Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

НЕСТОРЫ КАБАРДИНСКОЙ ИСТОРИИ ч.2

   Это и малоизвестное сочинение князя Александра (имя, полученное при крещении) Мисостова « История несчастных черкесов» , датированное 1841 годом, а опубликованное отдельной книгой лишь в 2004 году, опять же в нашем издательстве. Данное недооцененное исследователями сочинение рассказывает об исходе предков адыгов из Египта и Сирии и концептуально отличается от ногмовской трактовки.
Это и популярный труд Владимира Кудашева « Исторические сведения о кабардинском народе» , считающийся первой обобща­ющей работой по истории Кабарды в дореволюционной историографии Кавказа. Кудашевское исследование вышло в Киеве в 1913 году тысячным тиражом, а в наше время – в 1990 году – было переиздано репринтным способом, что весьма негативно отразилось на его восприятии читательской публикой (15-тысячный тираж, пожелтев от времени и складских условий, реализуется и сегодня).

   О личности Владимира Николаевича (Эльбуздуко Канаметовича) Кудашева, жизнь которого отделена от нас какими-то десятилетиями, известно далеко не все. Ученый Туган Кумыков приводит такие сведения из его биографии: родился в 1863 году в селении Докшоково (ныне Старый Черек). В 1880 году окончил Нальчикскую горскую школу, специальностью решил избрать фармацевтику, для чего сдал экзамены во Владикавказскую классическую гимназию, что позволило ему приступить к аптекарской практике.
Звания аптекарского помощника был удостоен в Харькове, потом служил в одной из петербургских аптек, посещал лекции в качестве вольнослушателя медицинского факультета Московского университета, в стенах которого успешно в 1890 году сдал экзамены на степень провизора, получив высшее образование. Дальнейшие сведения о судьбе Владимира Николаевича достаточно противоречивы, и тот же Туган Кумыков их не приводит. 
Значительно дополнили биографию кабардинского летописца неизвестные факты, недавно обнаруженные в украинских архивах Анатолием Дзагаловым. Их первопубликатор человек для  нашего творческого коллектива далеко не чужой.

загружено

…В 2001 году в издательстве появился скромный улыбчивый парень. Оказалось, что он трудится… зубным техником, а в свободное от работы время пишет книгу по истории его родного селения Верхний Курп (Исламово). В поисках малейших упоминаний о судьбах своих односельчан еженедельно в течение трех лет работал в архивах. В результате напряженного поиска из-под руки человека, далекого от истории и тем более литературы, но искренне и глубоко любящего свою малую родину, вышла рукопись, каждая строка которой проникнута болью и печалью. Ведь малокабардинское селение вошло в историю республики не только активным участием его выходцев в Русско-японской и Первой мировой войнах в составе Кабардинского конного полка Кавказской туземной дивизии, но и небезызвестным Верхнекурпским восстанием 1929 года, и последовавшими за ним жесточайшими репрессиями. Анатолий, получив с разрешения родственников доступ в закрытые ранее архивы, собрал уникальные материалы, позволившие восстановить имена и судьбы десятков его односельчан.

Подготовленная им рукопись книги « Исламово: забытые предки»  нуждалась в серьезной редакторской доработке, на оплату которой у автора не было средств – их хватило только на бумагу. Но в издательстве посчитали делом чести довести рукопись до нужной кондиции, разделяя искреннее желание автора сделать своим землякам бесценный подарок – книгу об их дедах и прадедах, книгу, восстанавливающую родовую память.

И для самого Анатолия работа эта не прошла бесследно, он решил посвятить себя научной деятельности. Личная судьба сложилась так, что он переехал в Украину, устроился аспирантом в Институт истории, получил возможность работать в архивах, где и нашел неизвестные материалы о В. Кудашеве. Среди них заявления и обращения Владимира Николаевича в Киевское кредитное общество, а самое главное – воспоминания приват-доцента Н. П. Василенко, того самого, которому Кудашев, как он сам утверждает в предисловии, « всецело обязан возможностью появления в свет издаваемой мною книги « Исторические сведения о кабардинском народе» .
Из воспоминаний явствует, что в 1894 году первый кабардинский провизор сочетался церковным браком с дочерью полковника русской армии Елисея Коченовского – Анной. А так как христианская церковь допускала браки только между единоверцами, Кудашев принял православие, сменив кабардинское имя Эльбуздуко на церковно-славянское Владимир, а отчество Канаметович – на Николаевич.
Анна была весьма обеспеченной невестой, а после смерти брата стала к тому же владелицей роскошного особняка в центре Киева. В дом этот, достраивая его, и сам Кудашев вложил немалые средства, чтобы перед Первой мировой войной (то есть в 1914 году) продать его за миллион рублей и поселиться вместе с супругой в Кабарде, дабы « заняться общественной работой среди родного народа» .

«Чтобы подготовить основу для этой работы, – пишет Н. П. Василенко, – Кудашев решил издать историю кабардинского народа. Это дело он поручил офицеру В. Р. Апухтину. В. Апухтин начал собирать материалы, однако не сумел их обработать. Кто-то посоветовал Кудашеву обратиться ко мне. Это было в 1911 году» .
Отсюда становится ясным, как рождалась первая обобщающая книга по истории Кабарды – общими трудами Владимира Николаевича Кудашева, Всеволода Ростиславовича Апухтина и Николая Прокофьевича Василенко.
1_1
Н. П. Василенко
Книга, приуроченная к дню празднования 300-летия дома Романовых и даже преподнесенная самому  императору, была доставлена Кудашевым в Кабарду, но оказалась невостребованной, пролежала до войны « под сукном» , а в годы революции, судя по всему, большая часть ее тиража была уничтожена.
О послереволюционной судьбе ее главного автора нам известно немногое: в возрасте 56 лет в 1919 году он вступает в ряды Добровольческой белой армии, после ее поражения покидает родину; новая власть в 1922 году упоминает его в списке своих главных врагов, находящихся в эмиграции.
И это о человеке, который « горел каким-то неосознанным кабардинским патриотизмом» , « желал быть полезным своему народу и его культурному развитию» , который « с одной стороны… любил Кабарду, кабардинский язык, быт» , « с другой стороны… так сжился с Россией и россиянами, так ценил российские знаки отличия, что хотел приобщить кабардинцев к их культуре».

Книга, которая вобрала в себя труды Александра Мисостова, Шоры Ногмы и Владимира Кудашева, называется, на наш взгляд, весьма симптоматично – « Страна Кабарда» . Та самая страна, которой кабардинские летописцы посвятили свою жизнь…
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments