Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

Categories:

АДЫГСКАЯ АМАЗОНИЯ ч.1

     …Хотим мы этого или нет, но тысячелетия придали слову « амазонка»  весьма романтический оттенок: теперь удостоившаяся этого определения не столько воительница – грубая, бессердечная и жестокая, а в большей степени любовница – утонченная, изысканная, отчаянно-раскованная. И эта понятийная трансформация вполне объяснима – эмансипация превратила женщину в ту, кем она и задумана была Создателем изначально – не товарищем, соратником, работницей, а подругой, утешительницей, дарительницей удовольствия и продолжательницей жизни.

     Впрочем, а как же римские мраморные копии с греческих оригиналов Фидия, Поликлета, Красилая, сцены битв на гробнице Мавзола (того самого, от имени которого образовалось слово мавзолей) и на Парфеноне, спросит кто-нибудь из знатоков мифологии. Да, они весьма привлекательны даже сегодня, но отображают не внешний вид амазонок, как таковых, а опоэтизированные представления скульпторов о том, как они могли выглядеть.     Действительность же была куда прозаичнее – при появлении амазонок не песню любви запевали, а уносили ноги куда подальше. Да и как было поступить иначе при виде несущегося на тебя всадника-воина, пусть и в женском обличии, но косматого – развевающиеся волосы доходили до крупа лошади; с разверстым в визгливом крике ртом, придающим лицу обезображивающее – до животного обличия – выражение; с обнаженными  мускулистыми и черными от горючего южного солнца руками, в одной из которых сверкало не знающее пощады смертельное оружие – ослепляющее и обагряющее…



Такой она была, подлинная амазонка – женщина, забывшая о своем природном предназначении, несущая не жизнь, а смерть.
    …Если разобраться, по большому счету доподлинно нам так ничего и неизвестно об амазонках – были ли они на самом деле, где располагались их владения, что случилось с ними впоследствии? Общепринято считать, что племя женщин-воительниц получило свое имя, вероятнее всего, от названия обычая выжигать у девочек правую грудь для более удобного владения оружием. В определенное время года амазонки вступали в физиологическое общение с мужчинами, а, родив, оставляли в племени только девочек; мальчиков же убивали, или, по другим источникам, отдавали воспитывать на сторону. Вооружены были луком, боевым топором, легким щитом, сами изготовляли шлемы и одежду.

     Во множестве трудов античных авторов, в том числе Гомера, Эсхила, Плутарха, Вергилия, Еврипида, встречаются упоминания о битвах и деяниях амазонок. У Геродота, Гиппократа, Лисия, Диодора Сицилийского уточняется и место их обитания: с одной стороны, на реке Фермодонт у города Фемискира (ныне территория Турции), с другой – в районе предгорий Кавказа и Меотиды (Азовское море). Вот этот ориентир – предгорья Кавказа – мы и положим в основу нашего рассказа.
     Обратимся к знаменитой « Географии»  древнегреческого ученого Страбона: « Метродор Скепсийский и Гипсикрат утверждают, что амазонки живут в соседстве с гаргарейцами в северных предгорьях тех частей Кавказских гор, которые называются Керавнийскими. Все остальное время амазонки употребляют только для себя, выполняя отдельные работы, как пахота, садоводство, уход за скотом и в особенности за лошадьми; наиболее сильные из амазонок занимаются, главным образом, охотой верхом на лошадях и военными упражнениями. С детства у всех них выжигают правую грудь, чтобы свободно пользоваться правой рукой при всяком занятии, и прежде всего при метании копья. У них в ходу также лук, боевой топор и легкий щит; из шкур зверей они изготовляют шлемы, плащи и пояса. Весной у них есть два особых месяца, когда они поднимаются на соседнюю гору, отделяющую их от гаргарейцев. По некоему стародавнему обычаю и гаргарейцы также восходят на эту гору, чтобы, совершив вместе с женщинами жертвоприношение, сойтись с ними для деторождения; сходятся они тайком и в темноте, кто с кем попало; сделав женщин беременными, гаргарейцы отпускают их домой. Всех новорожденных женского пола амазонки оставляют у себя, младенцев же мужского пола приносят на воспитание гаргарейцам. Каждый гаргареец принимает любого принесенного ему младенца, считая его, по неведению, своим сыном.

     Река Мермода, с шумом низвергающаяся с гор, протекает через страну амазонок, Сиракену и через всю лежащую между ними пустыню и впадает в Майотиду. Гаргарейцы вместе с амазонками, как говорят, поднялись в эти места из Фемискиры; затем, однако, начали восстание и начали воевать против амазонок вместе с какими-то фракийцами и евбейцами (которые в своих кочевьях доходили до этих мест); впоследствии, прекратив войну, они заключили соглашение на вышеупомянутых условиях: будут общаться друг с другом только для того, чтобы иметь детей, жить же каждое племя будет самостоятельно.

Со сказанием об амазонках произошло нечто странное. Дело в том, что во всех остальных сказаниях мифические и исторические элементы разграничены. Ведь старина, вымысел и чудесное называются мифами, история же – будь то древняя или новая,– требует истины, а чудесному в ней нет места или оно встречается редко. Что же касается амазонок, то о них всегда – и раньше, и теперь – были в ходу одни и те же сказания, сплошь чудесные и невероятные. Кто, например, поверит, что когда-нибудь войско, город или племя могло состоять из одних женщин без мужчин? И мало того, что состояло из них, но даже могло делать набеги на чужую землю и побеждать не только соседние племена, так что это войско дошло до теперешней Ионии и могло предпринять даже заморский поход вплоть до Аттики? В самом деле, это допущение равносильно тому, если сказать, что тогдашние мужчины были женщинами, а женщины – мужчинами. Более того, такие же сказания об амазонках распространены и теперь, и наша склонность верить больше древним сказаниям, чем современным, еще более усиливает упомянутую странность.

Во всяком случае, передают об основании амазонками некоторых городов и о названиях их, происходящих от амазонок, например, Эфес, Смирна, Кима и Мирина, а также о их могилах и других памятниках. Все называют Фемискиру, равнины около Фермодонта и горы, возвышающиеся над ними, страной амазонок, утверждая, что они были изгнаны отсюда. Что касается теперешнего местопребывания амазонок, то только немногие сообщают об этом лишь бездоказательные и неправдоподобные сведения. Таков, например, рассказ о царице амазонок Фалестрии (Тхалестрии), с которой, как говорят, Александр вступил в сношения в Гиркании и даже сошелся, чтобы иметь от нее детей. Ведь этот рассказ не все принимают за достоверный: из множества источников те, кто более всего любит истину, ничего не говорят об этом, а те, кто заслуживает наибольшего доверия, вовсе не упоминают об этом, даже те, которые сообщают этот факт, рассказывают о нем по-разному. По словам Клитарха, Фалестрия даже прибыла к Александру от Каспийских Ворот и Фермодонта, между тем как растояние от Каспийской области до Фермодонта больше 6000 стадий».

Итак, Страбон, сообщив, что река, впадающая в Меотиду (Азовское море), разделяет амазонок и жителей Кавказа, определяет их место обитания. Все это наши места – Северный Кавказ, а время « начала начал « Амазонии»  – XIII век до новой эры» – так считает исследователь Эдуард Якубовский.
Впрочем, наиболее полный свод сведений об амазонках составил выдающийся советский этнограф М. Косвен, к трудам которого, а также к весьма любопытной публикации А. Цагарели « Амазонки на Кавказе»  (Кавказ. 1870. № 146) мы и отсылаем всех интересующихся этой темой. Сами же обратимся к более поздним источникам – трудам европейских авторов, воспроизведенных нами в приложении к книге « Кабардино-Балкария: жемчужина Кавказа».

продолжение следует
Tags: Амазония
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments