Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

Categories:

ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ И АНДЕМИРКАН: КРЕПКОЕ ЗАПЯСТЬЕ На земле Аушигера

На земле аушигерской, в непосредственной близости друг от друга находятся некогда священная для адыгов гора и остающаяся священной могила. Я побывал вначале на одной, а потом и у другой и еще раз убедился в том, что прошлое никуда не уходит, а продолжает жить рядом с нами, правда, только в том случае, если мы имеем хоть малейшее представление о давно прошедшем.
Святой Георгий – один из наиболее почитаемых святых в христианском мире, обезглавленный после восьмидневных тяжких мучений в 303 (304) году, известный своим великим подвигом – противоборством с чудовищем («Чудо о змие»)


Андемыркъан (Андемиркан) – легендарная личность, герой эпоса, который «на протяжении всей своей жизни вел борьбу с князьями, которые презирали его за незнатное происхождение и ненавидели за превосходство в силе и мужестве».
И что между ними общего? Земля, ставшая последним приютом Андемиркана – холм, под которым он похоронен и гора Ошхаж Ауш-Герги (Старая гора Ауш-Герги), расположенная в непосредственной близости от могилы героя эпоса.
Весь вчерашний день я провел в этих местах. Дело в том, что житель селения Псыгансу Вадим Апшацев выступил инициатором конного перехода, посвященного Дню адыгов.
Здесь видится уместным сказать несколько слов об этом молодом человеке. Мы познакомились с ним в издательстве, куда он регулярно приходил за новинками – интересуется прошлым Кавказа, историей Кабарды. Сам родом из селения Псыгансу; здесь окончил школу, занят в строительстве. Много сил отнимает домашнее хозяйство, без которого прожить трудновато. Как будто весь день распределен и занят от и до, но тем не менее все последние годы Вадим находил время для поиска материалов по истории своей фамилии.
От истории республики к истории рода – таким был путь, проделанный молодым исследователем. Лет восемь назад эта мысль – написать книгу о представителях своей фамилии – пришла ему в голову. Проторил дорогу в архив и восемь лет регулярно приезжал в Нальчик, изучил за это время множество архивных дел.
Одновременно составил список всех семейств Апшацевых, а их в Псыгансу 20, всего же более 50. Встретился со всеми. Представляете, сколько на это потребовалось времени и сил! Так стал накапливаться материал о роде, который в конечном итоге вылился в ту работу, в 2018 году пришла к читателю. Вадим назвал ее «Крепкое запястье». Именно так – запястье – переводится с кабардинского фамилия Апшацевых. И благодаря Вадиму крепость эта только усилилась.
Вернемся к переходу. 12 конников отправились 19 сентября из селения Псыгансу на курган, носящий имя Георгия Победоносца. Почему он так называется? Обратимся к статье Г. Турчанинов «Из истории религиозного синкретизма у черкесов (Следы культа Ауш-Герги Георгия Победоносца), опубликованной в 1956 году. В ней выдающийся кавказовед, изучавший эпиграфические памятники христианского времени, отмечает, что «наиболее распространенным в надгробных надписях Кабарды является имя Георгий». Причину этого ученый видит в том, что своим подвигом – борьбой с драконом – святой оказался более других отвечающим религиозному, дохристианскому мировоззрению горцев-черкесов.
А дальше в статье идет речь о том самом месте, где я вчера побывал: «Характеристику памятников, связанных с Ауш-Герги, начну с описания одного уже почти забытого сакрального места. В Нальчикском районе Кабардино-Балкарской АССР существует селение под названием Аушегер. Название это имеет непосредственное отношение к имени божества Ауш-Герги и представляет видоизмененную со временем форму этого имени. На расстоянии 3-4 км к юго-востоку от этого селения возвышается гора Ошхаж Ауш-Герги (Старая гора Ауш-Герги). Эта гора, по свидетельству проживающих в селении Аушегер стариков, считалась священной. На ней, по преданиям, в незапамятные времена восседали Тхашхо (Большой бог) и Ауш-Герги. Здесь совершались жертвоприношения и давались различного рода и по различным поводам клятвы. На гору приходили мириться кровники.


