Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

АЗИАТСКИЕ КОЧЕВНИКИ ПРОТИВ « СТРАНЫ ПОЦЕЛУЕВ»

     Справедливости ради надо сказать, что у версии реального существования амазонок было (да и есть) немало противников. Одним из них являлся ученый Е. Вейденбаум, автор исследования « Кавказские амазонки» . Так как оно публиковалось достаточно давно – в номере за сентябрь-октябрь 1872 года Санкт-петербургского журнала « Знание» , а главное, по причине того, что впоследствии не переиздавалось, нам представляется полезным услышать и эти аргументы.

     Вот что пишет исследователь: « Наибольшей известностью пользовались в древности амазонки, обитавшие на северном склоне Кавказского хребта. Поэтому всякий, занимавшийся древней историей и этнографией Кавказа, встречая рассказы об амазонках, невольно останавливается перед вопросом: заслуживают ли они какого-либо внимания или могут быть оставлены в стороне, как очевидно неосновательные?
     В подобном же недоумении находился и автор настоящего исследования. Амазонское государство, думалось ему, представляет столько противоречащего всем познаниям нашим о нецивилизованных народах и положении женщин у них, что рассказы о подобном государстве можно было бы с большой вероятностью отнести к числу вымыслов, которых так много у древних авторов. Но, с другой стороны, каким образом отвергнуть без всякой критики и проверки то, что не заключает в себе ничего очевидно нелепого и что еще и теперь считается некоторым фактом, не подлежащим сомнению?» .
  Начав с такой преамбулы, автор на последующих пятидесяти страницах, переходя от материка к материку, от одного исторического периода к другому, камня на камне не оставляет от страны Амазонии и ее жительниц. Больше других от него достается Страбону и его поздним (современникам автора) комментаторам, в частности, доктору Пфунду. Последний объяснял причину перенесения понтийскими греками предания об амазонках на черкесских женщин тем, что они, будучи похищены, продолжали « в силу своего природного превосходства, пользоваться той свободой и тем же высоким положением, которым они пользовались на родине» .
    « Несостоятельность или произвольность этого объяснения очевидна, иронизирует Е. Вейденбаум, мы не имеем никаких достоверных сведений о том занимали ли черкесские племена уже перед Р. Х. (Рожеством Христовым) те местности, которые занимают ныне. И если занимали, то пользовались ли уже в то время черкешенки той сравнительно большой свободой, которой они пользовались в новейшее время. Напротив того, предание, как и следовало ожидать, говорит против предположения д-ра Пфунда о свободном положении женщины у древних черкесских племен. Непонятно также почему д-р Пфунд предполагает, что именно пленные, а не свободные черкесские женщины дали грекам повод считать их амазонками: пленницы должны были волей-неволей отказываться от части своих прав под влиянием грубых нравов кочевников; женщины же свободные пользовались ими на родине беспрепятственно и потому скорее могли быть приняты греками за амазонок» .
Достается от Е. Вейденбаума и Палласу, склонявшемуся « к предположению, что амазонки были покорены черкесами и смешались с ними, сохранив, однако, некоторые из своих прежних обычаев» ; и Ламберти, и Рейнеггсу,  уже цитированных нами.

    Та кого же тогда греки принимали за женщин-воительниц, перенеся на Кавказ предание об амазонках? Цитируемый нами автор уверен, что азиатских кочевников: « Характерные признаки народов, населяющих в настоящее время среднюю Азию и известных под общим именем монгольских, знакомы каждому: они состоят в отсутствии бороды, сильном развитии скуловых костей и в сходстве мужчин и женщин как одеждою и ухватками, так и общей формой тела» . А посему « отсутствие бороды, которая у арийцев считалсь лучшим украшением и отличием мужчин»  и « длинные волосы, заплетенные в косы, составлявшие у арийцев непременную принадлежность и отличительный признак женщин»  (« их волосы падали на плечи в виде двух длинных кос, поддержанных и перевитых лентами» ) – вот причина появления предания о женщинах-воительницах!
Именно отсюда, убежден Е. Вейденбаум, « произошло предание об амазонках кавказских, в то время когда прикавказские степи и народы, занимавшие их, были известны грекам только по темным сбивчивым слухам, представлявщим тесную смесь истины с вымыслом» . И торжествующе заключает: « Знакомые с рассказами об отдаленных странах, встречающихся у древних писателях, не найдут ничего невероятного в предлагаемом мною объяснении происхождения предания об амазонках: они знают, что молва растет во время пути» .
Это действительно так: за время пути успевает, перефразируя Маршака,  многое подрасти! Но с другой стороны, как тогда быть с мифами о тех же нартах, с преданиями, передаваемыми из поколение в поколение, с географическими названиями, сохранившими память о женском начале, которое ну никак, даже с учетом бытующих ныне нравов,  не спутаешь с мужским – не дано (и слава Богу!) сильному полу рожать!

     Е. Вайденбаум полемизирует в своем труде с неким Ив. Шопеном, автором статьи « Новые заметки по (в оригинале – на) древней истории Кавказа и его обитателей» . Даже не полемизирует – уничтожает предложенную им версию образования амазонского государства. Скорее всего, он прав. Но сколь поэтична предлагаемая Ив. Шопеном расшифровка некоторых названий,  свидетельствующая, по его мнению, « о господстве женщин на обеих оконечностях Кавказа, западной и восточной: река Тёрмодон или Тармотун значит река или жилище женщин, река Мармодалис, на которой жили кавказские женщины, значит « мужчины приходите» ; тоже значение имеет название реки Терек или Террек; река Кума значит река заложниц, Маджар – страна поцелуев, Чечня или Чичня есть перевод Дзур-дзуг-эти и значит « страна грудей» ; …наконец название Кизляр, что значит « девичник» , доказывает неопровержимо, что этот город был столицей амазонского царства» .
Не правда ли, достаточно трогательная трактовка, а уж в отношении страны поцелуев – прямо-таки убедительная!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments