
Дорога от Тызыльского ущелья до хребта Инал для тех, кто любит приключения на одно место и не боится, что от постоянной тряски почки разродятся камнями, пополнив и без того насыщенного ими урочище, это удовольствие не для слабонервных. Трясет и подбрасывает так, что усидеть невозможно – то тебя кинет вправо, то влево, то вверх. Машины мстительно ревут, обещая грядущие поломки. И они не заставили себя долго ждать. «Патриот» Сергея, в котором был и я, не выдержал первым – полетела рессора. И весь последующий путь ее жалобное дребезжанье отдавалось в наших ушах. Правда, на трассе, когда мы уже возвращались в Нальчик, рессора замолкла, зато машину стало заносить то в одну сторону, то в другую. В какой-то момент пришло ощущение, что мы не едим, а подтанцовываем, подпрыгивая и уворачиваясь от встречных машин. Но это было уже потом.
Перед селением Заюково, если ехать сверху, надо повернуть направо и двигаться в сторону леса. Дорога достаточно наезженная, но, как оказалось, только до самого леса. Мы и предполагать не могли, что ожидает нас под сенью деревьев. Судя по всему здесь в этом году никто не ездил. Все заросло так, что в какие-то моменты было непонятно на дороге мы или свернули с нее.
Но особенно нелегко пришлось на редких полянках – они заросли травой выше человеческого роста, причем преимущественно крапивой. Даже наш проводник Муаед, которому известна здесь каждая ложбинка и выемка, несколько раз не знал куда дальше двигаться. Выходил из машины, пытался отыскать колею и с трудом, но все-таки находил.
Кусты, выросшие прямо на дороге, ветки деревьев, опустившиеся чуть ли не до земли, колея, заполненная сгустившейся жижей – все казалось было против нас. И в какой-то момент – дорогу перегородили поваленные деревья – я подумал, что нам придется вернуться. Но ребята были готовы ко всему. Два поваленных дерева было оперативно срублены и наш путь продолжился. Очень долгий (более десяти километров) путь. Стоил ли он наших треволнений, того вреда, который был причинен машинам (ветки со скрипом и скрежетом били по ним, оставляя глубокие царапины на полированных боках, пытались сорвать багажники) такой вопрос вертелся в голове. Тем более, что день уже клонился к вечеру, а в темноте что увидишь.


















Наконец «Нива», в которой ехал проводник, остановилась. С правой стороны от дороги, сказал Муаед, находится удивительный камень. Таких нет на многие километры вокруг. У него, камня, даже есть имя.
Камня как такового практически не было видно за сплошным зеленым пологом. А полог это представлял из себя густые непроходимые заросли крапивы, которая вымахала выше моего роста. Пришлось массой тела пробивать среди нее дорогу. И злюка сразу показала свою силу: она прожигала сквозь спортивный костюм. Да еще как прожигала: ноги буквально горели от боли. А что касается рук и лица здесь особый разговор.
В какой-то момент захотелось повернуть назад, тем более, что всего еще пара человек из нашей кампании решили пойти со мной на встречу с достопримечательностью этих мест. Но отступать было уже поздно. Тем более, что и сам камень возник перед нашими глазами.
Он действительно поражает своими размерами и мощью. Некогда единый, а ныне расколовшийся на три части, он словно владыка этих мест наблюдает за окрестностями. С его вершины, на которую нам, к сожалению, так и не удалось взобраться, видно все вокруг. Даже деревья, вымахавшие на высоту в 15-20 метров, не смогли скрыть его.
Создается впечатление, что для живших поблизости от камня людей, это место было сакральным. Так и видится, что они приходили к нему со своими проблемами, а может и поклонялись, считая камень престолом того, кто всесилен и всемогущ.
Бывшее поселение находится практически рядом с камнем. А дорога к нему, идущая по гребню, обозначена огромными – 7-10 метровыми мегалитами, выстроившимися словно в ряд. Их тела разделены продольными и поперечными трещинами, глядя на которые думаешь одно: это не трещины, а распилы, сделанные кем-то, кто обладал технологиями не чета земной. И под этими мегалитами видны щели, уходящие на многометровую глубину. Но об этом завтра…