Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

ТВЕРДЫНИ ЧЕРЕКА ч.1

      Рукотворные памятники Черекского ущелья – это удивляющие своей мощью и величием развалины древних крепостей и башен. Обратимся к запискам А. Фирковича: « В Балкарском ущелье и на горе того же имени взор путешественника поражается множеством башен, в недальнем расстоянии одна от другой построенных и образующих как бы одну обширную крепость. Древнейшие из них построены на едва доступных скалах, другие на равнине и в средине самого аула, высотою в 4, 5 и 6, одна даже в 7 этажей; основание их занимает от 4 до 5 квадратных саж.; кладка стен одна из самых прочных, шириною в нижнем этаже в сажень и более. Это прекрасное ущелье, как видно, было предметом зависти соседей и часто подвергалось нападениям их, что, вероятно, и было причиною сооружения такого множества башен. В настоящее же время, когда подобная опасность миновала, башни совершенно опустели и приходят в упадок. Постройку новейших из них относят к XVI и XVII столетиям. В некоторых из новейших башен, на самом верху сделаны крестообразные окна, которых края окрашены, что доказывает, что они принадлежали христианам; но жители от этого совершенно отказываются, отзываясь, что как они, так и предки их, построившие башни, были мусульмане».


  Куннюм, Зилги, Куспарты, Мукуш, Мухол, Курноят, Ишканты, Сауту, Глашево… – это названия лишь части аулов, на месте которых ныне располагается селение Верхняя Балкария. Именно их жителей надежно прикрывали от опасностей неприступные башни и крепости, возведенные на скалистых горных утесах. В отчете Императорскому археологическому обществу академика В. Миллера, который сам в ущелье не был, говорится: « Особенно богато башнями ущелье Балкарское, населенное древнейшим из тюркских горских обществ. При проезде этим ущельем путешественник почти не теряет из виду древних башен, сопровождающих Верхний Черек то с правой, то с левой стороны. Остановимся лишь на некоторых, представляющих до сих пор явственные следы сквозных крестов. Таковы две довольно хорошо сохранившиеся башни, построенные, по преданию, предками балкарской фамилии таубиев (горских князей) Абаевых. Одна из них возвышается в ауле Куним и приписывается Али-мурзе Абаеву. Башня отлично построена, из камней на извести, и сохранила внутри следы 4 этажей. В нижнем этаже живут до сих пор. На трех стенах – северо-западной, юго-за­падной и юго-восточной – на значительной высоте виднеются четырехконечные кресты, образуемые выемкой в стене. Другая абаевская башня находится в ауле Шканты, на левом берегу р. Иртышки, и была построена Сосраном Абаевым. Она сложена так же, как и первая, и достигает высоты 81/2 сажени. Есть предание, что башню строили мастера сванетские или греческие. Внутри сохранились следы 4 этажей. В 1-й этаж ведет на восточной стороне небольшая дверь с полукруглой аркой. Дверь пробита на высоте 2 аршин от основания башни. На двух стенах виднеются кресты.

      …На вопрос, к какому времени относится построение этих башен, можно ответить только приблизительно, сообщив народные предания о происхождении балкарских княжеских родов. При этом нужно заметить, что и народные предания представляют варианты относительно генеалогии балкарских таубиев. Вот одно предание, записанное со слов таубия хаджи Шаханова, пользующегося у балкарцев репутацией знатока старины. По словам этого старика, некогда в Стамбуле один падишах заподозрил свою дочь и прогнал ее от себя. Она бежала в Крым и вышла за крымского хана, который удостоверился в ее невинности. От этого брака родился Чингис-хан; у него был сын Барак-хан, от которого произошел Джанбек-хан, отец родоначальников привилегированных фамилий Дигории и Балкарии – Бадилята и Басиата.

      Это предание, конечно, не заслуживающее веры, очевидно, основано на желании возвысить Бадилята и Басиата, приписав им царское происхождение. Правдоподобнее другое, более скромное предание, записанное нами от эфенди Абаева, которое говорит, что Басиат и Бадилят были сыновья-сироты одного крымского вельможи, ушедшие из Крыма на Кавказ вследствие притеснений от родного дяди. По 1-му варианту (шахановскому), братья поселились сначала на реке Куме, а затем перешли на Кашкатау. Здесь они расстались: Бадилят пошел в Дигорию, где стал родоначальником дигорских дворянских фамилий, а Басиат поселился в Балкаре около нынешнего аула Кунима, на левом берегу Черека. В нынешнем Куниме жили в то время выходцы из Сванетии – таулу (мн. ч. таулулар). Басиат подчинил их себе и обложил данью. Кроме таулу, туземное население состояло из осетин-дигорцев и других ранних пришельцев. Предание говорит, что туземцы исповедовали языческую религию, а Басиат с дружиной были мусульмане. Это предание следует поправить в том смысле, что туземцы, несомненно, как их соседи дигорцы, хранили некоторые следы христианства, смешавшегося с языческими верованиями, а мусульманство пришельцев – Басиата с дружиной – довольно сомнительно, ввиду существования крестов на башнях, построенных потомками Басиата. …Можно думать, что построение абаевских башен восходит, по крайней мере, за 300 лет тому назад, а башни, построенные туземцами-сванетами (таулулар) до прихода Басиата, относятся к еще более отдаленному времени».

      Дополним этот весьма занимательный отчет впечатлениями Николая Харузина, оставившего нам свидетельство увиденного им здесь в 1886 году, которое удивительно перекликается с событиями, происходившими в Чегемском ущелье сто двадцатью годами ранее – местью мумий. Впрочем, сравните сами: « Хозяин повел нас осмотреть большие курганы, возвышающиеся на крутом берегу Черека. Страшно было видеть эти две огромные гробницы среди гор. Курганы эти пользовались особым почтением и даже суеверным страхом местных жителей. По преданию, в давние времена умерло шесть женщин в ауле; у каждой из них было по ребенку, умершему одновременно с матерью. Их похоронили вместе с детьми в одном из этих курганов, но тела их не сгнили, и теперь они и их дети лежат, как будто живые, в обширной гробнице кургана. Много вокруг них лежит драгоценностей, похороненных вместе с ними. Есть и ход в кургане, заваленный землей и камнями, но никто не знает, с какой стороны он находится, за исключением старухи, самой пожилой в ауле, которая помнит еще то время, когда на кургане приносились жертвы.

окончание следует

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments