Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

Categories:

ЕСТЬ ЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ГОРОДА В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ?

Часть 4-я, но не последняя
Вообще-то я сегодня хотел закончить свой материал о поиске подземного города по координатам, которые переслал мне Леонид Федоров из Екатеринбурга. Города, который мы пытались найти в прошедшее воскресенье. И окончание текста написано, но разместить я его решил позже, скорее всего завтра. Дело в том, что сегодня мне позвонил какой-то странный товарищ, не представился, а сразу посоветовал прекратить поиски.
Передаю наш диалог практически дословно.
– Почему? – удивился я
– Да не надо этим заниматься.
– И все-таки: почему?
– Просто еще время не пришло.
– И что с того? Может, мы это время как раз и приблизим.
– Это вряд ли. Я бы не советовал даже поднимать эту тему. По хорошему не советовал. Тем более, что там, под землей, ничего нет. НИЧЕГО! И вы ничего и не найдете.
– Очень странная постановка вопроса: ничего нет, ничего не найдем, а заниматься не советуете. Чего тогда бояться?
– Просто вы не все знаете…
– Чего не знаю? Что вы от меня хотите? Вернее, от чего предупреждаете? Я ведь все-равно вас не послушаю.
– И зря! Может, я при встрече сумею вас убедить.


– Это вряд ли. Вы – если это не просто пустопорожняя болтовня – еще больше подстегнете мой интерес. Но и встретиться я не против.
Мы договорились пообщаться сегодня. Правда, довольно поздно – мой собеседник сказал, что ему до Нальчика добираться больше двух часов.
Не знаю, чем закончится предстоящая беседа, но я решил перенести на завтра публикацию заключительного материала. А чтобы не разочаровать читателей, предлагаю вниманию один из своих материалов о подземных туннелях на территории Кабардино-Балкарии.
О которых слышали многие, но никто не видел…
Туннели, выплавленные в скалах
Хабары о том, что в Тызыльском ущелье имеются подземные горизонтальные туннели в сотни метров длиной, я впервые услышал в семидесятых годах прошлого века. Услышал от гунделеновский чабанов, с которыми общался на пастбищах Хаймаши и Аурсентх. В 1975-80-м годах я был там не просто частым гостем, а ездил по много раз за лето. Животноводство партия объявила ударным фронтом молодежи; о том, как идут дела на этом самом фронте, стала регулярно рассказывать газета «Советская молодежь», в которую я пришел работать сразу после окончания КБГУ.
Честно скажу: поездки на пастбища были отнюдь не в радость: транспорт не выделялся, нужно было подстраиваться под проходящие молоковозы, которые ходили преимущественно по утрам; добираться до дальних ферм приходилось на своих двоих, а значит оставаться ночевать.
Вот в такие вечера, под свежее вареное мясо да водочку, которую я терпеть не мог и тогда и сейчас, услышал немало хабаров о необычных местах Кабардино-Балкарии. И среди них – о туннелях, соединяющих ущелья. В частности, Тызыльское и Баксанское. Говорили, что они невысокие – где-то около 170 см высотой, причем эта высота была одинаковой на всем протяжении штольни. Стены их гладкие, словно оплавленные. У побывавших там создавалось впечатление, что они были вырезаны в скалах каким-то острейшим инструментом.
Помнится, один чабан даже попытался мне показать, какими были эти туннели. Для этого он принес 25-килограммовый брикет свежего масла и стал вырезать в нем ножом полукруглое отверстие, напоминающее вход в скворечник.
Увидев мой скептический взгляд, чабан, разгоряченный водкой, засунул руку в кусок масла так глубоко, что кончик ножа выглянул с другой стороны брикета. «Не веришь, не веришь,– громко кричал он,– А я сам был там. Но далеко не ходил. Боялся».
Я, если честно, не верил. Да и о каких туннелях можно было думать, когда на моих глазах так безжалостно обращались с маслом – сверхдефицитом в те времена. По большому счету, до этого я знал, что масло продается в пачках по 200 грамм, а 25-килограммовый брикет еще ни разу не видел. Потом жалел, что не только не спросил, где именно находится тот туннель, но даже не записал имя чабана. Запомнилось, что разговор тот никто из сидевших за столом не поддержал, более того, на рассказчика прикрикнули. Разгорелся спор, суть которолго, так как перебранка велась на балкарском языке, мне был неясен. Уже утром я поинтересовался у одного из молодых, в чем там было дело. Тот ответил, что чабана его товарищи отругали. Нельзя, мол, было рассказывать про туннели. На вопрос, почему нельзя, я ответа не получил.
Следующий разговор о туннелях, ведущих из Тызыльского ущелья в Баксанское, состоялся через четверть века, когда я всерьез увлекся разгадкой тайн Кабардино-Балкарии…

По подземным туннелям местные жители возили …сено
О том, что он слышал от стариков о туннелях, соединяющих ущелья, мне рассказал уже в 2000-х один из жителей Кенделена, ныне проживающий в Тырныаузе. И хоть особых деталей не было, но в принципе канва совпала.
Туннели существовали; до революции 1917 года ими пользовались неоднократно. Пользовались в том смысле, что зимой, когда основная дорога по Тызыльскому ущелью была перекрыта выпавшим снегом, заготовленное село вывозили по подземным туннелям. Вывозили на небольших бричках, в которые были запряжены ишаки, так как высота подземных ходов не позволяла использовать лошадей. Да и боялись лошади темных извилистых, нависающих прямо над головой коридоров, освещаемых тускло горящими и дымящими факелами. А вот ишаки шли спокойно, сами по себе, их никто не подгонял.
Со слов рассказчика, доверяли эту работу парням и те, чтобы не идти все время со склоненной головой, залезали с головой в траву и так добирались до выхода. Сколько именно продолжалось такое путешествие нам, за давностью лет, никто ответить не смог. А если б мы знали хотя бы примерное время в пути, то с учетом средней ишачьей скорости можно было бы высчитать длину туннеля. Впрочем, однозначно ответить на этот вопрос вряд ли было возможно, ведь, судя по преданиям, туннели были извилистыми, расходились в разные стороны, и целью их проведения было вовсе не соединение одного ущелья с другим.
Тогда что? Это была какая-то коммуникационная система, связывающая друг с другом какие-то неизвестные объекты. Какие именно, располагались ли они в особых залах, шли ли по горизонтали или имелись также вертикальные штольни – все это никому не известно и спросить не у кого.
Судя по всему, жители близлежащих селений узнали о туннелях случайно и, вероятно, эти знания достались не просто так; возможно даже ценой человеческих жизней. Тот факт, что наличие подземных ходов хранилось в глубокой тайне, что даже спустя многие десятилетия разговоры на эту тему прерывались, свидетельствует: с туннелями было что-то связано, в них кто-то скрывался, а может быть и жил. Истории Ричарда Шейвера о подземной цивилизации были бы здесь в самый раз, но, к сожалению, троглодиты, если они и находились здесь, не оставили ни свидетелей, ни свидетельств.
Неизвестно (даже примерно) где были наружные выходы из этих туннелей. Их, как минимум, должно было быть два – сено ведь доставляли из Тызыльского в Баксанское ущелье. Кроме того, хоть эти ущелья и идут практически параллельно друг другу, но между ними лежит еще одно – Урды. А оно из самых суровых, непроходимых и недоступных в Кабардино-Балкарии. Как проходил путь под ним, тоже неясно.
Суммируя всю собранную информацию (вернее было бы сказать, хабары), можно предположить, что где-то в начале прошлого века входы в туннели были завалены. Но вот кем? Природа ли постаралась? Обвалы и осыпи в этих местах случаются постоянно. Люди ли засыпали их? Ходили слухи, что немало смельчаков не вернулось из-под земли. Какие-то другие силы вмешались? Вряд ли подземным жителям (если они были, конечно) доставляли удовольствие встречи с живущими на поверхности. Одним словом, с годами местонахождение туннелей оказалось потеряно.
Возможно, ли их найти? А почему бы и нет? Только вот для этого нужна специальная аппаратура. Да такая, что пока еще не изобретена. Но и целенаправленные поиски могут принести какой-то результат, только вот кто ими и как долго будет заниматься?
Остается одна надежда – на случайность: вдруг кто-нибудь когда-нибудь где-нибудь провалится под землю и окажется в туннеле, чьи стенки будут однозначно свидетельствовать о рукотворном происхождении.
Именно о таком, но только проходящем через Главный Кавказский хребет, рассказывал один из жителей Приэльбрусья. История эта весьма занимательна, фантастична, но, тем не менее, есть люди, которые подтверждают ее достоверность...
Подземные туннели пронизывали Главный Кавказский хребет?
…А история эта – ее рассказал выпускник одной из Тырныаузских школ – такова. Учительница географии этой самой школы (ее фамилия известна) на одном из уроков, когда речь зашла о Главном Кавказском хребте, поведала следующее.
В самом начале девяностых годов прошлого века, когда Советский Союз доживал последние дни, вместе с туристической группой они шли по маршруту, ведущему из Грузии в Кабардино-Балкарии. Таких маршрутов несколько и все они проходят через перевалы.
В данном случае речь шла о перевале Бечо. Том самом, через который эвакуировали в 1942 году в Закавказье работников Тырныаузского горно-металлургического комбината. Перевал в общем-то не очень и сложный, для опытных горовосходителей не представляет трудностей за исключением одного, достаточно крутого участка – так называемой «куриной грудки».
Но случилось так, что девушки, а их в группе было большинство, на маршрут выдвинулись не отдохнувшими и задолго на подступах к перевалу выдохлись, потеряв всякий интерес к продвижению.
Как поступить руководителю?
Кричать, требовать, силком тащить вперед?
Отдохнуть, остановиться на привал?
Был, благодаря примкнувшему по пути к группе человеку, неизвестному никому из туристов, предложен третий вариант. О чем там совещались руководитель и неизвестный никто уже не расскажет. Но новый проводник сказал, что он поможет туристам пройти не через перевал, а …под ним. Дорогой этой никто давным-давно не ходил, хотя раньше ей пользовались неоднократно, но в последнее время, по причине каких-то неприятностей (каких именно уточнено не было) туннель этот даже пытались засыпать. Но он, мол, знает одно из ответвлений, которое ведет в основной проход.
Самое удивительное, что после сравнительно недолгого хождения по пробитому неизвестно кем в скальных породах темному коридору со скользкими, но удивительно гладкими стенами, туристы действительно оказались по другую сторону хребта. Но вышли они отнюдь не к его подножию, а оказались у еще одного перевала, преодолеть который не представляло особых сложностей.
Верит или нет этой истории? Не знаю, хотя сильно сомневаюсь в ее правдивости. И хоть рассказавший мне ее готов привести по мои очи человека (того самого выпускника), поведавшего ему этот загадочный хабар. Более того, уверяет, что жива еще и та самая учительница, прошедшая сквозь хребет вместе со своими товарищами, но уж все как-то зыбко. Вряд ли только один человек знал о том подземном ходе. А если их было много, почему такие сенсационные сведения не оказались обнародованы? Не использовались местными жителями в своих целях?
Хотя здесь, возможно, я и не прав. Ведь сам неоднократно слышал истории о том, как некий балкарец на спор ходил в Грузию и возвращался оттуда, подтверждая свои походы вещественными доказательствами – бутыль с вином. Ходил зимой, когда перевалы были закрыты, но самое главное – очень уж быстро (в течение нескольких часов) оборачивался туда и обратно. Другой вопрос, что он мог иметь на подобный случай запрятанную где-то в пещере баклажку, которую и подбирал по дороге, с гордым видом принося добычу ждущим сотоварищам и выигрывая спор.
Но сколько раз подобное могло сойти ему с рук? Раз-другой и разоблачили бы. А тут все наперебой – был, был такой проход в Закавказье. И есть. Но спрятан. Просто, надо искать.
И ищут. Почему так уверенно говорю? Позвонил на днях незнакомый человек, представился, уточнил, что он геодезист, сейчас, мол, занимается техническим обоснованием тоннеля, который соединит республики Северного Кавказа с Абхазией. Тот самый многолетний проект реанимации Военно-Сухумской дороги, о котором заговорили в последнее время.
Напомню общеизвестное. Этой дорогой (так называемой «турецкой тропой») пользовались с древнейших времен. Известно, что в VIII веке по ней в Аланию вторглись арабы; она изображена на венецианской карте XIV века. А в 50-х годах XIX века появились проекты строительства здесь колесной дороги, которую и пробили за 10 лет – в 1894–1903 годах. Она соединяла станицу Баталпашинскую (нынешний Черкесск) с Сухуми.
История этой удивительной дороги невероятно интересна, но вот уже более 60 лет она не используется, хотя привести ее в порядок можно весьма и весьма быстро. Недавно, занимаясь поисками пропавшего в одном из ответвлений Гоначхирского ущелья отряда немецких горных стрелков, я (правда, в присутствии зеленых фуражек) побывал у самого последнего пограничного поста, который расположен в непосредственной близости от Клухорского перевала. Но дальше нас не пустили, хотя и сказали, что и с той стороны стоят наши ребята
Но какое отношение могут иметь туннели к Военно-Сухумской дороге? Самое прямое. Ведь эта дорога теперь значительно продлится, ибо начнется в Кабардино-Балкарии, пойдет она из Приэльбрусья. А значит, если туннели были, то могли бы, с одной стороны, значительно сократить этот путь. С другой – облегчить его. Ведь дорога, идущая среди горных вершин, в зимнее время по причине многочисленных лавин и заносов непроходима. А в данном случае она бы шла не по открытой местности, а внутри горного массива, где не страшны никакие снега.
Да, найденные туннели могли бы сослужить немалую пользу, сэкономить огромные средства. Но где они? На этот вопрос геодезиста мне, к сожалению, нечего было ответить. Передать местные хабары? Он и без меня знаком с ними, но вот про один – рукотворный подземный ход в Чегемском ущелье – не слышал. И очень удивился поведанной истории…
Подземные туннели ведут к гигантской пещере?..
…Выяснилось, что учительница географии, которая непосредственно была в туннеле, к сожалению, уже умерла – сгорела от болезни. Но жив ученик ее, слышавший тот рассказ. Его зовут Рифхат, он живет в Приэльбрусье. С его слов, услышанных от учительницы, проводник, проведший группу туристов из Грузии в Кабардино-Балкарию, просил в туннеле ничего не трогать, к стенам не прикасаться. Все время пути людей сопровождал какой-то мерный шум; туристы пришли к общему мнению, что его источником являются мелкие камешки, чем-то напоминающие гальку, которыми был устлано дно туннеля. Но что они из себя представляют, откуда взялись, почему их так много – этими вопросами никто не задавался. Как никто (следуя указаниям проводника) не подумал положить хотя бы один из этих камешков в карман.
Так ли уж верен вывод, что звук издавали камни, перекатывающиеся под ногами? А если его источником были не люди, а нечто другое? Скажем, машины, работающие в подземелье. Какие машины? Может, такие, какие описал Р. Шейвер в своих рассказах, опубликованных в журнале «Удивительные истории», повествующих, напомню, о подземной цивилизации троглодитов.
…Но вот какой отклик из Тырныауза, от пользователя с ником Горец я получил после публикации этой истории.
Вот что он написал: «Прочитал вашу историю и всплыл эпизод из детства. Как-то у нас сорвалась тренировка, и мы всей компанией направились в сквер, находящийся за городом. Это место называется Тютю-Су. Здесь были две открытые штольни; мы в них залезали, но далеко не ходили, боясь темноты. Один из пацанов, помнится, рассказал, что они с отцом через какую-то пещеру ходили прямиком на море. Мы его подняли на смех и он, обидевшись, больше к этой теме не возвращался. Сейчас я и его фамилию не могу вспомнить. Осталось только в памяти, что его отец был альпинистом и постоянно брал сына с собой. Получается, что рассказ того пацана мог быть и не выдумкой…»
Теперь еще один хабар, весьма вероятно имеющий какое-то отношение к туннелям. От многих балкарцев, проживающих в Баксанском ущелье, слышал о том, что где-то в горах есть огромная пещера, в которую и ведут как раз эти туннели. Мать моего товарища, увлекшегося исследовательской работой и ставшего во многих начинаниях мне добрым помощником, рассказывала, что на выселении к ней подходил один человек и говорил, что в Балкарии есть пещера, в которой спокойно поместится весь балкарский народ. Весь выселенный народ на тот момент (1944 год) – это более 36 тысяч человек. Даже если в этом сравнении имеется десятикратная доля преувеличения, то и тогда подземное вместилище поражает своими размерами. Оно должно быть десятки метров в длину и ширину. Многие десятки метров. Но о такой пещере спелеологам ничего неизвестно.
В принципе, пещера эта, если она есть, конечно, должна находиться не в зоне снегов, а значительно ниже. То есть, не за Тырныаузом, а перед ним. Получается, это район селений Бедык, Былым…
Напомню, что поискам подземного города посвятил свою жизнь и Артур Жемухов. Но это уже совсем другая история…
Окончание следует
Subscribe

  • МЕГАЛИТЫ РЯДОМ С НАЛЬЧИКОМ

    Завтра едем в окрестности Нальчика, чтобы поближе познакомиться с необычным объектом – каменными истуканами, расположенными на Пике-1 у…

  • Темрез-кол

    Добраться сюда можно только пешком. Но это непросто, если вы решили выдвигаться в середине лета. Дорога под палящим июльским солнцем, когда ты…

  • ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ И АНДЕМИРКАН: КРЕПКОЕ ЗАПЯСТЬЕ На земле Аушигера

    На земле аушигерской, в непосредственной близости друг от друга находятся некогда священная для адыгов гора и остающаяся священной могила. Я побывал…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment