Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

Category:

«Никогда у ханов под владением не бывали…»

  Как я уже писал, в нальчикском издательстве Марии и Виктора Котляровых вышел первый том труда знаменитого кавказоведа Семена Михайловича Броневского «Новейшие географические и исторические исследования о Кавказе», опубликованный в 1823 году.
  Второй том этого выдающегося труда – «Исторические выписки о сношениях России с Персией, Грузией и вообще с горскими народами, на Кавказе обитающими, со времен царя Ивана Васильевича и доныне» – до последнего времени оставался в рукописи. А это огромный кладезь малоизвестной, а то и вовсе неизвестной информации о народах Северного Кавказа.



  В предисловии ко второму тому своего труда С. М. Броневский пишет: «Первые сношения России с горскими народами начались в 1554 году в царствование царя Ивана Васильевича III, называемого Грозным, через добровольное покорение ему пятигорских черкес. С того времени утвердившаяся власть российских царей усиливалась на Кавказе до царствования Бориса Федоровича Годунова». И далее: «…Силою заключенного трактата при Белграде в 1739 году с Портой Отоманской кабардинцы, никогда из подданства России не выходившие, признаны независимыми и барьерными между двумя империями. Этот последний трактат не только что привел силу восточных пределов России в ничтожество, но переходом влияния над кабардинцами и ханом крымским, которые почитались прежде сего как злейшие Кабарде неприятели, уронил достоинство империи».

  Во втором томе автор выделяет в сношениях России с горскими народами три эпохи: первая – от царя Ивана Васильевича до похода Петра Великого в Персию; вторая – от похода Петра Великого в Персию до заложения Моздока; третья – от заложения Моздока до нынешнего времени, то есть, времени правления императора Александра I. Одно из приложений к временнику первой эпохи обозначено как «Выписка из книг Российского архива о Кабардах Большой и Малой, о пребывании в подданстве Российской империи». Вот несколько положений из него, переданных в современной транскрипции текста.
  «Предки того народа родились на Украине, в Малой России и в древние времена перешли оттуда на житье к российскому городу Терки и назывались черкасы или черкесы. Спустя небольшое время, отойдя от Терки дня два езды, они поселились на Куме реке, в урочище пятигорском, где пять гор великих; и та земля принадлежала тогда России, и были они все христианского греческого закона, и несколько лет у оных пяти гор жили, и потому назывались пятигорские черкесы.
  И при государствовании Его Величества царя Ивана Васильевича, самодержца всероссийского, в лето от сотворения мира 7063-е пришли тех черкес князи со всех их землею и народом пятигорским в вечное подданство России. По принятии же их в подданство российское они, черкесы, по указам высокопомянутого Царского Величества, употреблялись на службу в воинских действиях против неприятелей Российской империи и многие знатные действа в различные времена показали».
  И далее: «Потом при державе царя Ивана Васильевича учинил на них, черкес, сильное нападение крымский хан Шах Бас Гирей со многим крымским и кубанским войском. И всех их, черкес, тогда собрали и перевезли на Кубань, и там обратили насильно в магометанской закон, и жили они, черкесы, с такого принужденного случая на Кубани несколько лет, а после того как началась у России война с турками, с Крымом и с кубанцами, они, черкесы, при помощи подданных российских калмыков с Кубани все ушли в российскую сторону в прежнее свое жилище к пяти горам. Но по прошествии нескольких лет кубанцы чинили на них, черкесов, жестокие нападения, непрестанно беспокоили, желая по-прежнему к себе на Кубань перевести. И они, черкесы, от такого неспокойства перешли от пяти гор для житья ближе к Терки на землю Российскую к реке Абисан.
  И в то время были между ними черкесы знатные и первые князя два брата, называемые Кабарты беки, у которых в тот переход учинилась ссора и они поселились порознь. Большой брат Кабарты бек при реке Баксан, а меньшой брат его Кабарты бек близ Терек реки, и с того времени назывались те места, где большой брат поселился, Большая Кабарда, а где меньшой, то Меньшая Кабарда, и ныне в тех обеих Кабардах князья и уздени, и другие военные люди обретаются в магометанском законе, а подданные их земледельцы или крестьяне, которые живут в деревнях, содержат еще веру и закон греческого исповедания; и в тех деревнях есть благочестивые церкви и священники».
  «При государствовании блаженных памяти Его Императорского Величества Петра Первого были нападения на Кабарды от ханов крымских сильные, а именно:
В 1705 году хан крымский Каплан Гирей (который ныне там ханом же) приходил на кабардинцев со многим войском для завоевания и присовокупления оных себе, но те войска от кабардинцов разбиты, и помянутой хан принужден был от них, кабардинцев, прочь отойти. (Речь о том самом Канжальском сражении, которое состоялось не в 1705 году, как пишет С. М. Броневский, а в 1708 году – авт.)
  В 1720 году на них же, кабардинцев, приходил войной хан крымский Саадет Гирей, при котором было людей тысяч с сорок, и принуждал их, чтобы они жили в их стране на Кубани, и определили вместо дани с каждого двора давать по ясырю; а коли они на Кубань с ним, ханом, не пойдут, а останутся в старых жилищах, то так же будут давать по ясырю, но хан жилища их разорит, сожгет и самих их всех побьет. Однако ж они, кабардинцы, на такие его ханские угрозы ответствовали, что они еще никогда у ханов под владением не бывали и исстари как предки их, так и они служат российским государям в подданстве и пребывают всегда к России в верности. После такого их ответа более к ним хан своих гонцов не присылал, но войска его сожгли их деревни и около оных хлеб на полях и сено в стогах. И с таким известием прислан от кабардинских владельцов к высокопомянутому Его Императорскому Величеству нарочно Сайдет Гирей Салтан Алеев, и просили они, кабардинцы, дабы для обороны от тех их неприятелей послать к ним войско российское.
И того ж 1720 года отправлен Его Императорским Величеством указ к астраханскому губернатору Артемию Волынскому, чтобы он, губернатор, помянутым кабардинцам учинил помощь в потребном случае таким образом, что ежели на них, кабардинцев, будет наступление от хана крымского, то в таком случае послать ему, губернатору, к ним на помощь и оборону донских и других казаков, сколько сот человек надобно будет. Однако ж тем казакам приказать, что если помянутые кабардинские владельцы пойдут из своих жилищ на крымцов или кубанцов в поход, то чтоб они с ними туда не ходили, дабы не дать туркам причин к нарушению мирных трактатов. И все оное чинить ему, губернатору, по своему усмотрению только б их, кабардинцев, оборонять от нападения.
  И потом астраханский губернатор в Коллегию иностранных дел писал в двух своих донесениях.
  В 1-м из Терки от 31 октября и в другом от 5 декабря 1721 года что, получив известие о нахождении хана крымского у Кабарды, ходил сам с частью войска для защиты кабардинцев к Терки и как хан, узнав о приходе войск российских, со всеми своими войсками вышел из Кабарды. После того, как кабардинцы от нападения и притеснения хана крымского освободились, имели между собой тамошние владельцы домашние ссоры, однако он, Волынской, их помирил. И потом они, кабардинские владельцы, при нем, Волынском, вновь присягали в подтверждение прежних их присяг, чтоб быть всем под протекцией Его Императорского Величества непременно, и жить между собою в согласии, и служить Российской империи верно. И дали в том как князья их, так и уздени все знатные в Терки новых аманатов…»
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment