Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

Category:

НАЛЬЧИКСКИЕ ОРЛЫ

  На Липовой аллее Атажукинского сада, прямо над Цветочным календарем многие десятилетия горделиво восседал каменный орел. Тысячи гостей города, не говоря уже о нальчанах фотографировались на его фоне. Эти фотографии разносились по городам и весям некогда необъятной страны, ассоциируясь с городом, лежащим в подкове гор, нашим любимым и неповторимым Нальчиком.



    Время не сохранило имя скульптора, воздвигнувшего в городском парке этот символ свободы и высоты, величия и гордости. Да и можно ли в данном случае говорить об искусстве ваятеля? Орел создавался по готовым лекалам и нальчикский ничем не отличался, к примеру от тех, что во множестве обитают на курортах Кавказских минеральных Вод.
Только там они сохранились и бережно оберегаемы, а наши… Наши не улетели, наши уничтожены.

  Почему я говорю об орлах во множественном числе, тогда как большинству нальчан известен лишь один? Тот самый, что с середины тридцатых годов прошлого века рвался взлететь с Липовой аллеи, но так и не смог. А сегодня обитает (и обитает ли?) неизвестно где…
Потому что в курортной зоне Нальчика таких орлов было несколько; мне по крайней мере, известно шесть. Но только двух из них мы можем лицезреть сегодня – тех, которые сидят на колоннах, предваряющих въезд в курортную зону Долинск.
     В Долинске, кстати, они все и обитали. Посмотрите внимательно на снимки. Кто-нибудь сможет определить место, где находились орлы?



  Где находится и сейчас обезглавленный орел, которого я только что сфотографировал? Боль и печаль не отпускали, когда ходил вокруг каменной птицы, безжалостно разрушенной рукой варваров и безразличием тех, кто должен был следить за сохранностью этой садово-парковой скульптуры.
    Что осталось в нашем городе, на курорте от тех великолепных памятников, которых были десятки (только в фототеке нашего издательства их около сорока)? А практически ничего.  И что мне от того, что многие из них не представляли культурной ценности, в чем меня пытались убедить местные скульпторы. Ценность их в другом – они отображали время, придавали Нальчику особый шарм и притягательность, они были милы моей душе. Как, уверен, и душам многих-многих нальчан…
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments