Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

ФЕНОМЕН ССЧ В НАЛЬЧИКЕ

  Продолжаю публикацию материалов из нашей новой книги "Мистическая Кабардино-Балкария"

  Первой об этом случае мне поведала известный в Кабардино-Балкарии да и на Северном Кавказе архивист Е. С. Тютюнина, всю свою жизнь про-работавшая в Национальном архиве, знающая о многих тайнах, что скры-вают его хранилища, написавшая ряд книг, основанных на документальных источниках. Среди них, в частности, надо назвать «Грани национальной истории XIX-XX веков» (2008), «Моя Пушкиниана» (2008), «Живой отголосок Кавказа» (2014), «Краеведческая мозаика» (2015). Все они вышли в нашем издательстве и поэтому я как никто другой знаю о невероятной скрупулез-ности, педантичной дотошности, которые отличают в отношении к истори-ческим фактам Евгению Сергеевну. «И так сойдет» – с ней не проходит. Если говорит о чем-то, значит, это было, этому имеются бесспорные дока-зательства, свидетельские показания, иная источниковедческая база.
    Такая развернутая преамбула, как будто имеющая косвенное отноше-ние к нашей теме, видится необходимой, так как речь пойдет о случае не-объяснимом, невозможном на привычный взгляд. Но тем не менее произо-шедшем в Нальчике во второй половине пятидесятых годов прошлого века с известным в республике человеком. Я бы мог быть более точен в дате, обозначив конкретный день, когда произошло это событие, даже назвать имярека, но связанный этическими обстоятельствами предпочту это не де-лать. Будить обывательские толки не самый достойный повод в данном случае. Тем более, что человек этот в нем не нуждается. Его имя вписано в историю республики, в ней оно и останется в силу незаурядности его лич-ности и таланта. 

                                                                 


 
    Итак, в этот день более чем пятидесятилетней давности вся республи-ка говорила о том, что скоропостижно умер N. Умер на взлете, непостижи-мо рано. Умер человек, которого знали тысячи, более того – не просто зна-ли, а уважали, любили, почитали. Уже сама его смерть была событием, потрясающим сознание, но то, какой она была – вообще поражало вообра-жение. Дело в том, что имярек сгорел. Сгорел не в прямом понимании этого слова – погиб, к примеру, на пожаре, а сгорел изнутри: неизвестно по какой причине, но у него выгорели внутренние органы.

 

Обывательская молва тут же разнесла эту весть по небольшому Наль-чику и связала ее с регулярным употреблением горячительных напитков этим известным человеком. Столь простое объяснение удовлетворило всех. Правда, никто не задумывался, почему именно N, который вовсе не был запойным пьяницей, а употреблял спиртное в вполне разумных пределах, сгорел, тогда как другие любители горячительного не ведают столь печального конца.
    Сегодня мы знаем, что это был первый (но не единственный, как выяс-нилось) достоверно известный в республике случай проявления ССЧ – спонтанного самовозгорания человека (Spontaneous Human Combustion – SHC).
    Необъяснимого паранормального явления, когда человек без видимого внешнего источника огня воспламеняется и сгорает. И поныне сообщения об этом воспринимаются как выдумка, большинством ученых рассматрива-ются как лженаучные, но тем не менее известно множество случаев прояв-ления данного эффекта в разных точках земного шара. Лишь Советский Союз был здесь исключением, но это и понятно. Подобное явление застав-ляло сомневаться в основах марксизма-ленинизма, являлось подкопом под его фундамент – диалектический материализм. Ведь, по Энгельсу, мате-риалистический характер философии марксизма проявляется в том, что она признает материю в качестве единственной основы существующего мира; сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной фор-мы материи, специфическая функция человеческого мозга, обладающая способностью отражать объективно существующий мир.
А тут необъяснимое ни с какой точки зрения самоуничтожение челове-ка – творца нового общества. В нашем случае – коммуниста, фронтовика, имя которого было известно всем. Именно поэтому по сложившейся в стра-не практике подобные эпизоды всячески замалчивались, а милиция и врачи вынуждены были фиксировать происшествие как несчастный случай.
В книге «Люди-феномены» (М. 2010) в разделе «Внезапное самовозго-рание человека» описано множество подобных случаев воспламенения людей без внешнего источника огня вследствие внутренней химической реакции. Еще больше фактов можно найти в Интернете. Согласно этим сведениям первый, документально засвидетельствованный эпизод СВЧ (его описал датский врач Томас Бартолин), был зафиксирован в 1663 году, когда безымянная парижанка, спавшая на матрасе, полностью сгорела. Притом, что на самомматрасе не осталось даже следов горения. Что каса-ется первенства в самовозгорании как таковом, то им вероятнее всего сле-дует считать событие июня 1613 года, когда в британской деревушке Край-стчерч, что в Доросте, во время грозы сгорели лежавшие в постели мужчи-на и девочка.
Еще несколько аналогичных случаев. В Цезине в 1731 сгорела женщи-на из высших кругов итальянского общества. Осталось описание увиденно-го ее служанкой: «Этот ужасающий труп лежал на полу. В метре от постели виднелась горка золы. Ее ноги, по-прежнему в чулках, остались целы, меж-ду ними покоилась полуобгоревшая голова. Почти все тело ее преврати-лось в пепел. Маленькая масляная лампа на полу была покрыта сажей, масло в ней выгорело. От двух стоявших на столе свечей остались только фитили, а свечное сало исчезло». И далее: «…Вокруг тела повреждений от огня почти не было. Постель практически не была затронута пламенем, и создавалось впечатление, что жертва только что встала с кровати и стояла, когда произошло несчастье».
«Британский медицинский журнал», вышедший 21 апреля 1888 года, поместил сообщение о том, что 19 февраля на сеновале шотландского го-рода Абердин был обнаружен труп отставного 65-летнего солдата. Доктор Маккензи Бут писал в заключении: «...Обе кисти и правая ступня отгорели и упали сквозь прогоревший пол в стойло внизу, а превратившееся в сальные угольки лицо сохранило свои черты».
А вот сообщение, опубликованное в «Бостонском журнале медицины и хирургии», в котором его автор – практикующий врач доктор Б.Х. Хартвелла писал, что в Эйере (штат Массачусетс, США) 12 мая 1890 года он обнару-жил женщину, «охваченную пламенем от брюшной полости до поясницы. Кости ее уже обнажились и тоже горели, так что думать о ее спасении было слишком поздно. Огонь сбили, засыпав туловище землей, чтобы прекратить доступ кислорода. Несмотря на чрезвычайную жару, шляпа, листья и дру-гие предметы на земле рядом со сгоревшей женщиной остались целы. Ни-какой явной причины возгорания не было».
Одним словом, подобных случаев было не один, не два, а десятки. Не случайно феномен это заинтересовал писателей и более того – нашел в их творчестве самое широкое отражение. Вспомним хотя бы «Холодный дом» Чарльза Диккенса, в предисловии к которому читаем: «С того самого дня, как умер мистер Крук, некоторые лица отрицают, что так называемое само-возгорание возможно; после того как кончина Крука была описана, мой до-брый друг, мистер Льюис (быстро убедившийся в том, что глубоко ошибает-ся, полагая, будто специалисты уже перестали изучать это явление), опуб-ликовал несколько остроумных писем ко мне, в которых доказывал, что са-мовозгорания быть не может.
Должен заметить, что я не ввожу своих читателей в заблуждение ни умышленно, ни по небрежности и, перед тем как писать о самовозгорании, постарался изучить этот вопрос. Известно около тридцати случаев само-возгорания, и самый знаменитый из них, происшедший с графиней Корне-лией де Банди Чезенате, был тщательно изучен и описан веронским пре-бендарием Джузеппе Бианкини, известным литератором, опубликовавшим статью об этом случае в 1731 году в Вероне и позже, вторым изданием, в Риме. Обстоятельства смерти графини не вызывают никаких обоснованных сомнений и весьма сходны с обстоятельствами смерти мистера Крука.
Вторым в ряду наиболее известных происшествий этого рода можно считать случай, имевший место в Реймсе шестью годами раньше и описан-ный доктором Ле Ка, одним из самых известных хирургов во Франции. На этот раз умерла женщина, мужа которой, по недоразумению, обвинили в ее убийстве, но оправдали после того, как он подал хорошо аргументирован-ную апелляцию в вышестоящую инстанцию, так как свидетельскими пока-заниями было неопровержимо доказано, что смерть последовала от само-возгорания.
Я не считаю нужным добавлять к этим знаменательным фактам и тем общим ссылкам на авторитет специалистов, которые даны в главе XXXIII, мнения и исследования знаменитых профессоров-медиков, французских, английских и шотландских, опубликованные в более позднее время; отмечу только, что не откажусь от признания этих фактов, пока не произойдет ос-новательное «самовозгорание» тех свидетельств, на которых основывают-ся суждения о происшествиях с людьми.

А вот как увиденное в спальне вышеупомянутой Корнели де Банди вы-глядит в самом романе: «Этот ужасающий труп лежал на полу. В метре от постели виднелась горка золы. Ее ноги, по-прежнему в чулках, остались целы, между ними покоилась полуобгоревшая голова. Почти все тело ее превратилось в пепел. По всей комнате летала копоть. Маленькая масля-ная лампа на полу была покрыта сажей, масло в ней выгорело. От двух стоявших на столе свечей остались только фитили, а свечное сало исчез-ло».
Именно Диккенс, будучи судебным репортером одной из лондонских газет, одним из первых стал не только собирать подобного рода факты, но и анализировать их, выделив общие для всех случаев признаки: «масляни-стые осадки, голубое пламя и нетронутые конечности тела».
Описание случаев самовозгорания мы находим и у многих других ав-торов XIX века. Среди них Вашингтон Ирвинг – «История Нью-Йорка», То-мас де Квинси – «Исповедь курильщика опиума», Марк Твен – «Жизнь на Миссисипи», Герман Мелвилл – «Редберн», Оноре де Бальзак – «Кузен Понс», Эмиль Золя – «Доктор Паскаль». Да зачемо далеко ходить – вспом-ним знаменитый роман Гоголя «Мертвые души» и ответ Коробочки на во-просительное утверждение Чичикова: «Разве у вас был пожар, матушка?»
– Бог приберег от такой беды, пожар бы еще хуже; сам сгорел, отец мой. Внутри у него как-то загорелось, чересчур выпил, только синий огонек пошел от него, весь истлел, истлел и почернел, как уголь, а такой был пре-искусный кузнец!
Как видно, точка зрения, что самовозгорание происходит по причине пьянства, была основной в то время. Но число случаев, когда пострадав-шими оказывались женщины и люди вообще не принимающие спиртного, заставило усомниться в столь простом объяснении данного феномена. Возражая тем, кто считал, что «самовоспламеняются только горькие пьяни-цы, так пропитавшие свой организм спиртом, что столь жуткий конец явля-ется для них закономерным финалом», химик Юстус Либих в 1844 году пи-сал: «Не все погибшие были хроническими алкоголиками». И далее: «За-щитники теории самосгорания ведь соглашаются с тем, что самосгорание бывает часто с людьми, которые не употребляют спиртных напитков».
Уже во второй половине XIX века версию эту уже нигде не рассматри-вали всерьез, но спустя десятилетия, в Советском Союзе, за нее ухвати-лись как за спасительную соломинку. О чем говорит слух, пущенный в Нальчике после подобного случая. И то ведь – лучше по причине пьянства, чем от непонятно чего: мистического и необъяснимого.
Приведем обширную (для полноты картины) цитату из уже упоминав-шейся нами выше книги с детальным описанием ССЧ: «Промозглым, хо-лодным утром 5 декабря 1966 года Дон И. Госнелл из небольшого амери-канского городка Каудеспорт, штат Пенсильвания, занимался своей обыч-ной работой: записывал показания газовых счетчиков. Свой первый визит он нанес, пожалуй, самому уважаемому и всеми любимому человеку в окру-ге — доктору Джону Ирвину Бентли, который вот уже более полувека был домашним врачом местных семейств и, уйдя в возрасте 92 лет на пенсию по инвалидности, все еще был способен самостоятельно обслуживать себя и передвигаться по дому на протезе.
Парадная дверь дома № 403 по Норт-Мэйн-стрит была закрыта, но не заперта. Дон Госнелл вошел в коридор, ведущий в гостиную, и окликнул хозяина. Несколько озадаченный молчанием старика, он тем не менее спустился в подвал, где был установлен счетчик газа. Странный запах, ко-торый он почувствовал, войдя в дом, становился все более резким – «та-кой, знаете, сладковатый, какой бывает при включении нового масляного обогревателя». Казалось, источником запаха является светло-серый ды-мок, клубившийся в воздухе. На полу газометрист обнаружил аккуратную конусообразную кучку мелкого пепла высотой около 35 сантиметров — примерно столько могло бы высыпаться при неаккуратном обращении с мусорной корзиной. Госнелл задумчиво поковырял пепел ботинком — на полу в этом месте не было никаких других следов. Если бы он поднял гла-за, то увидел бы, каким образом пепел попал в подвал: на потолке зияла неровная дыра с обугленными краями размером около полуметра на пол-тора, прогоревшая через пол первого этажа. Но он не посмотрел на пото-лок, а просто списал показания счетчика. Затем Госнелл поднялся наверх и направился в комнату доктора поинтересоваться, не нужна ли старику ка-кая-нибудь помощь. Здесь дым был гуще, а доктора Бентли в комнате не оказалось. Дон Госнелл заглянул в прилегавшую к спальне ванную и остол-бенел.
Поперек прожженной в полу дыры лежал протез доктора. А рядом – то, что осталось от мистера Бентли: потемневшая от высокой температуры нижняя часть правой ноги в абсолютно целом ботинке. Сдерживая приступ тошноты. Дон Госнелл выбежал из дома и помчался в офис газовой компа-нии — как позже вспоминали коллеги Госнелла, «он появился на пороге белый, как простыня». Задыхаясь от волнения, он выразил охвативший его ужас тремя словами: «Доктор Бентли сгорел...».
Стало ли случаев самовозгорания меньше в наше время? Отнюдь. Американский исследователь Айвен Сандерсон, основавший Общество по изучению аномальных явлений, приводит множество подобных эпизодов. В частности, с миссис Мери Карпентер, которая летом 1938 года, путешест-вуя на парусной лодке, внезапно загорелась и в считанные минуты на гла-зах оцепеневших от ужаса мужа и детей превратилась в пепел. При этом ни родственники, ни сама лодка не пострадали.
7 апреля 1919 года английская газета "Дартфорд кроникл" сообщила о загадочной смерти писателя Джорджа Темпла Джонсона, обнаруженного мертвым в своей комнате. Нижняя часть его тела полностью сгорела, а вот одежда не пострадала, более того, в кармане брюк лежала солидная пачка бумажных денег. Газета недоумевала: «В момент смерти погибший не спал – он был одет. Почему же тогда он не пытался спастись и позвать на по-мощь соседей? Наконец, почему одежда, денежные купюры и мебель не пострадали от огня?»
А вот какие факты приводятся в статье Дмитрия Васильева, опублико-ванной в журнале «Чудеса и приключения» (1995, № 9): «Самые обстоя-тельные сообщения о расследовании самовозгорания поступили в связи с делом Мари Ризер, сгоревшей 1 июля 1950 года в городе Сент-Питерсбург во Флориде. Когда утром квартирная хозяйка принесла телеграмму своей жилице, она не могла открыть двери – ручка была раскалена. Ей помогли двое рабочих, находившихся поблизости. Когда дверь открыли, на вошед-ших хлынул поток горячего воздуха. В соседней кухне обнаружились в чер-ном круге на полу обгоревшие остатки кресла, пружины сиденья и куча пеп-ла. В пепле лежали голова погибшей, ссохшаяся до размеров кулака, тро-нутая огнем печень и часть позвоночника. Рядом лежала тапочка с частью необгоревшей ступни.
И хотя от жары лопнуло зеркало на стене, расплавились пластмассо-вые выключатели и несколько предметов в ванной, сама комната не сгоре-ла. Следы огня были вокруг сгоревшего кресла, но находившаяся вблизи стопка газет даже не пострадала от огня. Дымилась перегородка. От пух-ленькой шестидесятилетней старушки, весившей 80 килограммов, осталось не более десяти. Самое тщательное расследование не могло объяснить происшедшего. Что могло быть причиной сгорания человеческого тела, не сделавшего шагу, чтобы спасти себя? Ни электропроводка, ни холодная печь не могли стать причиной возгорания.
Тайна смерти Мари Ризер так и остается тайной. Но такой же тайной являются откровенные нарушения в данном случае всех законов физики.
Такой же тайной для всех стало сообщение американской газеты «Си-ракуз геральд-джорнэл», которая в номере от 21 ноября 1960 года сообщи-ла сенсационную новость.
В автомобиле, остановившемся на проселочной дороге возле Пиквил-ля, штат Кентукки, были обнаружены обгоревшие тела пяти мужчин. Все обгоревшие были в свободных позах, ничем не проявляя попытку хотя бы выбраться из автомобиля. И что странно — самосожжение было без при-знаков огня вокруг!»
В газете «Комсомольская правда» от 15 декабря 1998 года опублико-вана заметка «Бабушка вспыхнула сама собой!», в которой говорится, что во французской деревне Экмовиль «...в доме, посреди комнаты, где всегда стояло кресло, на котором любила сидеть престарелая хозяйка, были об-наружены только кучка пепла и левая ступня, обутая в домашний тапок. Полицейский протокол гласит, что все остальные вещи в комнате остались нетронуты огнем – лишь кое-где слегка пожелтели обои. Сгорели хозяйка, кресло и пол в радиусе 1 метр 20 см вокруг».
И история, случившаяся на российских пенатах – в Волгоградской об-ласти, где в ноябре 1990 года заживо сгорел пастух Мамаев. Вот что об этом говорится в протоколе: «Помощник пастуха, отвлекшись ненадолго, обнаружил обгорелое тело Мамаева, лежащее на земле без всяких призна-ков борьбы или противодействия огню. Смерть, вероятно, наступила мгно-венно в результате резкого обугливания тела». При этом «фуфайка и сапо-ги остались неповрежденными, как и охапка сена, на которой сидел Мама-ев». Сам же напарник погибшего свидетельствовал: ««Я прогнал часть ста-да вперед. Когда я вернулся за своим другом, я застал его в сидячем поло-жении. Он был черен, как уголь. Я бросился бегом в ближайшую деревню за помощью. «Скорая помощь» прибыла часа через три-четыре. Мы поеха-ли к покойнику. Однако когда тело положили на деревянные носилки — они задымились. Тело сняли с носилок — помост был обуглен. Пришлось про-ждать еще какое-то время, пока самовозгорание закончилось».
Вскрытие показало, что у пастуха выжжены все внутренности (Именно это было и зафиксировано в Нальчике, с которого мы начали свой рассказ). Ватник, сапоги, брюки и свитер пастуха пламя не тронуло, а вот нижнее белье слегка обгорело.
Правда, надо быть честными – в этой истории есть и смущающие мо-менты (отсутствие документальных источников), заставляющие усомниться в ее достоверности
Впрочем, случаев самовозгорания, причем документально зафиксиро-ванных так много (по одним сведениям более 120, по другим – более 300), что рассказать даже о малой части из них представляется делом весьма сложным. Всех интересующихся отсылаем к уже упомянутой статье Дмит-рия Васильева в журнале «Чудеса и приключения».
Скажем же еще вот о чем. Самовозгорание – вовсе не окончательный приговор. Достоверно известно о нескольких случаях, когда этот процесс удалось приостановить.
В 1835 году у профессора математического факультета университета Нэшвилла Джеймса Хэмилтона из левой ноги стал вырываться язык пла-мени. Профессор не растерялся, и когда увидел, что даже после похлопы-вания по пламени оно не исчезает, зажал это место руками, тем самым закрыв доступ кислорода к очагу. И пламя погасло.
Программист Поль Хейс загорелся 25 мая 1985 года прямо на одной из лондонских улиц, о чем он впоследствии рассказал так: «Меня словно су-нули в печь, как будто кололи руки раскаленными кочергами. Щеки пылали, уши онемели, грудь бурлила, как вскипевший чайник. Казалось, даже мозг кипит! Я хотел бежать – но разве спасешься от внутреннего огня?» Тогда девятнадцатилетний юноша лег на землю, сжался в клубок, и пламя само исчезло.
В декабре 1916 года Томас Морфи, владелец отеля в американском городе Дувр (штат Нью-Джерси), застал экономку Лилиан Грин лежавшей на полу в гостиной. Ее тело тлело, хотя одежда оставалась нетронутой; в комнате ощущался неприятный запах. Женщина получила серьезные ожо-ги, но осталась жива. Что с ней произошло, она объяснить не сумела.
12 ноября 1974 года американец Джек Энджел лег спать в своем доми-ке-прицепе на загородной стоянке в городе Саванна (штат Джорджия). Про-снулся он только через четыре дня. Его правая рука была обуглена, на груди, спине и ногах – ожоги, но следов пожара в домике не наблюдалась. Джек рассказал, что не чувствовал боли когда горело его тело.
9 октября 1980 года в Джексонвилле (штат Флорида) вспыхнула миссис Джин Винчестер. Она получила сильнейшие ожоги, но кожаное сиденье автомобиля при этом не пострадало.
Ну а теперь самое время попытаться понять, от чего, по какой причине происходит самовозгорание. Надо сразу сказать – этот феномен до сих пор не нашел убедительного объяснения. Поэтому приведем существующие версии, которых великое множество. Но вначале о том, что характерно для подавляющего большинства случаев ССЧ.
Это отсутствие внешнего источника огня; язычки голубоватого пламе-ни, бегающие по телу сгорающего человека; температура, значительно превышающая ту, что применяется в крематориях (1100°C, тогда как для полного сгорания трупа требуется 1700 °С и более); большинство случаев происходит в закрытых помещениях, преимущественно в домах постра-давших; мужчины подвержены самовозгоранию чаще, чем женщины; среди них много людей пожилого возраста. И, пожалуй, самый интригующий факт: считается, что сгорающие заживо, не ощущают боли. Правда, как описано выше в случае Поля Хейса, не всегда.
Итак, отмечаются два типа сгорания, а именно: превращение тела по-страдавшего в пепел и спекание тела в обугленную массу без потери пер-воначальной формы тела. Но на сегодняшний сегодня ни одной научной теории почему это происходит не имеется. Поэтому скажем об имеющихся предположениях.
«Теория свечи». Вот что пишет британская исследовательница ано-мальных явлений Дженни Рендлз: «Она стала известна как «эффект фити-ля» или «эффект свечи». Человеческое тело можно рассматривать как сво-его рода свечу. Кости – это аналог фитиля; человеческий жир окружает их точно так же, как сало свечи окружает фитиль. Если есть источник возгора-ния, - к примеру, когда человек во время сердечного приступа уронит сига-рету на одежду, – тогда может вспыхнуть огонь. Если по какой-то причине жертва не погасит огонь (например, если человек пьян или уже мертв), то пламя начнет разрастаться. Если человек находится в комнате один много часов, постепенный процесс горения медленно превратит кости в пепел, а человеческий жир растопится. Фактически тело сгорит в печи, которой оно само и является. За отсутствием канала, отводящего излучаемое тепло наружу, от огня пострадает в первую очередь тело жертвы».
Общепризнано, что это предположение само себя, как унтер-офицерская вдова, высекает.
Гипотеза накопления в кишечнике человека метана. Согласно ей, про-исходит воспламенение, катализаторами которого становятся ферменты, находящиеся в человеческом теле. Так доктор Элфордх, известный в Вели-кобритании специалист по взрывчатым веществам, опубликовал в 1986 году в журнале «Нью сайентист» статью, в которой, в частности, говорится: «Анаэробное брожение в кишечнике подчас приводит к образованию ог-ромного количества горючего газа. К примеру, потребление яиц, особенно богатых фосфолипидами, добавляет к нормальному содержанию в челове-ческом организме метана и водорода значительный объем фосфина – и что еще хуже – фосфорного дигидрида, таким образом наделяя газ свойством самопроизвольного воспламенения, что ведет к взрыву». Отсюда ученым делается вывод: «При определенном стечении обстоятельств и соответст-вующем биохимическом состоянии тела может произойти спонтанное воз-горание». Но как тогда объяснить тот факт, что подвергаются горению не только внутренности человека, но и его наружные органы?
Существует также гипотеза участия в самовозгорании шаровой молнии. Согласно ей, «внутри человеческого тела может образовываться шаровая молния, которая обладает большим запасом ядерной энергии, сосредото-ченным в небольшом объеме. Затем эта невероятная энергия высвобожда-ется, что вызывает взрывную тепловую реакцию, которая быстро уничтожа-ет тело».
Гипотеза, связанная с геомагнитными возмущениями. Ее предложил американец Ливингстон Герхардт в статье опубликованной журналом «Персьют» (Общество по изучению аномальных явлений). Оказалось, что для ряда случаев самовозгорания характерно резкое возрастание интен-сивности магнитного поля, что позволяет сделать следующий вывод: «огонь, возникающий во время внезапного и странного самовозгорания че-ловека, является некой молекулярной или химической дезинтеграцией, ко-торую приводят в действие изменения магнитного поля, сам же процесс, возможно, сопровождается локальным выделением тепловой энергии». Но, как пишут критики этой теории, все «это никоим образом не объясняет, по-чему явление встречается так редко; также это не объясняет, почему ло-кальный огонь не распространяется за пределы своей локализации».
Гипотеза термоядерной реакции. Вот что писал в свое время директор Института клинической и экспериментальной медицины академик В. П. Ка-значеев: «Можно полагать наличие в клетках неизвестных энергетических процессов, равных по своей мощности холодному термояду». Эту же точку зрения развивал врач-хирург Г. Н. Петракович: «В основе клеточной энер-гетики лежат термоядерные реакции, а сама клетка является настоящим ядерным реактором. С помощью таких реакторов организм способен сам путем холодного термояда создать необходимые ему химические элемен-ты». Отсюда делается вывод, что когда «клеточный реактор "идет враз-нос", начинается неконтролируемая ядерная реакция. Когда же она стано-вится цепной, то это сопровождается колоссальным — по меркам микроми-ра — выбросом энергии, что способно "сжечь", превратить в пепел клетки тканей и костей нашего тела».
Мое однокурсница Нина Шогенцукова, которая в курсе того, с кем именно связан нальчикский случай ССЧ, только что прислала мне такое письмо, поделившись иными сведениями, почерпнутыми из интернета: «Кандидат технических наук Анатолий Стехин предлагает свою теорию. Пирокинез, по его мнению, – это холодно-плазменное горение. Объяснить суть непросто, но если в двух словах, то свободные радикалы в молекулах воды (той, из которой состоит тело) аккумулируют в себе солнечную или какую-нибудь другую энергию. И в исключительных случаях она высвобож-дается. В то время как снаружи температура тела не превышает 36°С, внутри она может достигать 2000°С! Этим, кстати, объясняется парадокс, упомянутый в письменных источниках: труп сгорает дотла, а обувь и одеж-да остаются целыми.
Есть ещё гипотеза японца Харуги Ито. Он считает, что самовозгорание человека вызвано… изменением течения времени в его теле. Дескать, ор-ганизм не успевает излучать в пространство вырабатываемое им тепло и сам себя испепеляет. Но и это не всё.
«Отмечено, что многие погибшие находились в депрессии или глубо-ком стрессе, – говорит парапсихолог Валерий Гузеев. – То есть напрашива-ется связь между самовозгоранием и психическим состоянием человека. Я не исключаю, что это явление вызвано деятельностью мозга: воспламене-ние происходит в результате неосознанного спонтанного воздействия мыс-ли».
Получается, что самовозгорание – это вид самоубийства. Причём тако-го, когда роковое решение человек принимает помимо своей воли, как бы подчиняясь чужому приказу. Но кто его отдаёт? Подсознание? Или здесь действуют более могучие силы?»
Есть, что вполне закономерно, и другое мнение, которое выражает, в частности, доктор медицинских наук Н. И. Лосев: «Не может быть никаких сомнений в том, что явления самовозгорания человека не существует. Все приведенные случаи являются либо выдумкой с целью мистификации или наживы на сенсации, либо изложением непроверенных слухов, либо, нако-нец, криминальными случаями, до конца квалифицированно не расследо-ванными или попавшими на перо репортера на той стадии следствия, когда действительное положение вещей еще не установлено».
Считать так его право, но только как вот быть с конкретными фактами, в частности, нальчикским, свидетелями которого были десятки людей, о котором судачил весь Нальчик…
…Недавно я побывал на могиле этого человека на нальчикском погос-те, долго стоял у памятника, мысленно спрашивая (его ли? себя?), почему это произошло именно с ним, в чем тайна его страшной смерти. Но ответа не получил. Откроется ли он нам? И если да, то когда…

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments