Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

КОРАБЛЬ НОЯ НА СЕДЛОВИНЕ ЭЛЬБРУСА ч.2

     Текст. Пророк Ной имел трех сыновей, старшего звали Сем. Сем имел 4 сыновей: Ларуна, Радуна, Лауна и Рауна. От Ларуна произошли ханы Аравии, а от трех других – князья. Эти князья терпели много бедствий в Аравии, поэтому они ушли из нее и рассеялись по разным странам».
Отвлечемся от высказанных предположений и отметим только родословную, идущую от Ноя, а точнее ее привязанность к нашим местам. Одним словом, Ной для коренных жителей Кабардино-Балкарии не библейский персонаж, а по большому счету родственник.

    Вот, наконец, мы и подошли к сути данного материала.
 …Как-то в издательстве появился улыбчивый разговорчивый мужчина, который отрекомендовавшись, что зовут его  Виталий Келеметов и он наш читатель, сообщил как бы между прочим следующее: в Нальчике живет человек, который когда-то, а точнее будет сказано, в 1940 году, держал в руках деревянный брусок от корабля Ноя с вбитым в него железным костылем. Пряча ироничную улыбку, мы тем не менее записали имя и адрес человека, прикоснувшегося своими руками к одной из самых загадочных реликвий мировой истории. Зовут его Шагабан Хасымович Джаппуев, живет он в Вольном ауле.

Ноевом-ковчеге

  Свидетельствуем, после того рассказа пробежало куда больше года и, если честно, не собирались мы на эту встречу, видя в ней прежде всего еще одну завиральную историю, но вот в чем дело. В разговорах с местными жителями, особенно верховий Баксанского ущелья, история эта всплывала то и дело. В Тегенекли живут Хаджиевы, так старшие рода рассказывают о плавании Ноя как о реальном событии, имевшем место, пусть и произошедшем тысячелетия назад.

    И этот феномен человеческой памяти, причем с детализацией события, связанных с ним фактов и эпизодов, заинтриговывал не меньше, чем сама история корабля Ноя. Откуда такая уверенность, если не сказать убежденность рассказчиков. Вымысел не обладает свойством оставаться в памяти, тем более переходить из поколения в поколение на протяжении многих столетий. Захотелось понять, на чем зиждется, чем подпитывается этот феномен.

     И вот мы едем к Шагабану Джаппуеву, проживающему в Вольном ауле, праправнуку знаменитого проводника Дячи. Корни-то бруса с костылем растут отсюда. Да более того – опираются на реальные артефакты.
Вот что нам рассказал человек, приближающийся к своему восьмидесятилетию. Рассказывал смущаясь, как бы оправдываясь за то, чему был свидетелем.

0_c44d9_8af380ca_orig

   Итак, дело было перед войной, а следовательно, где-то в году 1940-м. Родители Шагабана проживали в родовом поселении Джапыр, что располагалось чуть ниже нынешнего поселка Эльбрус в Баксанском ущелье. Отселок, или по другому хутор, состоял из 13-15 саклей. Джапуевская ничем от других не отличалась. Было в ней и место, которые балкарцы называют тёр – далекое, глубокое, не тайник, а что-то вроде ниши, где хранился всякий-разный хубур-чубур. У Джаппуевых в нем стоял старый, почерневший от времени, с многочисленными мельчайшими дырочками, проеденными жуком-короедом, невысокий сундук.
О том, что в нем находилось, восьмилетнему пострелу Шагабану давно хотелось узнать, да вот случая все не представлялось. Бабушка строго-настрого запретила приближаться к сундуку, тем более открывать его. Но запрет только усилил мальчишеское любопытство. И как-то улучив момент, в отсутствии взрослых Шагбан, пыхтя и надрываясь, вытащил сундук и открыл его.

   Что в нем было, навсегда врезалось в детскую память. Прежде всего пистолет – двуствольный, с удлиненным дулом; кинжал, что был раза в два больше обычного и два-три деревянных бруска – примерно в полметра длиной, тяжеленных, почерневших, словно вытащенных из огня, в одном из которых торчал ржавый железный штырь.
Вполне объяснимо, что деревяшки совсем не заинтересовали мальчику, но именно их первыми отобрала бабушка, когда застала внука на месте преступления. Нашлепала больно, собачим сыном обозвала, который лазит куда ни надо, а когда  положила реликвии обратно в сундук, а его на место, чуть остыла, поутихла  и рассказала следующее.
Все эти вещи остались от предков – кинжал и пистолет принадлежали его, Шагбана, прапрадеду – Тутару, который в один из набегов крымцев на наши места, будучи поставленным часовым у входа в одно из ущелий (в районе Кёнделена) проявил такие мужество и выдержку, что поразил  пришельцев. Крымский хан распорядился привести к нему часового, расспросил его, подивился и подарил …шаурдена (солдата), сказав при этом: « Если вы будете вместе, в это ущелье даже черт не зайдет!».

69384726

   Так ли это или не так, что здесь выдумка, а что быль, когда происходили означенные события и с чем они связаны, ответить сегодня достаточно трудно, да и не входит это в нашу задачу. А вот что касается « деревяшек» , здесь бабушка произнесла слова, которые врезались в память Шагабану: « Нух байрамбар кемеси»  – « Ноя пророка ковчег» . Ни про всемирный потоп, ни про Ноя и сооруженный им ковчег, мальчуган, естественно, ничего не слышал, да и бабушка толком ничего не объяснила, впрочем, что она могла толком сообщить...
Сказала только, что когда-то давным-давно, когда всюду была вода, большой корабль Нух-Ноя зацепился за одну из вершин Минги-тау. А лет семьдесят назад Дячи, прадед Шагбана,  повел англичан на вершину Эльбруса и на седловине нашел эти бруски. С тех пор и хранятся они в сундуке.
Правдив ли рассказ Ш. Х. Джаппуева? Мы не сомневаемся, что в сути описываемого – да. О Шагбане отзываются как о человеке честном, искренним, не путающем правду с ложью. Не напрашивался он на рассказ, что видел, что слышал, то и рассказал, ни на что не претендуя и ни на что не рассчитывая. Другой вопрос, были ли те деревяшки частью корабля, на котором спаслось человечество… Хотя сама постановка этого вопроса у многих вызывает ироническую гримасу и рождает весьма  язвительные реплики, мы не прочь были бы заглянуть, приоткрыв завесу времени, в тот старый сундук.

1250192983_post312501688579405

   Но не дано… В 1944 году, когда жители поселения Джапур, вместе со всем балкарским народом, подверглись насильственной депортации, следы его затерялись. Никто из семейства Джаппуевых, за то недолгое время, которое дали семье на сборы, не вспомнил о месте тёр и запрятанном в нем сундуке. А когда в 1958 году Шагбан, его мать Алтын и сестра Зоя вернулись (два брата и бабушка обрели покой в чужой земле), от сакли, как и от поселения в целом даже следов не осталось…
   И неизвестно, в каком костре сгорели бруски от главного в мировой истории корабля, благодаря которому легендарный библейский герой, взяв «каждой твари по паре», даровал человечеству будущее.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments