Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

Category:

ПЯТЬ ПЕРЕВАЛОВ ЗА ОДИН ДЕНЬ

  4. Из Верхней Балкарии в Безенги

  ...И тут я вспомнил, что ничего так и не сказал о Черекском ущелье, которое мы проскочили, так сказать, на одном маху. Непростительная ошибка и уже если не обо всем ущелье, то о его теснине написать надо обязательно. Тем более, что она объявлена памятником природы. Теснина – ее правильное название Черек-Балкарская – расположена ниже селения Верхняя Балкария; ее протяженность 3 км. Вот какой ее увидел известный советский географ Сергей Анисимов, выпустивший в 1937 году книгу «Кабардино-Балкария»: «Выше по долине Черека склоны суживаются, и автомобиль¬ная дорога входит в узкое горло ущелья, разрезанного в креп¬ких желто-розовых известняках Скалистого хребта. Черек разработал здесь свое ложе в виде очень глубокого каньона, где река с ревом и шумом летит в глубокой пропасти, а вверху проведено автомобильное шоссе, разработанное капризными карнизами. Оно то низко спускается к самой воде бурного потока, то взвивается на скалы очень высоко над его течением.



    Балкарское ущелье, пожалуй, еще эффектнее Чегемского. Встающие над ним пики Скалистого хребта достигают высоты 3 тыс. м над уровнем моря, а средняя высота полотна автомобильной дороги здесь около 100 м. И это простое сравнение высот заставляет легко представить, как величественны виды этого замечательного каньона, стены которого украшают разнообразнейшие естественные архитектурные и скульптурные фигуры: колонны, башни, крепости. Очень красив здесь и самый цвет пород от беловато желтого до темно-розового. К этому прибавляется еще убранство кустарниками, мощными деревьями и множеством цветов. Вверху над всем этим виднеется узкая полоска темно-голубого бездонно-глубокого неба.

 

В пейзаже Балкарского ущелья увлекает полная насыщенность зеленого, розового и лазурного цветов. Карниз дороги дает местами очень острое ощущение высоты: скалы с одной стороны падают в бездонную пропасть, с другой – стены ущелья поднимаются отвесно к небу или местами даже нависают в виде полутуннелей».
Примерно такую же картину можно наблюдать и на перевальной дороге. Перевал это – он, кстати, называется Школьный – один из самых высокогорных в Российской Федерации – 3147 м ; протяженность его 26 км. Дорога не скажу, чтобы уж была слишком сложной. Да, есть и затяжные подъемы, и каменные осыпи, особенно в верхней части, в ряде мест дорожная колея настолько утоплена, что приходиться достаточно долго размышлять, как проехать, чтобы не сесть на «пузо». Есть и суровые, так сказать, места, где земля уходит из-под ног человека, а машина так просто вязнет. Это так называемые мочаки – неглубокие высокогорные болота, которые просыпаются после дождей и становятся практически непроходимыми. Но нам повезло – широкая резина андреевской «Нивы» легко проскочила участок, отблескивающий на солнце черным жирным черноземом, лишь добавив жижи на свои уже не белые, практически серые крылья.
    Проезжать этот перевал просто так, не замедляя ни на мгновение ход, а тем более не останавливаясь – преступление, да еще какое! Виды, открывающиеся глазам, потрясают воображение. С левой стороны сияющий на солнце розово-кремовый массив; с правой – горные пики: иссиня-черные, укутанные снегами. Где-то перед самым перевалом находится одинокий менгир – необработанный мегалит, наполовину накренившийся к земле. Кто его установил, с какими целями – неизвестно. Вряд ли как указатель перевальной дороги, так как левее и выше, совсем в стороне имеется еще один.
На самом перевале имеется множество разрушенных строений, от которых идет дорога на гору – здесь имеются две шахты. Перед войной и после нее здесь располагался небольшой поселок; судя по всему, шла разработка полиметаллов. По остаткам строений можно сделать вывод, что работало здесь не менее ста человек. Сегодня дорога к шахтам полностью уничтожена каменными выносами; в сами шахты не то что заходить – заглядывать страшно. Последний раз я бывал в этих местах в начале осени этого года, так что снимки, которыми иллюстрирован этот материал, совершенно свежие.




    На перевале мы не задерживаемся ни на мгновение. Все движения Андрея подчинены одной цели – успеть проехать больше. Такими темпами мы действительно можем чего-то добиться. Перевальная дорога уходит влево, петляет из стороны в сторону. На таком круто уходящем вниз участке нужна особая осторожность, даже я понимаю это и пытаюсь сказать об этом водителю. Но слишком поздно. Со всего размаха мы влетаем в разбитую колею и садимся на брюхо. Мотор ревет, колеса не касаются земли, земляные комья разлетаются фейерверком. Вот и приехали…
   Что мы только не делали! Вначале я толкал машину один. Потом решили сдвинуть ее вдвоем. Пробовали двигаться вперед, но еще больше застряли. Пытались дать задний ход, но ничего не вышло.
    – Все! Фенита ля комедия, – грустно сказал я.
Надеяться было не на кого. По пути мы никого не встретили и на встречу нам никто не поднимался. И чабанских кошей поблизости не наблюдалось.
Андрею мой юмор, судя по всему, был непонятен. Он кругами ходил возле машины, заглядывал под колеса. В какой-то момент я потерял его из виду – судя по всему он забрался на пригорок. Во всяком случае появился именно оттуда, таща в руках обломок доски. Весьма внушительный. Доску он подложил под правое переднее колесо. Под два задних мы набросали несколько камней, но и после этого достаточно долго буксовали. Но тем не менее выбрались.
    Дальше было проще. Проблемные участки встречались, но мы их преодолели. В селение Безенги мы спустились в начале четвертого. Мое предложение заехать на заправку Андрей проигнорировал. Молча он достал из багажника двадцатилитровую канистру и буквально в мгновение опорожнил ее в бак.
   – Едем?
   – Андрей, ты водитель, конечно, хоть куда. Но посмотри на часы – мы никак не успеем. Перевал в Чегем такой же примерно протяженности, как и Школьный, но спуск с него очень непростой – несколько участков, как мне помнится, постоянно размывают ручьи. Мы опять можем застрять, а подходящей доски рядом не окажется.
   – А все-таки давайте попробуем. Ребята говорили, что вы человек рисковый!
   – Ты меня уже один раз купил этим…
   Тем не менее соответсствовать столь лестной оценке хотелось. И я показал на дорогу, уходящую от селения влево…

    Продолжение следует

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments