Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

ТАИНСТВЕННОЕ ПОДЗЕМЕЛЬЕ ч.2

   И, наконец, обратимся к знаменитой работе двух московских ученых – филолога Всеволода Миллера, процитированного нами выше, и историка Максима Ковалевского (1851–1916), побывавших в Чегемском ущелье летом 1883 года: « …Особенно интересна по остаткам древних построек узкая теснина, по которой протекает река Джилги, до сих пор носящая осетинское имя (Зилга – кружащаяся). В скале на правом берегу реки есть несколько пещер и заметны следы дороги, искусственно сделанной и карнизом огибающей гору. В версте от аула на одной площадке этой скалы остатки башни, построенной из местного камня на крепком цементе. Поднимаясь зигзагами вверх к башне, укрепленная каменными перильцами тропа ведет далее по краю горы карнизом на восток к горной пещере, вероятно, служившей караульней. Внизу, у подножия той же горы, заметны следы других построек. К одному естественному гроту саженей в 5 вышины с правой стороны была прилеплена какая-то постройка в виде каменного домика, которого заднюю стену образовала одна сторона грота. Это место до сих пор зовется папасовым жильем (т. е. поповым). Недалеко от него другой, меньший грот, по-види­мому, был утилизован как часовня. В нем виден каменный уступ, на котором когда-нибудь стояла икона; к уступу ведут с правой стороны несколько высеченных в камне ступеней. Еще ниже, близ реки, виднеются могильные камни с изображениями крестов. Стороны гротов, входившие внутрь часовни и папасова жилья, до сих пор носят следы штукатурки. Ходит предание, что в одной из пещер когда-то была найдена груда старинных книг, писанных на пергаменте…»
   Вывод из всего сказанного, сделанный Леонидом Лавровым, таков: « в районе Верхнего Чегема существовали небольшие церкви. Кроме них, в пещере, на левом берегу реки Джилги, находился склад богослужебных книг и других церковных предметов. К пещере вела высеченная в скале лестница, остатки которой до сих пор видны. Надо думать, что использование пещеры для хранения книг относилось к более позднему времени, чем постройка церквей около селения Верхний Чегем. Перенос « священных»  предметов из церквей в пещеру, по всей вероятности, произошел тогда, когда, в силу сложившейся политической обстановки, построенные до этого церкви оказались перед возможностью разграбления».
     Итак, различные источники, охватывающие почти двухсотсемидесятилетний период, убедительно свидетельствуют о наличии пещеры, в которой хранились христианские реликвии – книги и утварь. Но та ли это пещера, к которой ведет Греческая лестница? Ведь ни один из путешественников не утверждает, что он сам побывал в каменном хранилище, не уточняет, что оно представляет из себя внутри.
     А ведь помимо означенной пещеры, до которой можно было добраться по сооруженной на отвесной скале лестнице, имеются и другие – ниже грота. Если присмотреться внимательнее, то на скале также можно заметить следы от проложенных к ним когда-то лестниц. В какой из них прятали (по другим сведениям – выплавляли) золото, добытое на протекающей внизу реке Джилги-су? Кроме того, судя по всему, пещеры были связаны между собой единой системой лестниц, позволявшей в случае опасности переносить сокровища. Более того, в ряде документов говорится о нижней пещере. А. С. Фиркович, напомним, сообщает о « подошве горы» , в которой « есть отверстие, ведущее в пещеру» , и Платон Зубов утверждает, что « внизу скалы находится подземный ход, запираемый железными дверями» . А верхнечегемцы до сих пор рассказывают историю примерно семидесятилетней давности про одного местного смельчака, обнаружившего этот вход и попытавшегося исследовать ее. Пещера оказалась настолько длинной и разветвленной, что он сам не заметил, как заблудился, сбился с пути, и искал дорогу назад столько времени, что факел потух. Выбравшись же, рассказывал, что ходы в пещере не естественного происхождения, а проделаны руками человека, и некоторые из них ведут куда-то вверх, а потом неожиданно обрываются, словно их недоделали или засыпали.
   Чего в этих словах больше – вымысла или правды, судить трудно. Но вот что интересно: народная память из поколения в поколение передает рассказы о том, как в этой самой тайной пещере в эпоху средневековья прятались женщины и дети. Местные жители, уведомленные наблюдателями, использующими систему сигнальных костров, о приближении захватчиков, тут же спешили к пещере и один за другим скрывались в недрах горы. Оставшиеся заваливали вход заранее приготовленным камнем, маскировали его, а сами поднимались по Греческой лестнице в верхнюю пещеру, куда неприятель, осыпаемый градом стрел, добраться не мог. Враги, рыскавшие в бессильной ярости по опустевшему поселению, в жилищах которого еще не потухли очаги, высылавшие конные дозоры во все три долины, сходящиеся в Верхнем Чегеме под углом, не могли понять, куда же подевались женщины и дети. Но сколько ни рыскали, вход в пещеру так и не нашли.
     Вероятнее всего, легенды эти связаны с нашествием полчищ Тимура на Северный Кавказ, который в 1395 году стал ареной его борьбы с Золотой Ордой.
Вот как об этом, опираясь на исследования В. Г. Тизенгаузена, пишет Леонид Лавров: « Кавказские народы (кайтаки, аланы, абазины, адыги) оказывали упорное сопротивление Тимуру. Некоторые эпизоды этой борьбы, кажется, происходили в Балкарии или в Карачае. Так, по словам иранских историков, современников Тимура, последний, после победы над золотоордынским ханом Тохтамышем, пошел от Жулата к низовьям Волги, потом на Елец, оттуда через Азов к Кубани. Разорив эту область, он пошел на другую, во главе которой стоял некий Пулат. По дороге к Пулату Тимур остановился в местности Балкан. Может быть, это  Балкар или  река Малка, называемая по-кабардински и по-карачаево-балкарски – Балкъ (последнее мнение высказывал автору покойный проф. А. Н. Генко)? Пулат защищался в горах, в крепости Кабчигай, но Тимур взял ее и сжег.
   Получив известие « с правой стороны от великого мирзы Мираншаха (одного из Тимуровых военачальников) от подножия горы Эльбурз» , что золотоордынец Утурка укрылся у абазин (« в местности Абаса» ), Тимур налегке перевалил за Кубанью через Главный Кавказский хребет и взял в плен Утурку. После этого он вернулся на северную сторону Главного хребта и некоторое время стоял лагерем около Бештау (« среди Беш-тага» ). Оттуда он совершил поход в « область Симсима» . Многие из жителей Симсима бежали в горы (« вошли в неприступные места, так что [даже] пешком туда с трудом можно было идти» ). Тимур вслед за ними вошел в горы и « завоевал все те крепости и приказал, чтобы жителей их, связав, бросили с крепости вниз. И еще в горах он взял бесчисленные области» . После того полчища Тимура пошли к Дагестану на аварцев.
   В настоящее время нет возможности точно установить, чему соответствуют Иркувун, Симсим и Кабчигай. Исходя из того текста, откуда черпаем сведения о походе Тимура, они должны были находиться в горах недалеко от Бештау и Кубани, т. е. примерно в Балкарии или Карачае. Упоминание « горы Эльбурз»  мало помогает разъяснению, так как под этим именем скрывался весь Кавказский хребет. Балкарские предания говорят, что Тимур вторгался в Баксанское и Чегемское ущелья».
И вот что еще интересно: рассказывают, что будто бы уже в наше время, а именно в марте 1944 года, в пещере нашли убежище несколько балкарских семей, сумевших избежать депортации. Выйдя из нее, они завалили вход, а с годами – ведь балкарцы были на чужбине долгих тринадцать лет – он окончательно был погребен камнями, так как здешние породы сложены лавовыми осыпями.
   Исследователи последнего времени (С. С. Анисимов, М. И. Ермо­ленко, П. Г. Акритас и другие) также пишут о верхнечегемской пещере, но речь ведут о той, к которой была сооружена Греческая лестница. О пещере же в подошве горы, подземном ходе, соединяющем ее с какими-то другими каменными хранилищами, никто из них не упоминает.
Так была ли эта пещера или нет? Если была, то где в нее вход? Наши поиски привели к тому, что мы обнаружили лаз в одну из пещер, расположенную у подножия интересующей нас скалы, в месте, которое находится чуть выше природного памятника – « гриф».
     На высоте примерно двух метров имеется малозаметное отверстие полуметровой высоты, ведущее в естественный каменный мешок. Длина его около шести метров, высота – метра полтора: в полный рост не стать и спрятаться в этой каморке могут от силы десять человек. Но вот что интересно: естественных входов в пещеру, оказывается, два, а самое главное – в левом углу расположен уходящий вниз сифон, земля в котором наносная; она легко прокалывается острой палкой на достаточно большую глубину, свидетельствуя, что там, внизу, пустота, а значит, пещера имеет продолжение. Но так ли это или нет, могут ответить только раскопки…
     В то же время пещера эта достаточное убедительное свидетельство тому, что в недрах горы имеются и другие каменные мешки, а значит, история с пещерой, в которой скрывались во время набегов жители Верхнего Чегема, может оказаться вовсе не вымыслом, а реальностью. Той самой реальностью, которая приоткроет тайну существования в этих местах  греческой митрополии.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments