Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

За гранью реальности

  Рецензия на нашу книгу "Мистическая Кабардино-Балкария", опубликованная в сегодняшнем (электронном) выпуске газеты "Кабардино-Балкарская правда"

  «Карась (видимо, из карасиных космонавтов) выпрыгнул из пруда посмотреть, что делается за его пределами, задохнулся – и скорее на дно. «Ну, что там?» – спрашивают у карася его сородичи. «Никакой жизни там нет», – ответил карась. Конечно, им, карасям, невозможно представить, что есть иные формы существования материи, что мы ездим в автомобилях, пьём коньяки, играем в футбол, возлежим на тахтах, сеем рожь и пшеницу. Это недоступно карасиному воображению; это для них то, что мы называем «сверхъестественное». Но если есть расстояние от нас до карася, так сказать, вниз, то почему же не может быть такого же расстояния до чего-нибудь или кого-нибудь вверх? Почему не быть таким формам жизни, которые непосильны и неподвластны не только нашей науке, но и нашему воображению?»
    Это отрывок из книги Владимира Солоухина «Письма из Русского музея», в котором автор пытается донести до читателя простую мысль о неустойчивости границы познанного, что они способны раздвигаться и впускать в себя то, что первоначально казалось абсолютно невозможным. Примерно таким же, как в средние века считалось немыслимым, чтобы Земля имела какую-то иную форму, кроме очевидной и всем одинаково видимой плоскости.




    Эту же мысль, только с более объёмным спектром доводов и аргументов доводят до своего читателя авторы Мария и Виктор Котляровы в новом издании «Мистическая Кабардино-Балкария» в многотомной саге о родной земле, где она уже была «Живописной», «Таинственной», «Неизвестной», «Загадочной», «Увлекательной», «Удивительной» и «Неповторимой». И хотя во всех этих произведениях Кабардино-Балкария предстаёт в разных ракурсах, все они сходятся в одной точке пересечения под названием «чудо». Вы можете верить в чудеса, можете над ними смеяться, как в своё время высмеивали (и именно в мире науки) первопроходцев в микромир. И пока микроскопы не появились в каждой лаборатории, первые заявления, что у болезни есть живые возбудители, и они невидимы глазу, встречались не только со смехом, но и серьёзными опасениями по поводу психического здоровья прорвавшихся за границу реальности.

 

В предисловии к новому изданию говорится о характере вошедших в него историй, которые не поддаются рациональному объяснению.
«В книге собраны необычные факты, явления, материалы о поиске людей, находящихся в сомнамбулическом состоянии в пещерах, в подземных тоннелях, пронизывающих Кавказский хребет; о порталах во времени, дверях в иномир и феномене «журчащих» голосов; о призраках, живущих в горных верховьях, и блуждающих огнях; о геопатогенных зонах и сакральных местах, отличающихся особой энергетикой; о встречах с НЛО и снежным человеком; о таинственной силе дольменов, пауках-людоедах и гигантских змеях, свидетельства о которых сохранились в народной памяти и эпосе «Нарты»; о феномене спонтанного самовозгорания человека, о таинственном котле царя Аррианта, который называли восьмым чудом света, о камнях, которые растут, движутся, дышат…
    Всё, что читатель узнает из этой книги, его может серьёзно озадачить и в такой же степени развеселить. Призадумаются ищущие, жаждущие новых знаний, те, кто подспудно ощущает, что в каком-то конкретном месте и в определённый момент прикоснулся к ожидающей своей разгадки тайне или вышел за пределы известного и оказался в неизвестном и потому пугающем своей непредсказуемостью положении с полным отсутствием представления, зло это или добро».
    Вот как описывают авторы «Мистической» встречу с подобным явлением в рассказе «Джинны, танцующие у костров». Речь шла о Тызыльском ущелье, в котором по ночам кто-то разжигал костры, в то время как все жители близлежащих селений никуда не выходили и оставались в своих домах.
«Тем не менее слухи о кострах, горящих по ночам где-то в районе заброшенного посёлка Солнечный, стали циркулировать постоянно. О них рассказывали местные жители, волею обстоятельств (чаще всего связанных с охотой) застигнутые ночью на горных массивах, окружающих ущелье. Один из них – туманный и малодоступный Инал.
Речь шла о случае, произошедшем с автором книги, который прежде чем о чём-то написать, на себе и сам испытывает какие-то необычные воздействия, анализирует свои состояния, пытается дать им объяснения, постоянно прибегая к свидетельствам целого ряда самых разных экспертов – обычно авторитетных учёных или серьёзных людей, чьим словам все верят.
    Рассказывая о бесплодном поиске людей, которые по ночам жгли в горах костры, авторы, наконец, говорят об удаче. «Расстроенные, мы осторожно начинаем движение вниз. Сделав несколько шагов, выходим на горный изгиб, с которого открывается вид на долину, и… И оба замираем в удивлении: где-то там, судя по всему, на небольшой поляне, на которую мы обратили внимание ещё при спуске и на которую даже заглянули, прошли по её краю, горит костёр…
Около костра танцуют люди. В отблесках пламени видны их силуэты. Вижу, что танцующие держатся за руки, образуя круг. И этот круг находится в постоянном ритмичном движении…». «…Что-то настолько странное и необычное есть в силуэтах танцующих, что приходит мысль: это не люди… Мы в молчании лежим в палатке, идущий от земли холод отбивает сон. Да какой там сон? «Это не люди… – раздаётся слабый шёпот Исхака. – Это…». Следующее слово он долго не может произнести и, наконец, выдыхает: «Это джинны…».
    Повествование авторы прерывают вставкой, объясняющей, кто такие джинны, которая взята с исламского сайта. Там говорится, что это «невидимые человеческому глазу существа. У них свой мир со своими животными, и существуют они в параллельной от людей вселенной. Но, несмотря на то, что люди не могут «пересекать или входить в мир джиннов, сами они способны проникать в мир людей и часто это делают».
    Так и не найдя ответа на вопрос, что они видели, кто танцевал вокруг костра и действительно ли это были мифические существа, авторы обращаются к книге воспоминаний Кадыра Натхо – писателя, драматурга, автора книги «Черкесская история», который широко известен как основатель «Адыгэ Хасэ» в Нью-Джерси, куда он переехал в 1956 году и был одним из немногих переселенцев, кто не стремился к ассимиляции. Напротив, он чтил свои корни, находящиеся в легендарном натухаевском ауле Хатрамтук, что в окрестностях Анапы. Его новая книга «В поисках себя» содержала такой эпизод: «Однажды, в детстве, я сам был свидетелем встречи с джинном. Как-то упросил своих родителей взять меня с собой в город. Мы отправились в дорогу рано утром, когда ещё было темно. Отдохнувшие за ночь лошади шли в хорошем темпе довольно долго. Вдруг они резко остановились, испуганно фыркая. Отец пытался заставить их идти дальше, понукая и подстёгивая кнутом, но лошади встали как вкопанные и не могли тронуться с места, как ни старались. «Должно быть, мы задели джинна «шылъахъэ» (треножный), – сказал папа, а мама начала шептать молитву. Отец вышел из повозки, погладил лошадей по голове и холке, потрепал им уши, помолился, постарался успокоить их и, держа под уздцы, провёл метров сто вперёд. «Мы миновали треножного джинна», – сказал отец, усаживаясь в тачанку… Говорили, что в те времена джинны присутствовали в реальной жизни, и люди часто сталкивались с ними в разных ситуациях. Иногда ночью, возвращаясь из города, жители видели большие группы джиннов, танцующих вокруг костров на полях возле нашего аула. Кроме того, постоянно рассказывали о том, что случались странные происшествия между аульчанами и джиннами…».
Один только перечень названий пятидесяти взятых из жизни историй, включённых в «Мистическую Кабардино-Балкарию», вас заворожит: «Курпская анаконда», «Сияющие столбы и «Парфенон» на леднике Азау», «Духи ущелья Шайтан-кол», «За живой водой», «Феномен голосов в голове», «Ведьмин круг», «Дверь в иномир» и многие другие. Но в том-то и дело, что авторам нужно не только очарование, когда, затаив дыхание, вы погружаетесь в волшебный мир таинственных происшествий. Они дают вам возможность выдохнуть и на трезвую голову сделать свой выбор: поверить во всё сказанное – а это значит, отнестись к родной земле как к чуду, где всё возможно и есть место захватывающему дух колдовству, или же быть трезвомыслящим прагматиком, отрицающим его существование. И тогда вы сами себя обворуете, лишившись веры в существование иных миров.
    Кандидат исторических наук Сергей Малахов, чья рецензия дана на форзаце издания, говорит о книге, что это чтение, которое превращается не только в путешествие в прошлое Кабардино-Балкарии, описанное великолепным языком, но и в напряжённое решение сложных многоходовых задач, сродни шахматной партии. Говоря о стиле произведения, Малахов отмечает, что у Котляровых всегда присутствует своеобразная недосказанность. В живописи есть такой приём, объясняет он, не прописывать всё до конца, до каждой складочки, морщинки, цветового пятна, а положить мазок пастозно, с пробелами, где-то оставить подмалёвок – и тогда зритель сам будет доделывать, фантазировать и мысленно дорисовывать. Такой приём, говорит Малахов, – это приглашение к сотворчеству, чем и являются книги Котляровых и чем стала ещё одна, призывающая к духовному сотрудничеству и смело раздвигающая ввысь, вширь, в глубину границы реальности.
Зинаида МАЛЬБАХОВА

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments