Продолжение материала "КОТЛЫ ИЗ ЯКУТСКОЙ «ДОЛИНЫ СМЕРТИ» И ИХ КАВКАЗСКИЕ СОБРАТЬЯ"
У Геродота есть предание о котле скифского царя Арианта, который велел каждому из воинов принести по одной стреле и изготовить из их сплава в священном месте Эксампай огромный котел емкостью 600 амфор.
В VII томе (выпуск 6) «Ежегодника по геологии и минералогии России» (ЕГМР), первого отечественного реферативного журнала в означенном направлении, издававшегося с 1897-го по 1917 год под редакцией Н. Криштафовича, опубликована статья «Гигантские котлы на Бештау» . Ее автор – Петр Иванович Кротов (1852–1914), известный русский геолог и геоморфолог, профессор Казанского университета, автор ряда работ по стратиграфии, палеонтологии, тектонике, общей геологии и физической географии. Статья эта подтверждает – гигантские котлы для Кавказа не редкость.
Об этом же свидетельствует местная легенда, что в одном из труднодоступных ущелий Балкарии сохранились гигантские медные котлы. Уже в наше время поисками столь внушительных емкостей занималось немало людей.
Йоханн Маттис, в начале двухтысячных годов руководивший в Нальчике христианской миссией союза «Свет на Востоке», увлекся историей местных народов, что вылилось в написание им книги «Аспекты культурной антропологии народов Кабардино-Балкарской Республики». В этой работе, вышедшей в нашем издательстве, есть глава, носящая название «Реконструкция скифского котла, известного в Балкарии в XIX веке». В ней Йоханн попытался ответить на вопросы, если котел существовал на самом деле, кто, когда, как, из чего его мог изготовить.
Говоря о вместимости, а следовательно, размерах и массе, ученый, отталкиваясь от сведений Геродота, пришел к выводу, что диаметр емкости, вмещавшей 600 амфор, должен быть равным примерно 2,6 м. при высоте в два раза меньшей и вместимости 5 000 литров. Вес котла, если он был сборным (изготовленным из медных заготовок) мог достигать 500 кг.
Могли ли скифы спрятать столь огромную емкость в наших местах? Этой теме я посвятил немало публикации, будучи уверен, что котел спрятан в окрестностях Нальчика, на территории под названием Казаны. То есть, те же самые котлы – река Казаны, местность Казаны, вершина Казаны…
Эта мистическая и одновременно трагическая история (человек, утверждавший, что нашел котел, скоропостижно ушел из жизни), история, закончившаяся ничем, описана мною в книге «Неизвестная Кабардино-Балкария» («В поисках скифского чуда», «Магический символ царя Арианта», «Царь-котел и вершины Казаны»).
Ложатся ли в ее канву идеально круглые сферы, якобы закопанные на гребне одного из ущелий Балкарии и обложенные поверху камнями? По своим размерам, описанным очевидцем, вряд ли.
Тогда что это может быть? Я попытаюсь дать ответ на этот вопрос – завтра, в пять утра, наша экспедиция выезжает в ущелье, где расположены таинственные круги. Дорога неблизкая, несколько часов предстоит идти пешком; хотим управиться за один день.
Продолжение следует