Добраться сюда можно только пешком. Но это непросто, если вы решили выдвигаться в середине лета. Дорога под палящим июльским солнцем, когда ты идешь в прямом смысле слова в сплошном облаке из жужжащих насекомых, постоянно готовых впиться в не защищенные одеждой части тела – лицо или руки. Причем желание испить крови пересиливает инстинкт самосохранения: гнус гибнет во множестве, но свое черное, то бишь, красное дело творит весьма успешно.

А если к этому добавить некошеную траву, угол подъема, который практически на всем протяжении составляет как минимум 30 градусов, а дальше все больше и больше – в некоторых местах приходится двигаться вперед, цепляясь левой рукой за нависающую перед тобой зелень, а правой подстраховываясь альпинистской палкой.
И чувство, когда думаешь, что вот там, за этой горкой, откроется наконец основание массива, но преодолев ее, видишь, что перед тобой еще одна, за ней следующая и конца края им не видно. Когда приходится идти, а где и ползти по отвесному гребню, в котором трава предательски скрывает ямы, попасть в одну из которых значит, с большой уверенностью, вывихнуть ногу.
А если захочешь обойти гребень сбоку, то наверняка угодишь в мочаки – напитанную водой почвенную жижу, хлюпающую под ногами.
И так час, второй, третий… Вот оно, наконец, основание скального массива Темрез-кол. Прямо перед тобой уходят на высоту в сотни метров скальные пики – мрачные, гордые, стоящие сплошной неприступной стеной. Но продвигаться под основанием хребта практически невозможно – то там, то сям его прерывают каменные выносы, преодолевать которые необходимо с величайшей осторожностью: валуны разных размеров перемещаются под тяжестью тела, увлекая за собой; упереться не во что, альпинистская палка не помощница.












Кроме того, на пути крутосклонные ложбины, идущие одна за другой – только выберешься из одной, как перед тобой открывается следующая. Силы же на спуск еще как-то находятся, а вот на подъем их практически нет; обойти же ложбину понизу, значит незаметно для себя отдалиться от скального основания.
И еще один нюанс, привлекающий внимание к Гижгитскому ущелью, в котором и находится массив Темрез-ко – здесь водятся скорпионы. Впервые их обнаружил и описал в 1962 году ученый Н. И. Нефедов. Гижгитская котловина является аридной, т.е. сформированной в условиях сухого и сравнительно теплого климата. Именно это способствовало появлению здесь кавказских скорпионов, чьи укусы ядовиты, но не смертельны для человека и напоминают «укусы» ос и других жалящих перепончатокрылых.
Впрочем, скорпионов еще надо найти, а это вовсе непросто…