На самой вершине горы сооружен огромный курган. Он опоясан хорошо сохранившейся до настоящего времени древней дорогой, в некоторых местах уже поросшей лесом. Курган этот имеет следы хищнического раскопа. Место раскопа в настоящее время заросло травой. Посредине кургана лежит большой желтый песчаник 1,5 м высотой. Камень обтесан и представляет собой неправильный параллелограмм, несколько суживающийся с одного конца наподобие обелиска. Никаких изображений на камне нет. Некогда здесь, на вершине горы, совершались моления, посвященные Ауш-Герги. Со стороны того места, где производилась раскопка кургана, склон горы представляет крутой спуск, именуемый Вышхафек (Бычью голову ломающий). Этот спуск упоминается в одном из сказаний, связанном с Ауш-Герги (см. приложение, текст № 1). У основания спуска Вышхафек есть колодец, от которого идет дорожка к вершине горы Ошхаж Ауш-Герги. Водой из этого колодца пользовались при совершении ритуала на вершине горы. Лет 30 тому назад при прогоне скота, на горные пастбища у этого колодца резали баранов, несли их на Ошхаж Ауш-Герги и там устраивали угощение, которое являлось традиционным остатком уже забытого языческого культа».
А вот то самое приложение, которое Г. Турчанинов записал в селении Чегем I у Дагаза Мамбет в декабре 1937 года. Кстати, было информатору в то время 110 лет.
«1. СЕМЬ БРАТЬЕВ ЕРОКО(ВЫХ)
(Отрывок)
Когда ефенди достиг сражающихся, он предложил им поклясться на коране: «Именем этого корана поклянемся сегодня, мы да не испугаемся, шиитами умрем!» Однако прибывший на поле сражения Канболет Ероко(е) эту клятву отклонил: «Не пойдет»,— сказал и со своими шестью братьями поклялся так: «Эта Ауш-Герг-гора пока не испугается, мы да не испугаемся, именем корана клянемся!»
После этого все, кто жил в Кабарде и кто мог взять оружие, богу поклялись и три дня и три ночи между Ауш-Гергом и Урванью бились. Через Урвань и Вышхафек врага не пропустили. Три дня и три ночи шашками бились. И полегли в этом месте шесть братьев Ероко(вых). К ночи сильно ранили Канболета Ероко(ва). Умирая, Канболет приподнялся и, увидев шесть рядом лежащих, накрытых буркой тел, спросил: «Эти бедняги, несчастные, Татлостен, чьего рода?» Татлостен побоялся, что он узнает своих шестерых братьев, и сказал будто бы это чужие. Услышав это, Канболет вынул из-под бурки и показал Татлостену руку своего брата Исмела. «Эй, Татлостенов сын,— сказал Канболет,— перед богом солгал ты. Эта Ауш-Герг гора пока не испугается, мы не испугаемся, так перед богом мы поклялись и не солгали. Здесь лежащие — это шестеро моих братьев».
«Какой сегодня счастливый день!» –сказал Канболет и умер.
Еще одно публикуемое к статье приложение было записано непосредственно в селении Аушигер в октябре того же 1937 года у 82-летнего Амбия Шхагапсой. Примечания в скобках публикуемого текста принадлежат Г. Турчанинову.
«3. АУШ-ГЕРГИ
Моя песня самая счастливая! В старом поле, где мы несемся – там находится червонно-пламенно-усый (метафорический образ Ауш-Герги, перенесенный на него с божества леса Мезитха); тот, к которому посылают отстой красного напитка; тот, для которого хранят самое лучшее вино. В-начале Аму-балки (название местности; Аму — растение из семейства зонтичных) кинты (легендарный враждебный черкесам народ неизвестного происхождения) действуют: убоину на арбах, нагруженных верхом для нас возят. Вверх я посмотрю – многорогие старые (метафорическое изображение оленей в охотничьем языке) там пасутся, назад я посмотрю – усатый старый (метафорическое изображение вепря в охотничьем языке) там роет. Зубробородый! шерсть зубра у которого подстелена под ребрами – поднимайся и бей! (строка дает метафорическое изображение Ауш-Герги как охотника) Ауш-Гергу бог Великий сопутствует, с нами едущая его спутница белолицая у него в тороках сидит. Старый князь на нашем кокшуале (сказочный быстроходный конь) восседает, наши кокшуали на месте не стоят, ногами туда сюда бьют. Наша княгиня-сноха рог напитка для нас готовит; старого Уруха терен побурел, две старые бурые собаки Ее могут приволочить что – это наш бурдюк».
А теперь обратимся к личности Андемиркана, воспользовавшись данными из интернета: «Согласно самой распространенной версии, Андемыркъан был князь-тума, мать которого выбросила в лесу, где мальчика подобрал бездетный уэркъ (уорк) Андемыр. И предания, и песни обрисовывают Андемыркъана как эпического героя, обладателя богатырского оружия и чудесного коня Жаманшэрыкъ (Жаманшэрык). Андемыркъан погиб – все версии предания совпадают в этом, – став жертвой предательства. Верховный князь Кабарды Беслан Тучный (лицо историческое, жил в первой половине 16 века) вынудил князя Къэниболэтэ (Канибулата), одного из друзей Андемыркъана, вывести героя за околицу аул без боевого коня и оружия. Там Андемыркъан попал в засаду и был убит».
А вот как об этом говорится в сказании «Андемыркан», опубликованном в книге «Кабардинский фольклор» – знаменитом сборнике издательства «Академия», опубликованном в 1936 году и переизданном в серии «КЛИО» издательско-торговым центром «Эль-Фа», которым я руководил в 1992-1999 годах.
«Пши Камболет был большим другом Андемыркана. Он же приходился зятем Бесленею Толстобрюхому.
Бесленей, с брюхом как студень, позвал к себе пши Камболе та и сказал ему:
– Тебе поручаю убийство Андемыркана. Если не убьешь, весь наш край пропадет из-за него.
– Как, убить такого человека?! Он очень нужен нам, нашему краю.
– Не убьешь — откажусь от тебя, не буду признавать тебя своим зятем.
Тогда Камболет ответил:
– Так будет.
Пши Камболет возвратился домой. Зарезал ягненка. Пригласил Андемыркана.
Поели. Попили.
Потом пши Камболет сказал:
– Пойдем на речку, искупаемся.
Андемыркан ответил;
– Оводы искусают наших коней.
– Мы поедем не на своих лошадях, оседлаем других, худших,— сказал Камболет.
Отправились без оружия.
Однако пши Камболет вернулся, взял свое ружье.
– Постреляем ворон,— сказал он Андемыркану.
Поехали.
Пши Камболет ехал позади.
Прицелился.
Андемыркан оглянулся и увидел — текут слезы по лицу пши Камболета.
Тогда сказал Андемыркан:
– Ты что оплакиваешь? Мою гибель? Не от тебя она зависит, а только от меня.
Пши Камболет выстрелил, убил Андемыркана.
Когда Жеман-Шарык почуял, что убит Андемыркан, он разбил ворота конюшни, выбежал и поскакал к Андемыркану. Взял зубами его тело, повернул и, убедившись в том, что мертв его господин, поскакал к морю и так возвратился туда, откуда был взят.
Андемыркана похоронили на вершине Кенже.
И поныне существует его могила».
Место захоронения Андемиркана обозначено в сказании «на вершине Кенже». Публикаторы уточняют, что это селение вблизи Нальчика – теперь Урвань. Урвань совсем близко от Аушигера и вероятно, что в сказании допущена неточность. Курган Андемиркана за селением Аушигер у местных жителей всегда ассоциировался с его именем.
…Я стоял на священной горе Ошхаж Ауш-Герги, вокруг были всадники на лошадях, рядом машины, которые привезли сюда зрителей. Сентябрьское солнце освещало нас, живущих в 2020 году. Я закрыл глаза и в какой-то момент все вокруг изменилось. Словно время на мгновение приоткрыло дверь в прошлое. И вот уже вчерашние кровники обнимаются, обещая жить в мире и согласии. Вот воин в сияющих на солнце доспехах клянется отомстить за поруганную честь. Вот обагряет траву алая кровь животного, приносимого в жертву...
Все это было. Было совсем недавно. Было, но вовсе не ушло.
Мы спустились к могиле Андемиркана. Долго стояли около нее. И звучали слова в его память. И казалось, что с небес, сквозь разрывы потемневшего неба смотрит на нас лик героя, оставшегося в народной памяти, героя, победившего время.
А потом мы сидели за кабардинским столом. Пенилась махсыма, мясные блюда сменяли одно другое, и понималось, что время бессильно перед людьми, которые помнят прошлое, деяния тех, кто оставил свой след в веках.
Subscribe

  • МЕГАЛИТЫ РЯДОМ С НАЛЬЧИКОМ

    Завтра едем в окрестности Нальчика, чтобы поближе познакомиться с необычным объектом – каменными истуканами, расположенными на Пике-1 у…

  • Темрез-кол

    Добраться сюда можно только пешком. Но это непросто, если вы решили выдвигаться в середине лета. Дорога под палящим июльским солнцем, когда ты…

  • ИЗ БАКСАНСКОГО УЩЕЛЬЯ К ТЫЗЫЛЬСКОМУ

    В этот раз мы только смотрели на Канжол, который нам открылся с верховий Тызыльского ущелья. Здесь я бывал множество раз и поэтому этот рассказ…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments