Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

Categories:

Летающий танцор


  О том, как он исполнял танцы на носках, ходили в прямом смысле слова легенды. Он мог танцевать так три минуты и даже больше, причем без всякого труда, тогда как самые известные кавказские танцовщики выдерживали подобное напряжение ног где-то минуты полторы.  Более того, он, стоя на пальцах. с девушкой на высоко поднятых руках, мог пройти и круг, и даже  второй…
К этому стоит прибавить утонченную фигуру с тонкой талией, невероятную выносливость, удивительную гибкость, позволяющие ему совершать редкие по красоте прыжки…
Одним словом, это был уникум, танцовщик от Бога, имя которого  сегодня совершенно забыто. А ведь ушел Казбек Браев из жизни совсем недавно – в 1966 году.

img264
Казбек Браев (справа), балетмейстер Григорий Галперин (поставил для Казбека танец на пальцах), Магомед Алакаев

   …Национальными танцами он начал заниматься в начале пятидесятых годов прошлого века в нальчикском  дворце пионеров, что в те и несколько последующих десятилетий располагался на улице Инессы Арманд. Педагог Азида Хамидовна сразу обратила внимание на худенького, но крепко сложенного мальчика, которого отличал артистизм, выражавшийся в плавности и  слитности движений… Практически сразу на Казбека обратили внимание специалисты и в неполные пятнадцать лет его пригласили в профессиональный коллектив – государственный ансамбль песни и танца республики. Здесь окреп и развился его талант танцовщика, свою лепту в отшлифовку которого, дальнейшее профессиональное становление  внесли такие известные хореографы, как Хашир Дашуев, Григорий Гальперин, Танго Израилов. Мутай Ульбашев.

  Вот, в частности, что вспоминал последний из них: «Казбека Браева я знал по совместной работе в государственном ансамбле танца «Кабардинка». Мне он запомнился как талантливый, высокопрофессиональный танцовщик.  Мне как балетмейстеру было легко и приятно с ним работать, он, казалось, никогда не ощущал усталости, постоянно находился в творческом поиске – новых движений, интересных и красивых комбинаций. Яркая индивидуальность Казбека, его отточенная техника, неподражаемая артистичность, редкий сценический темперамент сделали его  непревзойденным исполнителем кавказских танцев.

img265
Казбек Браев и Андрей Пшиншев. 5 декабря 1956

  Его танец отличала плавность рук, которые не только завершали танцевальную фразу, но и развивали тему танца. Каждая поза, каждый жест были  отточены и выразительны, красочны, высокохудожественны, а это пленяло зрителей, награждавших исполнителя долгими аплодисментами.
Но самое главное, Казбек, достигнув высот танцевального мастерства, продолжал работать над собой – в ходе репетиций постоянно совершенствовал танец, отшлифовывая каждую его грань, относясь к своей профессии серьезно и требовательно. К этому надо добавить, что не только на сцене, но и в жизни он всегда был подтянут, собран, одет со  вкусом.

   Что касается танцев на носках, то мне за многолетнюю работу в ансамбле не приходилось видеть подобного: у Казбека были изумительно крепкие пальцы, большой красивый подъем – подняв на руки девушку, он, стоя на пальцах, мог пройти по кругу ходом лезгинки,  что редко какому танцору удается».
А вот как последнее дополняют знаменитые танцоры супруги З. и К. Соттаевы.

  Каншао: «Казбек действительно выделялся среди всех как исполнитель танца на носках. Носки, можно сказать, у него были «железные».  Пожалуй, до сего времени нет подобного исполнения на носках. Он мог любого посадить на плечо и танцевать на носках две, три, а то и четыре минуты. Был неотразим, выделяясь как в индивидуальных, так и массовых сценах.  Легко переносил любые творческие нагрузки, на сцене  не работал – жил!»

img276

  Зоя: «Это меня он держал на плечах, когда танцевал на пальцах. Выдержать подобную нагрузку из солистов ансамбля кроме него никто не мог.  Именно под Казбека был поставлен танец на пальцах, который шел буквально  на ура. С этим танцем его пригласили в ансамбль «Лезгинка», который выезжала на заграничные гастроли, что по тем временам было позволено далеко не каждому артисту. Но мастерство Браева было настолько оригинально,  что у него практически не имелось конкурентов в поездках за границу».

  Действительно, мастерству Казбека рукоплескали в начале шестидесятых годов прошлого века как в Советском Союзе, так и за рубежом. Сохранились многочисленные фотографии – немые свидетели триумфа кабардинского танцора. На одной из них, датированной 1958 годом, мы видим Браева практически взлетевшем на полутораметровую высоту: руки подняты вверх, ноги поджаты, на лице сияющая улыбка. Улыбка молодости, физической силы и ловкости. И это не  фокус художника (о чем свидетельствует тень на стене), тем более не сегодняшний фотошоп, а реальный взлет, демонстрирующий  высокое мастерство танцора. В уголочке снимка Казбек оставил надпись. Она гласит: «Легче воздуха». И в это действительно веришь. 
  Сделана эта фотография в годы службы в Советской армии – проходил ее Браев в окружном ансамбле Юго-Западного округа. Здесь, в армии, и настигла его беда, ускорившая уход из жизни. При каких обстоятельствах в 1956 году он получил ушиб головы, сегодня уже выяснить не представляется возможным, да и какой в этом смысл. О том, что  именно по этой причине и именно  в то время началось его заболевание свидетельствует история болезни № 437, датированная октябрем 1958 года. Пульсирующие головные боли стали мучить его после той злополучной травмы все чаще и чаще.

img267

  Тем не менее впереди были самые главные взлеты – поездки с ансамблем «Лезгинка» в Югославию, Индию, Китай в 1962 году. Участие во всероссийском смотре артистов эстрады и звание лауреата. Зачисление в знаменитый  ансамбль И. Моисеева…
  Но здоровье все чаще стало его подводить. Пришлось оставить большую сцену, перейти на работу в Республиканский дом народного творчества (РДНТ), где он, уже в роли хореографа, оказывал практическую помощь коллективам художественной самодеятельности.

img275

     Но все это продолжалось сравнительно недолго. К болезни головы прибавилась еще одна. Не менее страшная и тяжелая, а по тем временам практически неизлечимая. И 12 декабря 1966 года жизненный путь танцора (или артиста балета, как написано в аттестационном удостоверении за № 01407 выданном Министерством культуры СССР) Казбека Башировича Браева завершился. Ему не исполнилось и тридцати…

Что остется после артиста? Только память благодарных зрителей.
  А когда уходят зрители? Фотографии забытых концертов. Они перед вами.
Tags: Браев
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments