Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

ДОРОГИ «ЧЕРТОВОЙ ТЕСНИНЫ» ч.2

   Дорога становится крайне опасной; мы едем над самой про­пастью. Ширина тропинки такова, что лошадь едва может идти; и, кроме того, местами она наклонна. С одной стороны – высокая стена гор, края которых касается нога, с другой – страшная стремнина, со дна которой едва слышен шум потока, самого же его не видно. Только и есть тот маленький карниз, по которому мы едва двигаемся. Стоит только оступиться – и спасенья нет, закружилась голова – бездна удел человека.

   Над бездной же висит голова лошади в тот момент, когда она делает поворот. Наконец последний и ужасный склон»…
  Мало что изменилось и спустя еще пару десятилетий. Вспомним описание Сергея Анисимова, побывавшем в Черекском ущелье уже в советское время: «Вот склоны « суживаются, и автомобильная дорога входит в узкое горло ущелья, разрезанного в крепких желто-розовых известняках Скалистого хребта. Черек разработал здесь свое ложе в виде очень глубокого каньона, где река с ревом и шумом летит в глубокой пропасти, а вверху проведено автомобильное шоссе, разработанное капризными карнизами. Оно то низко опускается к самой воде бурного потока, то взвивается на скалы очень высоко над его течением.


 …Встающие… пики Скалистого хребта достигают высоты  3 тыс. м над уровнем моря, а средняя высота полотна автомобильной дороги здесь около 100 м. И это простое сравнение высот заставляет легко представить, как величественны виды этого замечательного каньона, стены которого украшают разнообразнейшие естественные архитектурные и скульптурные фигуры: колонны, башни, крепости. Очень красив здесь и самый цвет пород – от беловато-желтого до темно-розового. К этому прибавляется еще убранство кустарниками, мощными деревьями и множеством цветов. Вверху над всем этим виднеется узкая полоска темно-голубого бездонно-глубокого неба.
В пейзаже Балкарского ущелья увлекает полная насыщенность зеленого, розового и лазурного цветов. Карниз дороги дает местами очень острое ощущение высоты: скалы с одной стороны падают в бездонную пропасть, а с другой – стены ущелья поднимаются отвесно к небу или местами даже нависают в виде полутоннелей. Совершенно поражает также и толща пластов этих юрских пород, падающих под углом 35–45 градусов на северо-восток. В этих пластах чередуются известняки, сланцы и песчаники, а в более глубоких слоях обнажаются доломиты. Черек прорезал в этих пластах свое русло точно пилой, и в глубине этого разреза можно видеть еще более древние кристаллические породы в виде серого кавказского гранита, отшлифованного водами реки. Помимо этих зрительных впечатлений здесь очень остры и слуховые: рев и шум воды прямо оглушают».

     Впрочем, и сегодня, когда горные тропы стали автомобильными трассами, а наиболее опасные участки запрятались в сами скалы, прорезанные туннелями, пребывание на высоте вызывает выброс адреналина у большинства приезжающих: где-то далеко внизу, в десятках метров от тебя, клокочет Черек; теснина столь отвесна и узка, что, сорвавшись (не дай бог даже представить это!),  и стен не заденешь, долетишь до остроконечных мощных речных глыб целеньким…

     Действительно, теснина Черека, так образно описанная путешественниками, поражала и поражает каждого. Это восхищение перед величием природы, мощью горных отрогов отразилось не только в описаниях путешественников, но и в названиях, данных ими скалам, крутым поворотам: Балкарской называлась эта дорога на фотографиях, датированных началом XX века и распространявшихся по России в виде открыток. Вот каменный навес « Пронеси, Господи»  (на другой открытке так называется скала), вот « Смелый поворот» , вот « Гора-кольцо»  (она же так называемый тоннель). Все живо, узнаваемо – что такое сто лет для могучих стражей ущелья!

     Изменилась, конечно, сама дорога – она оделась в асфальт, стала более безопасной, прорезав горы на самых опасных участках двумя достаточно протяженными тоннелями. Места эти действительно опасные, но и в то же время самые живописные, вызывающие непередаваемую гамму эмоций. Поэтому, чтобы ощутить величие ущелья, посоветовали бы не мчаться с ветерком по освещенному электрическим светом тоннелю, а выйти из машины и пройти пешком этот участок. Если боитесь высоты – прижимаясь к скалам, если более чем стометровая отвесная пропасть не смущает вас – над краем дороги, ибо вид отсюда открывается – сердце волнующий, глаза поражающий, чувства обостряющий.

     Именно здесь, на этой дороге, начинаешь понимать, как мал и слаб человек – песчинка в сравнении с горами, любому камешку, сорвавшемуся с вершины, по силам забрать его жизнь; и как велик и могуч он, проложивший руками тропинки по скальным кручам, превративший их с помощью машин в современные магистрали, ожерельем опоясавшие горы.

    Совершите это небольшое путешествие по старой Балкарской дороге в день вчерашний, право, оно стоит того, ибо будет будоражить вашу память еще долгие годы.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments