Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

Category:

ПЯТЬ ПЕРЕВАЛОВ ЗА ОДИН ДЕНЬ

   2. Из Хазнидонкого ущелья в Суканское
    (На фотографиях Хазнидон)

  ...Прекрасно понимая, что за один световой день, даже самый длинный, пять перевалов нам не одолеть, маршрут я Андрею озвучил максимальный. Начать его решил с Хазнидонского ущелья, одного из самых красивых в Кабардино-Балкарии и в то же время, малопопулярного. Начинается оно у селения Ташлы Тала, к которому мы поехали через Хасанью, Герпегеж, далее надо свернуть с трассы у Черекской гидроэлектростанции и двигаться через лес по грунтовой дороге. Андрей и не гнал как-будто, но эти семьдесят километров мы одолели играючи. Еще не было семи часов, когда въехали в ущелье, которое, как известно, лежит выше селения Ташлы Тала, относящемуся к Лескенскому району КБР.


   По Хазнидонскому ущелью, понятное дело, течет река Хазнидон. Название это состоит из двух слов: хазни (хажна) – «клад», «богатство», «сокровище» (тюрк.) и дон – «река» (осет.), – «богатая река». На самом деле последнее означает наличие в ущелье богатых пастбищ для скота. И это действительно так – пастбища здесь обильные, трава – густая и сочная.
   Теснина Хазнидонского ущелья сродни Чегемской, суровость – схожа с Черекским, просторы – с Баксанским. Но у Хазнидонского свой шарм – оно сложено непрочными скалистыми породами. У въезжающего впервые сюда создается впечатление, что ущелье находится в стадии разрушения – скалы постоянно осыпаются, отчего дорогу приходиться все время подчищать.
 

  Красоту ущелья трудно описать словами. Надо видеть: – эти взметнувшиеся на многометровую высоту скалы, нависающие над дорогой порой так, что создается впечатление – ты не под открытым небом, а в туннеле, пробитом в толще гор; эти травяные оазисы, словно зеленые заплатки на коричневом одеянии горных пиков; эти тяжелые, набухшие водой облака, нехотя ползущие с верховий вниз по ущелью; эту бурную, мечущуюся в тесных берегах реку, которая на всем своем протяжении одного белокипенного цвета – так она бьется о камни, что словно состоит лишь из одних бурунов; эти песчаные замки, террасы и полки, придающие ущелью рукотворный вид; эти западающие в душу картины величия мира природы: гор, прорвавших небесный полог, реки, тысячелетиями точившей камень и опустившейся вглубь каньона на сотни метров, ледника, сметающего все на своем пути…
Впрочем, прервемся в описании того, что нельзя рассказать, а надо видеть. А увидев, впустить в свое сердце эту первозданную красоту.
Но нам с Андреем было не до красот Хазнидона. Мы даже не замедлили ход у небольшого навеса при въезде в ущелье, где останавливаются все впервые приезжающие в эти места. Старопольчанин был категоричен: мы едем не в Хазнидон, а через него в Сукан. Моя короткая дорожная лекция по географии Кабардино-Балкарии сыграла свою роль и местными названиями Андрей сыпал почище меня.
    В принципе он был прав: чтобы попасть в Сукакнское ущелье, нам надо было где-то в середине Хазнидонского ущелья свернуть направо и подниматься по петляющей дороге наверх. Нельзя сказать, что это было сложно – дорога оказалась накатанной; судя по всему, транспортом чабанов, и «Нива» бойко петляла по горе, преодолевая один круговорот за другим. Тем более, что нам повезло с погодой – солнце уже полностью осветило окружающие нас вершины, упирающиеся прямо в небо. Почему-то думалось, что так будет до самого перевала.




    Но куда там! Практически на самом верху, около чабанского коша (пустого, как оказалось), дорога оказалась настолько разбитой многочисленным овечьим поголовьем, грязь такой густой и жирной, что стало ясно: «Ниве» такое препятствие вряд ли одолеть.
    Я заставил Андрея остановиться, хотя он прямо-таки рвался в бой – хотел с разгона одолеть это непролазное грязевое болото. Я вышел, прошел вперед метров тридцать-сорок и увидел, что непроходимый, на первый взгляд, пригорок составляет где-то метров сто или чуть больше. За ним начиналась опять каменистая дорога, а сам перевал хоть и не был виден, но по одной из прошлых поездок я знал, находится не так уж далеко.
    – Здесь надо не ехать, а лететь,– сказал я обращаясь к Андрею. – Твоя машина летать умеет?
    – Не знаю, но попробовать можно,– ответил он.
    – Только учти: застрянешь – за трактором в Ташлы Талу сам пойдешь.
    – Не пойду. Вниз поедим.
    – Чтобы поехать вниз, надо еще суметь подняться наверх, а до этого одолеть вот эти самые грязевые хляби. И еще неизвестно – только ли их. Может, все-таки повернем назад?
    – Ни в коем случае! Моя «Нива» если надо полетит,– улыбнулся Андрей. – Садитесь, едим.
    – Нет, уж, под моим весом твоя машинка еще глубже увязнет. А так, глядишь, и на самом деле может над грязью пролетишь…
    Андрей дал задний ход, спустился с бугра, взял разгон и нажал газ. «Нива» взвыла и рванула вперед. На скорости, она на одном порыве одолела метров семьдесят, потом замедлила движение и уже, казалось, вот-вот задохнется и завязнет. Но нет – на последнем дыхании все-таки одолела грязевой участок и замерла на травяном бугорке. Вид у машины был ужасный – заляпанная грязью по самую крышу, она из белой стала практически черной.
   На ручке двери висел огромный шмат грязи, который я сбросил щелчком и открыл дверцу машины. Через какие-то полчаса мы поднялись на перевал. Нашему взгялду открылось потрясающей красоты Суканское ущелье…

  Продолжение следует

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment