Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

Category:

МОСТЫ СТРАНЫ ГОР ч.2

    А сколь зависимы были от капризов погоды эти сооружения – порой за лето их приходилось восстанавливать неоднократно! Но как бы ни бушевали дожди, ни свирепствовали ветры, воля и мужество горцев были сильнее сил стихии.
    Пришли другие времена, и сегодня от мостов, вернее было бы сказать – мостков, некогда протянутых на многометровой высоте над бурными реками, позволявших  переправляться с одной стороны ущелья на другую, экономя время на многочасовом спуске и преодолении кипящих от набранной скорости потоков, не осталось практически никаких следов.
    А вот от капитальных (хотя вернее было бы сказать – долговременных) мостов, возведенных в рамках строительства « Балкарской общественной колесной дороги» , следы в виде опор, сохранившихся на двух, но чаще всего на одной из сторон бурных горных речек, остались.

    736

Сегодня мало кто знает, что это такое – Балкарская дорога. А ведь это было поистине грандиозное сооружение, введенное в эксплуатацию в начале июня 1893 года в присутствии начальников Терской области и Нальчикского округа. Дорога связала поселок Кашхатау с селением Чегет-Эль, то есть по ней можно было добраться из Балкарского общества по Черекскому ущелью на равнину. Прокладка ее продолжалась почти десятилетие, на строительстве были задействованы сотни местных жителей, объем проделанной работы (вручную!) поражает воображение даже сегодня. Впрочем, обо всем этом читатель может узнать из выпущенной нашим издательством в 2008 году книги, которая так и называется « Балкарская общественная колесная дорога» . В нее вошли многочисленные документы, касающиеся всех этапов прокладки дороги, названы все причастные к этому удивительному сооружению лица, рассказано, кто, сколько и на что тратил общественные деньги, кто, когда и кого поддерживал.
     Этот поистине титанический труд (в книге 700 страниц, тысячи фамилий, сотни документов – впервые выявленных, подготовленных к печати, атрибутированных) проделал практически один человек – Борис Темукуев, которому балкарский народ по большому счету должен поставить памятник за его подвижнический труд во имя нации.
Но вернемся к теме нашего разговора – мостам. Вот один из документов, опубликованных в сборнике « Балкарская общественная колесная дорога» .
Начальник Горского участка подпоручик Цемиров 27 ноября 1868 года подал рапорт начальнику округа полковнику Нуриду, в котором, в частности, говорится: « В Балкарии работать дорогу начали с 15 октября и продолжали работу до 20 ноября, в продолжение этого времени устроив на реке Черек мост в 20 саженей длиной и в 7 аршин шириной: мост горской системы, поставлен на двух устоях, набитых снизу доверху камнями, в устоях этих со всех углов забиты сваи, к мосту проложена дорога на 200 саженей. Разработана вновь дорога по местностям Кузгютуп (Кюзгю-Тюбю) и Сукан, на 7 верст из трех болот, находящихся в этой местности, два обойдены, а на одном устроен мост 8 саженей длиной и 7 аршин шириной, мост этот уложен каменными плитами, для стока воды вырыта канава на расстояние 25 саженей. На всей местности этой разработано 427 камней и 500 оставшихся на прежде разработанной дороге. При старании балкарцев и их умении работать я надеюсь, что в будущем году к июню дорога будет окончена совершенно…».

    v_kabardino-balkarii_turist_iz_rostovskoy_oblasti_upal_v_reku_0

    И еще одно схожее сообщение: « В Балкарии 350 человек с 15 октября по 20 ноября построили на реке Черек горской системы мост из чинарового леса в 20 саженей длины, 7 аршин ширины, на двух деревянных устоях, набитых снизу доверху камнем, со сваями во всех углах внутри устоев, разработали дорогу с левой стороны реки Черек к мосту на протяжении 20 саженей, а от моста далее по направлению к Балкарии по местностям: Кузгутюп (Кюзгю-Тюбю) и Сукан на 7 верст; через болото в этой же местности построен деревянный мост в  8 саженей длины, 7 аршин ширины, крытый каменными плитами, для стока воды вырыты канавы на протяжении 25 саженей».
Документы эти интересны тем, что из них становится ясным понятие « мост горской системы» . Но вначале уточним, что сажень равна 2,13 метра, а аршин – 71,1 сантиметра, следовательно, мост длиной в 20 саженей равнялся 42,6 метра при ширине в 7 аршин – 5 метрам. Весьма серьезное сооружение.
    Как же оно возводилось при полнейшем отсутствии механизмов? Технология была достаточно проста и апробирована неоднократно. Прежде всего, одна сторона моста обязательно должна была быть сверхустойчивой, не зависящей от сокрушающей силы воды. Для этого подбиралась скала или камень внушительных размеров, которые можно было использовать для одного из оснований. Второе (или оба, если на выбранном месте не оказывалось необходимого скального выступа) сооружалось следующим образом. Сбивался деревянный сруб заданных размеров, который набивался доверху камнями. На него устанавливался следующий, но не вертикально, а со смещением на определенное расстояние к центру реки. Следующий сруб выдвигался еще дальше. Так сокращалось расстояние между берегами, и само основание становилось более устойчивым, тем более что « в устоях этих со всех углов были забиты сваи к мосту» . Эти опоры (устои) и ныне можно увидеть во всех без исключения ущелиях Балкарии. Многие десятилетия, перестав в силу разного рода причин исполнять предназначенное, они противостоят безжалостному натиску водной стихии горных рек,  став своеобразными памятниками мужественного труда и  народной смекалки.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments