Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

Category:

В Нальчике сохранилась работа скульптора с мировым именем Лео Мола

  В «Газете Юга» (№12 ) была опубликована фотография парковой скульптуры «Мать и дитя», расположенной на Липовой аллее Атажукинского сада. В подписи уточняется, что ее автор неизвестен. Я не сомневаюсь, что автором ее является никто иной, как знаменитый канадский скульптор Лео Мол – бывший нальчанин Леонид Молодоженин.
На чем зиждется моя уверенность? Дело в том, что в предвоенные годы юный ваятель Леонид Молодоженин единственный в Нальчике занимался изготовлением садово-парковых скульптур.




     Стоит напомнить биографию знаменитого ваятеля. Он родился в 1915 году в местечке Полонное, что на Волыни (Западная Украина), на тот момент Российской империи, в семье Григория и Ольги Молодожениных. Во время Первой мировой войны семья Молодожениных была переселена в Сибирь; с 1916 года проживала в Красноярске, где Леонид пошел в школу. Тогда же зародился его интерес к рисованию – в 1928 году на выставке, посвященной 80-летию со дня рождения художника Василия Сурикова, уроженца Красноярска, были представлены три или четыре его рисунка.

  В конце двадцатых годов, спасаясь от голода, Молодоженины оказались в Кабардино-Балкарии. Вот какие сведения приводятся в книге Д. Степовика «Скульптор Лео Мол. Жизнь и творчество», вышедшей в 1995 году в Украине. Со слов Леонида, в Кабардино-Балкарии их семья оказалась с помощью знакомых, уже проживавших в Прохладном.
Молодоженины приехали в 1929 году, но так как работу (керамическое производство) отец смог найти только в Нальчике, переехали сюда. В Нальчике, в 1930 году Леонид был зачислен в восьмой класс, но не окончил его. Сам он это объясняет так: мол, старшеклассников переводили на фабрично-заводское обучение (ему конкретно было предложено учиться на электротехника) и альтернативного выбора не существовало.
  Поэтому мальчик бросает учебу и устраивается, как пишет украинский автор, «художником-декоратором во дворец культуры». Вероятно, под «дворцом культуры» Леонид Молодоженин подразумевает Ленинский учебный городок (ЛУГ), в штатах которого имелся маляр, а курсанты принимали участие в театральных постановках и концертах художественной самодеятельности, следовательно, им были нужны декорации.
  В это время в ЛУГ приходит разнарядка послать в Ленинград на рабфак (рабочий факультет) одного из вузов двух представителей титульных народов, обладающих творческими способностями. Таких на тот момент не нашлось и поехать предложили Леониду. Но приехал Молодоженин поздно – вступительные экзамены уже закончились.
Узнав о том, что в Ленинграде имеется вечерняя школа-студия, в которой преподают основы художественного творчества, Леонид записывается на отделение скульптуры, которым руководила Анна Фалендорф, немка по происхождению. Эта встреча стала для будущего знаменитого ваятеля, возможно, главной в жизни. По рекомендации А. Фалендорф его зачисляют в «Школу юных дарований», работавшую при Академии художеств, где вместе с ним учились такие скульпторы, как Лев Кербель, Гавриил Гликман, Михаил Аникушин.
  Летом 1934 года Леонид приезжает на каникулы в Нальчик, где по-прежнему проживают его родители, брат Виктор и сестра. Вот как это описывает Д. Степовик: «Он смело отправился в Архитектурное управление города и предложил свои услуги скульптора-декоратора для какой-нибудь новостройки. В Нальчике было много дач и курортов для отдыха партийно-большевистской номенклатуры. Показав свой аттестат, юноша получил заказ на декоративное оформление санатория для ЦК ВКП(б). За летний сезон он так хорошо заработал, что купил родителям домик».



     Какие же работы оставил после себя в Нальчике Леонид Молодоженин? Прежде всего знаменитые львиные головы, что установлены на входе в парк, о чем есть упоминание в канадской биографии скульптора. Далее скульптура «Материнство» (другое название «Мать и дитя»), сохранившаяся и поныне несмотря на время (на которое, кстати говоря, пришлись и оккупация, и смена общественного строя), а самое главное неоднократные попытки варваров если не совсем разрушить творение, то хотя бы отколоть кусочек.

Правда, из белоснежно-белой ныне она, выкрашена согласно чьим-то представлениям о парковом искусстве в бронзовый цвет, но даже это не повлияло на ее художественную ценность. Столь емко и образно оказались в ней воплощены материнские любовь и забота, столь светло и проникновенно передано светлое мироощущение от прихода в жизнь нового человека, что и сегодня скульптурная композиция притягивает взгляд.
  Известно, что одна из работ скульптора – «Спортсменка», сохранившаяся в памяти городских старожилов как метательница диска (в ее позе, замахе руки было столько экспрессии и энергии, что, казалось, она вот-вот запустит в небо свой метательный снаряд) долгое время украшала подступы к зданию драматического театра им. А. Шогенцукова, что и поныне располагается в парковой зоне. Чем, спросите вы, было вызвано такое несколько странное соседство? А дело в том, что здание театра было возведено на месте, где раньше находился единственный в Нальчике стадион.
  В предвоенные годы был сооружен и орел (фото 1, 2), что располагался в парке – на Липовой аллее, в навершии цветочного календаря. Как и парковая скульптура «Олененок» (фото 3), но о причастности к их созданию Ленида Молодоженина мы можем только предполагать.
Однозначно он не имеет никакого отношения к скульптурам, находившимся по обе стороны гостиницы «Нальчик» (фото 4) и установленным в 1936-м или годом-два позже. К скульптурам пионеров, располагавшихся на постаментах у республиканского Дома пионеров (здания бывшего Ленинского учебного городка, а в последнее время медицинского факультета КБГУ). Фото 5.
  Как, естественно, к четырем скульптурам, которые были установлены на постаментах по обе стороны кинотеатра «»Победа». Старожилы утверждают, что они были сооружены, как и сам кинотеатр, перед войной, но подтверждения этому нам не удалось найти. Но еще в 60-х годах прошлого века данные скульптуры наличествовали. Сегодня от них остались только постаменты у стен кинотеатра, которого нет и в прямом и переносном смысле.
  Что касается фигуры медведя, находившейся у гостиницы «Нальчик» (фото 6), то относительно ее авторства неизвестно абсолютно ничего. Впрочем, рассматривать этого зверя через призму ваятельского мастерства тоже весьма затруднительно.
  Вернемся к канадской биографии Леонида Молодоженина. В ней не уточняется название других (помимо львов и матери с ребенком) работ, но о том, что их было несколько говорит тот факт, что юный скульптор (ему было только 19 лет!) за летние месяцы настолько перетрудился, что практически сразу после приезда в Ленинград вынужден был в силу крайнего истощения возвратиться обратно в Нальчик. Здесь он не только восстановил свои силы, но и сдал в школе экзамены на аттестат зрелости.
  Вернувшись в 1935 году в Ленинград, он подает документы в Академию художеств (нынешний Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина), куда из 18 абитуриентов зачисляют лишь троих: его, Вадима Соколова и Льва Кербеля. Но об этом мы уже рассказывали.
  Виктор Котляров
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments