз. В горных укреплениях и защищенных ущельях у него было много стычек с врагами веры и во всех делах победоносное войско (его), согласно обещанию «поистине наши войска будут победителями», одержало победу, многих из тех неверных, предав мечу джихада, отправили в огонь геенны, разорили их крепости, и милостью судьбы для победоносного войска  стала несметная добыча из имущества неверных. Возвратясь победоносно оттуда после похвальных трудов и с бесчисленной добычей, (Тимур) остановился в высочайшей орде. Эмир Хаджи-сейф-ад-дин, оставшийся при обозе, устроил пир и задал царское угощение».
продолжение следует
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments