Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

ИДОЛ УРОЧИЩА ТУУЗ-СЫРТ ч.2

   Вот и само урочище, огромная поляна, освещенная солнцем и обильно заросшая летними травами. На левом краю, в редком перелеске, и расположен менгир. Деревья вокруг него все сравнительно молоды – им четыре-пять десятков лет, и следовательно, еще совсем недавно менгир стоял на открытой местности – на самом краю обширной, пригретой светилом поляны, словно истукан у изголовья огромной площадки посреди леса, своего рода божество, охраняющее это воистину райское место. Правда, по преданиям, раньше менгир будто бы находился в самом центре поляны, а лет сто назад балкарцы перенесли его на нынешнее место. Но с чем это было связано, с помощью каких приспособлений, а главное, с какой целью осуществлено – неизвестно, а значит, означенными преданиями  можно пренебречь.
   Тем более что камень достаточно впечатляющ и велик: общая высота около пяти метров. Говорим « около» , потому что от поверхности земли до верхушки истукана примерно три с половиной метра, еще более чем на метр он уходит в землю (если бы был закопан на меньшую глубину, то при своем многотонном весе вряд ли бы удержался в вертикальном положении). Обхватить его не под силу двум взрослым людям. А так как длина расставленных рук взрослого человека в среднем составляет 175 сантиметров, значит, ширина нижнечегемского камня более  четырех метров.


  Форма у него не круглая, как у джилысуевских истуканов, кстати говоря, выглядящих карликами в сравнении с этим гигантом, а вытянутая, чем-то напоминающая доисторический каменный нож огромных размеров. Такие же суженные по ширине края и верх, завершающийся конусом. Видны следы ручной обработки, причем достаточно объемной и многотрудной – древние мастера немало времени отдали как грубой каменотесной работе, так и тщательной шлифовке. Но детализации, как и надписей,  нет – это именно камень, которому придана определенная форма.
   Менгир, если смотреть на него со стороны селения, наклонен чуть назад и влево: скорее всего он покосился от времени,  силы ветров, обилия дождевой и снеговой влаги.
   Естественно, сам собой возникает закономерный вопрос: зачем, для чего здесь был установлен этот камень-символ? Современная наука не дает однозначного ответа на этот вопрос.
  Вот что пишет ученый А. Гурштейн: « Диковинные, грубо обработанные камни, эпоху которых отделяют от наших дней, по крайней мере, 5–6 тысячелетий, раскиданы по многим уголкам Атлантического побережья Европы».
Другой ученый, Дж. Хокинс, вторит ему: « На этих древних камнях нет ни посвятительных надписей, ни строительных отметок – ничего, что бы могло рассказать о них».
   « Среди северных арабских племен, – читаем в книге « Жизнь Мухаммеда» , очень сильно было распространено почитание бетилов – вертикально поставленных камней, в которых воображение часто позволяло угадать существо, напоминающее человека. …Круп­ные каменные монолиты причудливой формы, созданные ветровой эрозией, одиноко стояли в степи на своих постоянных местах и сильно действовали на воображение своим загадочным видом и необъяснимостью появления вдали от скал и гор».
   О « гладко обточенных камнях»  писал знаменитый русский путешественник В. К. Арсеньев, задаваясь все тем же вопросом: с какой целью они были установлены?
Среди предлагаемых версий – надгробный памятник. Но в древности в наших местах, как свидетельствуют археологи, не было принято так возвеличивать умерших, даже самых великих, олицетворяемых с богами. Именно это – отсутствие захоронений около прямостоящих камней – не позволяет ученым с большей или меньшей точностью датировать установку истуканов.
   Древнеязыческое божество? Но тогда почему оно сохранилось в единственном экземпляре и в других ущельях не встречается?
   Место поклонения? Место жертвоприношения? Сакральное культовое место? Но поблизости нет развалин поселений.
Камень-обсерватория? В одноименной статье исследователь Александр Левин достаточно убедительно развивает эту версию, но наша попытка ориентировать чегемский менгир по восходу солнца или  сторонам света не увенчалась успехом. Впрочем, если вспомнить, что мегалит перемещался, то она (ориентация) заранее была обречена на провал.
Камень-указатель? Ведь « самое надежное хранилище золота, серебра, драгоценных украшений – захоронение в земле. Каменные столбы-тригопункты не могли не быть ориентирами для маркировки мест захоронений сокровищ». Но металлодетектор, с которым мы обошли вокруг мегалита и поблизости, более того, всю поляну по периметру, не показал ничего, кроме металлических деталей от косилок и тракторов.
   Зато биолокационная рамка, которую один из авторов этих строк в тайне от других своих излишне рациональных спутников (дабы не быть поднятым на смех) вытащил и опробовал, тут же завертелась, как сумасшедшая, и так и не остановилась. О наличии каких ископаемых, геопатогенных зон или чьем-то присутствии она пыталась сообщить, осталось  неизвестным. Люди и сегодня здесь гости нечастые и немногочисленные – сельские пастухи в летнее время, косари ближе к осени. И это ныне, когда окрестный ландшафт цивилизация изменила. Мы не говорим – плохо это или хорошо, а просто констатируем. Тогда чье внимание должен был привлекать менгир?
   И не менее важный вопрос: почему он установлен в этом месте? Только ли по причине того, что земля вытолкнула его именно здесь из своего чрева, что он уникален? Ведь ни рядом, ни поблизости подобных гигантских камней больше не встречается. Но тогда зачем, если верить приведенному выше преданию, его перетаскивали? А если не перетаскивали, то тогда как устанавливали? Такую громадину сдвинуть с места можно лишь с помощью специальных приспособлений и физических усилий немалого числа людей. Приспособления  (а какие они могли быть, кроме веревок и деревянных брусков?) могли только чуть облегчить транспортировку и установку менгира, но основные трудности должны были преодолеть люди. Да, возможно, с определенной помощью тяглового скота, но в большей степени – руками.       Спрашивается, зачем так напрягать себя, если по другую сторону нынешнего селения Нижний Чегем подобных камней не один, не два – десятки, сотни, и многие из них сама природа установила вертикально, более того, уже сама придала некоторым форму их тууз-сыртовского собрата. Выбирай любой, обожествляй – надейся, проси, верь… И откроется, и исполнится, и сотворится чудо…
   Потому и выбрали мегалиту место именно здесь, потому-то, прилагая нечеловеческие усилия, тащили его издалека, словно призванные (а может, облеченные?) высшей силой, – установить знак, отметить событие, прикоснуться к непознанному.
   Дело в том, что у авторов есть свое объяснение появлению менгира в урочище Тууз-Сырт, но лежит оно за пределами рационального, а поэтому весьма далеко от конкретных научных предположений, исторических параллелей и разработок и потому весьма попахивает сумасбродством. Да чего там – скажем прямо – откровенным шарлатанством. Но тем не менее хочется высказать и эту экзотическую, а вернее, космическую  версию. На поляне с установленным менгиром в наше время неоднократно наблюдали светящиеся шары, а проще говоря, неопознанные объекты, вплоть до лицезрения представителей иного разума. И если предположить, что свидетелями подобного же присутствия становились люди, жившие века назад, не отягощенные знаниями, верящие (по причине своих языческих воззрений) в небесную силу, то вполне объяснимо их желание установить на месте встречи с запредельным (вероятнее всего, к тому же, исполнявшим их нехитрые желания), памятник высшему божеству. Каковым и стал менгир. Малоубедительно? Не спорим. Но куда более убедительно то, что ныне происходит в Тууз-Сырте и чему есть немало свидетелей.
   Впрочем, это уже совсем другая история.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments