Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

ЧЕРКЕСЫ, КАЗАКИ И АДЕХЕ ч.2

  Отец нашей истории, Нестор, помещает на восточном берегу Черного моря за касогами – обезов, то есть абхазцев (Abasgi, Apsili древних географов; сами себя они называют и ныне абсне). Он не указывает в точности места жительства их, но должно полагать, что оно было недалеко от княжества Тмутараканского; ибо если б они жили на месте нынешней Абхазии, то не могли бы быть известны нашим летописцам. Вспомним притом, что князь Изяслав I (1054–1077) был женат на княжне абазинской и что в 1223 году Чингисхановы военачальники, разбив в Дагестане яссов и половцев (по Абулгази, аланов), гнались за последними до Азовского моря и пределов России: «…поплениша Яссы, Обезы, Касоги и инех язык семь», – как говорит наш летописец. Присоединим еще, что в одной из русских летописей в числе стран, завоеванных Тамерланом, названы: «Орнач (по догадке Карамзина: Азов или Пана), Обеза и Темир-Кабы, ректе Железные ворота».
  Ни Чингисхановы военачальники, ни Тамерлан не могли быть в нынешней Абхазии. Необходимо заключить, что они нашли обезов недалеко на юг от Азовского моря.
В Троицкой летописи говорится о бывшей в 1346 году моровой язве, известной под именем черной смерти: «…бысть мор велик на люди, на бесермены, и на татары, и на обезы, и на жиды, и на фрязы (то есть генуэзцы и венециане в Тавриде и Азове) и на черкас...». Опять видно, что летописец говорит об обезах, как о близких соседях.


  Но были ли синды одноплеменны с зихами, а эти последние с обезами или абхазцами? Первое вероятно, хотя на то и нет положительных доказательств, а последнее сомнительно. Весьма возможно, что зихи были завоеваны абхазцами (обезами), а впоследствии как зихи (по крайней мере значительная их часть), так и синды покорены были адигами: последнее должно было произойти не в глубокой древности, но в народе диком и неграмотном память этих событий давно изгладилась и различные народности смешались тем удобнее, что как завоеватели, так и завоеванные были на одинаковой степени дикости.
Наши летописцы, начиная с Нестора, знают на северной стороне Кавказа только два народа: яссов и касогов. Последним дают место на западной, первым на восточной части северного ската Кавказа. Яссы распространились по Дагестану, где близ Дербента имели город Дедяков, взятый ханом Золотой Орды Мангу Тимуром в 1277 году, а также по берегу Каспийского моря до устья Волги.

   Восточные писатели не употребляют имени яссов. Абульгази (Historie des Tartares) называет их аланами; но Карпини и Рубруквис, монахи и путешественники XIII века, говоря о кавказских аланах, упоминают, что они назывались также ассами или яссами, были христиане, искусные кузнецы и слесари, делали прекрасное оружие и хранили свою независимость. Рубруквис видел яссов в стане Батыя на Ахтубе, в 60 верстах от Астрахани, и недалеко от Сумеркента, древнего города, где жили яссы и сарацины, и который татары едва могли взять после восьмилетней осады.
   Карамзин положительно считает яссов нынешними осами, землю которых грузины называют Осета, а мы самый народ зовем осетинами; но в этом весьма можно сомневаться как по соображению пространства земли, назначаемого для их жительства, так и потому, что не осталось ни малейшего следа владетельствования осетин вне мест, которые они ныне занимают.
   По всему видно, что слово «яссы» или «ассы» употреблялось в тогдашнее время как имя собирательное, для обозначения различных народов восточной стороны Кавказского перешейка, вроде того, как мы ныне жителей западной половины называем черкесами, а всех кавказских горцев – азиятцами.
   Можно даже указать, хотя, конечно, до некоторой степени только гадательно, до какого места простиралась на запад земля яссов и где примыкали к ней касоги.
Константин Багрянородный (X век по Р. Х.) называет страну касогов Казахией. Осетин, жителей этой страны, и поныне называют казаками. Но какого племени были касоги? Где именно жили? В каких отношениях были с окрестными народами?
   В VII веке с великим блеском и могуществом является в Византийской истории держава Хазарская и покоряет всю землю от устья Волги до морей Азовского и Черного, Фанагорию, Боспор и большую часть Тавриды. В состав этой разноплеменной державы вошли также яссы и касоги. В 964–966 годах Святослав I, взяв Белую Вежу, или Саркел, и разбив кагана хазарского, победил еще яссов и касогов.
«Тогда же, – говорит Карамзин, – как надобно думать, завоевали россияне город Таматарху, или Фанагорию, и все владения казарские на восточном берегу Азовского моря».
   Об этом походе Святослава знают нечто и арабские путешественники. Географы Ибн Хаукан и Ибн-Эль-Варди, из которых первый был современником события, говорят об опустошительном вторжении русских в 968 году (358 гиджры) во владения волжских болгар и хазар, откуда они прошли до Семендера, нынешнего Тарки в Северном Дагестане.
   Если эти писатели говорят действительно о походе Святослава (в чем можно сомневаться, потому что они полагают его в 968-м, а Нестор в 965 году), то из их показаний следует, что предприимчивый князь киевский не был в земле касогов, а еще менее мог покорить княжество Тмутараканское в низовьях Кубани.
   В 988 году Владимир отдал в удел сыну своему, Мстиславу, это княжество, о котором тогда в первый раз упоминается в летописях. Когда и кем завоевано и из чего составлено это княжество, столь удаленное от остальной России? О том ни слова нет в летописях, которые, как справедливо говорит Булгарин, упоминая о маловажных набегах на мелкие финские племена, не умолчали бы о столь важном событии. Приобретение Тмутараканского княжества можно объяснить только добровольным присоединением его к России. Догадка Булгарина, что готские племена того края, узнав о владениях, основанных в окрестностях Киева варяго-русами, их единоплеменниками, вошли с ними в сношение и добровольно подчинились могущественному князю киевскому, догадка эта кажется нам весьма правдоподобной. Но вместо того, чтобы называть этих готов роксоланами, жившими там за 115 лет до Р. Х. и исчезнувшими на берегах Дуная в конце IV столетия, во время нашествия гуннов; вместо того, чтобы из роксолан произвольно делать россоландов и россов, для объяснения известных восточным писателям набегов русов на Ширванскую область и город Бердоа (в 913 и 943 годах); вместо всех этих произвольных и натянутых выводов Булгарина можно допустить самую общественную догадку, что еще во времена Рюрика или Олега черноморские готы вошли в сношение с варяго-русами. Мы знаем, что Аскольд и Дир, плывя по Днепру, пленились местоположением, основали Киев и сделались князьями окрестных славян, бывших данниками хазарского кагана. Легко могло быть, что сношения варяго-русов с одноплеменными им готами Тмутараканской области произошло также в конце IX или в первых годах X столетия. Товарищи же Аскольда и Дира, пустившиеся далее искать счастия, или другие смельчаки, искатели новых земель, прибыли к устьям Кубани, нашли там одноплеменников и соединились с ними для дальнейших воинских предприятий. Действительно, Масуди, писавший в 957 году, говорит, что в 913 году (301 гиджры), следовательно, в начале княжения Игоря, русы на 500 лодках проникли из Черного моря в Азовское, потом в Дон и Волгу, спустились в Каспийское море и между прочим ограбили и опустошили область Ширван. В 943 году (332 гиджры) явились они снова на Каспийское море, вошли в Кур и овладели знаменитым городом Бердоа, при реке Тертере, в Карабаге. Более года держались они в этом городе и делали из него набеги на окрестные места. По словам Бора Гебрея (Chronicon Syriacum. С. 189, 193), в этом опустошительном походе участвовали вместе с ними славяне и лезгины. Участие славян легко объясняется тем, что они прибыли на Кубань вместе с варяго-русами.

   Здесь надобно заметить, что византийские греки в первый раз узнали русов в 839 году, то есть за 23 года до прибытия норманских князей к славянам. Восточные писатели тоже около этого времени упоминают о черноморских русах. Это заставляет догадываться, что еще в начале IX столетия, если не ранее, норманские искатели приключений имели сношения со своими прикубанскими одноплеменниками, готами, которым они, вероятно, сообщили свое родовое имя рус или росс, общее тогда для всех народов, известных в Европе под именем норманнов. Все эти соображения по крайней мере весьма просто могут объяснить добровольное присоединение княжества Тмутараканского к Киевской державе. И действительно, Мстислав спокойно вступил во владение этим княжеством, данным ему в удел отцом его Владимиром. Судя по тому, что греческий император предложил Мстиславу общими силами уничтожить державу хазар в Тавриде, можно полагать, что этот князь нового удела был довольно могуществен. Андроник, вождь императорский, в 1016 году пристал к берегам Тавриды, соединился с войском Мстислава, в первом же сражении пленил кагана по имени Георгий Цул и тем положил конец владычеству хазар в Европе.

   В 1022 году, говорит Карамзин,  Мстислав объявил войну касогам, «или нынешним черкесам, восточным соседям его области». Война кончилась единоборством касожского богатыря Редеди с самим князем Мстиславом, который, поразив своего противника, вступил в область касогов и наложил на них дань. В следующем, 1023 году Мстислав пошел с войском к берегам днепровским, под Лиственом разбил своего старшего брата, Ярослава, великого князя киевского, и в 1026 году великодушно разделил с ним государство: себе взял левую, а брату дал правую сторону Днепра.

   Эти факты достаточно показывают, что княжество Тмутараканское было в то время очень сильно; иначе Мстислав, при всем удальстве своем, не в состоянии был бы действовать так решительно и победоносно против двух могущественных противников: кагана хазарского и великого князя киевского. Вместе с тем видно, что подданные Мстислава по происхождению ничего общего не имели со своими восточными соседями – касогами, земля которых далеко не достигала берегов Азовского и Черного морей, по крайней мере против устьев Кубани.
   Обратимся затем к объяснению вопроса, почему Карамзин положительно называет касогов казаками и черкесами?

продолжение следует
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment