Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

Category:

ЕСЛИ МЫ ХОТИМ БЫТЬ ЧЕСТНЫМИ ПЕРЕД СОБОЙ…

  5 декабря прошлого года я обратился к Ио Главы КБР К. В. Кокову с письмом «О состоянии межнациональных отношений в Кабардино-Балкарии», в котором изложил свой взгляд на текущую ситуацию. О том, что я не сгустил краски, свидетельствуют события последних дней, откликами на которые переполнен интернет. Градус высказываний настолько велик, что становится тревожно.
    Я три месяца не обнародовал это письмо, хотя многие (о том, что оно написано, упоминал на своей странице в Фейсбуке) просили об этом; думал, что может все рассосется, встанет на свое место…
   Ответ на свое обращение я опубликую позже.

 Ио Главы КБР
   Кокову К. В.

 О состоянии межнациональных отношений в Кабардино-Балкарии

Уважаемый Казбек Валерьевич!

 Я родился в Кабардино-Балкарии, прожил здесь, никуда не выезжая, помимо краткосрочных командировок, 66 лет, немало лет проработал в средствах массовой информации республики, достаточно хорошо знаком с деятельностью местных органов власти, неплохо, как мне представляется, знаю историю, орографию КБР, ментальность населяющих ее народов, происходящие на региональном уровне процессы, так как в течение шести лет (2012-2018) являлся доверенным лицом Президента РФ В. В. Путина.


   В годы работы в республиканских газетах, а особенно в последние 20 лет, занимаясь краеведческими изысканиями, объездил Кабардино-Балкарию, без преувеличения, вдоль и поперек, побывал во всех населенных пунктах республики, общался с тысячами людей непосредственно лично – на многочисленных встречах, происходивших в городах и селениях, на отдаленных кошарах и чабанских кошах. За это время мною (в соавторстве с супругой Марией) опубликованы сотни путевых заметок, очерков, эссе о родной земле, которую, вслед за выдающимися писателями XX века Константином Чхеидзе и Исааком Бабелем, позиционирую как «Страна Прометея», «Страна чудес», «Жемчужина Кавказа».

 Написанные материалы составили авторские книги, которых только по краеведческой тематике на сегодня более 50, в том числе: «Живописная Кабардино-Балкария», «Неизвестная КБ», «Таинственная КБ», «Загадочная КБ», «Неповторимая КБ», «Удивительная КБ», «Увлекательная КБ». Ряд из них были названы в числе лучших книг России, отмечены высшими наградами престижных конкурсов, в том числе международных. В социальных сетях («Живой журнал», «Фейсбук», «Вконтакте» и др.) у меня тысячи активных пользователей, что видно по числу откликов на публикации и посещений страниц.
Эта личностная преамбула видится необходимой для следующего вывода: я знаю обстановку, царящую в республике, настроения людей и их отношение как к происходящему в Российской Федерации, так и в самой Кабардино-Балкарии. Именно этим – озабоченностью за будущее республики, составной и неделимой части России, продиктовано мое обращение.
Главная проблема, которая волнует меня сегодня – это обострение межнациональных отношений, прежде всего между двумя титульными народами. Можно сколько угодно долго говорить о мире и согласии, царящих в КБР, трактовать как исключения отдельные, вырывающиеся наружу, факты, противоречащие такой трактовке, но если мы хотим быть честными перед собой, если хотим, чтобы в республике не произошли гражданские эксцессы, то должны признать: на сегодняшнем этапе подобного рода обострения не только имеются, не только усиливаются с каждым днем, но и подходят к черте невозврата, за которой хаос, боль и, что самое главное и тревожное, кровь.
Я никого не пугаю, не сгущаю краски, я просто вижу это, чувствую, ощущаю непосредственно сам и на себе. Проблема эта в той или иной мере присутствовала всегда в истории Кабардино-Балкарии как таковой, ее корни растут из двадцатых годов, но в первое время она не имела явно выраженных противоречий, так как сам установившийся строй не допускал их выхода наружу. В конце пятидесятых начале шестидесятых годов, после возвращения балкарского народа из депортации, она одно время практически сошла на нет и активно не проявляла себя вплоть до начала перестройки. Благодаря невероятным усилиям удалось сохранить единство республики. Тем не менее проблема как таковая осталась, выливаясь в отдельные эксцессы, акции и требования, озвучиваемые на митингах общественных организаций. Так называемый национальный паритет в органах власти двух образующих республику народов стал подвергаться калькуляторному подсчету, начались затяжные споры о развитии равнинных и горных поселений, которые в конечном итоге должны были перейти (и перешли!) на бытовой уровень. Уровень, на котором разум спит, зато работает воображение.
Сон разума, как известно, рождает чудовищ. Они могут быть разными, в нашем случае, они сработали на подсознании, вылившись в идею покушения одного народа на другой – его права, ощущение равности (что абсолютно правомерно: народ он, большой или маленький, все равно целый народ) и, конечно, территорию. Ведь чтобы мы не говорили о цельности и неделимости Кабардино-Балкарии, но у многих коренных жителей равнинная и предгорная часть республики воспринимается как Кабарда, а горная – как Балкария. И это тоже правильно и не несет никакого противоречия для судьбы единой республики как таковой – люди проживали в этих местах издревле и названия эти символизируют не только и не столько территорию как таковую, а отношение к земле, на которой жили предки. Именно поэтому в прямом смысле в штыки воспринимается любое покушение на эти символы прошлого, помогающие этносу осознавать себя таковым.
Таким «покушением» увиделось желание отметить 300-летие Канжальского сражения в 2008 году. Надо сразу сказать, что слова «вымышленное, притянутое за уши событие», как утверждали многие противники его проведения, не имеют под собой почвы. Сражение это отражено в десятках иностранных и российских источников, в том числе в турецких архивах, где ныне хранятся документы крымских ханов, запечатлено в целом ряде легенд и преданий кавказских народов, причем не только кабардинцев, но и балкарцев, осетин.
О нем писали известные ученые республики, в частности, Р. Х. Гугов заключал: «Место это, где произошла битва, завершившаяся полным разгромом врага, стало памятным в адыгской тихиде наряду с другими важнейшими историческими событиями» (1999). О ней с привлечением множества источников писал в 2004 году и я (книга «Живописная Кабардино-Балкария»), и это не вызывало ни у кого никаких вопросов и претензий. То есть, на тот момент Канжальское сражение воспринималось как историческое событие и не больше. Именно так к нему и подошли властные структуры, решившие отметить юбилейную дату в истории Кабарды. Но при этом забыли, что данное мероприятие в контексте новой ситуации может восприниматься определенными лицами именно как покушение на само понятие территории Балкарии как таковой. И вовсе не суть, что 300 лет назад она (территория) так не воспринималась, главное, как воспринимается сейчас.



    На это наслоился и другой момент: ассоциативная (и не только) связь, которая на обывательском уровне связывала представителей балкарского населения с теми (татарами), кто пришел в Кабарду за данью. Так властью была допущена ошибка, которая стала катализатором всех дальнейших событий, а именно – кенделеновских 2008 года и последующих. Следовало бы (понимая ситуацию и желая ее разрешить с наименьшими проблемами) собрать общественный комитет из представителей обоих этносов, наметить маршрут, выработать и реализовать принципы взаимодействия работы с местным населением, довести до понимания жителей того же Кенделена мысль о том, что означенное мероприятие не только не является маркированием территории, а наоборот – может и должно послужить сближению двух братских народов: одна территория, одна история, одно будущее.
Все эти моменты, а самое главное – индивидуальная работа с так называемыми лидерами, кто ассоциирует себя с балкарским народом, а на самом деле преследует только личные интересы, были проигнорированы. Результат известен. И с годами он – по причине того, что не были сделаны нужные выводы, не расставлены все точки над «и» – не ушел в прошлое, а явился тем катализатором, который влиял (влияет и будет влиять!) на взаимоотношения двух народов.
Что и показали события осени 2018 года. Более того, за эти годы игнорирование подлинных реалий, манипулирование историческими фактами, создали у определенного круга людей новую реальность: «битвы не было», в крайнем случае: «была, но в другом месте». Эта вымышленная реальность подкреплялась поисками (и нахождением!) более подходящего (на взгляд интерпретаторов) места, закреплением его в массовом сознании как реального путем публикации целого ряда статей и даже книг (С. Р. Керменчиев, М. Л. Големба. «Миф о Канжальском сражении». Пятигорск, 2008). В то же время такой документ, как экспертное заключение Центра военной истории России Института Российской истории РАН от 24 декабря 2013 года о том, что «в отношении достоверности битвы нет никаких сомнений» не был (по причине случившейся в это же время смены руководства республики) доведен до широкого круга общественности.
Понятно, что мифологический постулат, закрепившийся в сознании, более того, ставший неотъемлемой частью восприятия собственной истории подразумевает обязательное покушение на нее, которое, естественно, будет восприниматься агрессивно. И доводы, даже самые аргументированные, в данном случае не будут играть никакой роли. Более того, они будут восприниматься как подтверждение занятой позиции. Естественно, не останется в стороне и противоположная сторона, для которой все ясно, а неприятие факта как такового также начинает восприниматься как покушение на собственную историю.
События в Кенделене подвигли меня на подготовку книги «Канжальская битва: взгляд сквозь столетия». Цель была одна – разъяснить, как все происходило на самом деле: через документы, народные предания, лично мной проведённые изыскания на месте показать, где было конкретно сражение, какой из отрядов крымцев, прибывших в Кабарду за данью, был уничтожен на плато Канжал. Я даже не представлял, что книга, основанная на документах, может вызвать такую бурю эмоций и негатива. Практически сразу появились публикации, в которых утверждалось, что я «проплаченный писака», в угоду одному народу принижаю другой, целенаправленно перекраиваю историю. Причём к этому моменту никто из оппонентов саму книгу не читал, так как она еще не поступила к читателю и не была размещена в интернете. Каких только определений я не услышал в свой адрес – «сионо-фашист», «провокатор», «поддонок», «мразь», «ублюдок, шакал», «гнида», «продажная тварь», «ишак подкупленный» и т. д.
Вслед за оскорблениями начался поток диких, поистине средневековых угроз: «посадить на кол», «похоронить на Канжоле», «убить как собаку» и т. пр. Я не собирался ничего предпринимать, но после того, когда градус ненависти стал зашкаливать, когда стали звучать оскорбления в адрес другого народа, когда это стало вызывать ответную реакцию и в конечном итоге грозило переместиться от интернетовских баталий на реальную почву, я обратился 10 октября с.г. в Прокуратуру КБР, а потом и в городской суд с иском о защите чести и достоинства. Из прокуратуры заявление было передано в Следственный комитет, где оно находиться и сейчас, что касается суда, то 29 ноября он отказал мне в иске. Тем не менее. нападки и угрозы не только не прекратились, но и многократно усилились. И это вызывает вопросы к тем, кому по долгу службы велено следить за правопорядком в республике.
Комменарии в интернете буквально сочатся злобой, нетерпением к мнению других, желанием любыми путями доказать свою правоту. Отличительная черта большинства из них – ненависть по национальному признаку. Авторами практически всех комментариев являются молодые люди, многие из которых даже не скрывают своих подлинных фамилий. Они не знают истории, им, родившимся в смутное перестроечное время, это в какой-то мере простительно. Но тем, кто целенаправленно настраивает молодежь на негатив, кто пытается заработать фальшивый авторитет на мифах, простить подобное нельзя. Ведь эти люди, рядящиеся в тогу защитников интересов народа, хотят внести (и вносят, самое главное!) раздор и смуту во взаимоотношения двух братских народов, разжигая костёр национального противостояния на Кавказе. Сегодня, когда я читаю комментарии типа «жаль, что вас всех не переселили в Турцию во время Кавказской войны» с одной стороны и «лучше бы вас не вернули из департации» с другой стороны, становится по-настоящему тревожно за завтрашний день республики. И утверждение, что «интернет это помойка», «трибуна пакостников и негодяев» не может служить доказательством, что день грядущий будет светлым и безоблачным. Пакостники и негодяи имеют свойство размножаться, расширять свои ряды, если к ним относиться снисходительно, не наказывать сурово за их высказывания, действия и призывы.
Всю свою жизнь я прожил в республике, рядом с кабардинцами и балкарцами. Я по большому счету посвятил свою жизнь их истории, этнографии, орографии, издав за эти годы около тысячи книг только о Кабарде и Балкарии, о кабардинцах и балкарцах; подготовив и написав вместе с супругой Марией такие труды, как «Балкария: боль и гордость», «Депортация: свидетельствуют очевидцы», «Адыги: сердца и судьбы»; такие фундаментальные издания как «Черкесы: воины и мастера», «Балкария – страна гор и ущелий» и целый ряд других. А всего мною издано более трёх тысяч книг о регионе, в том числе продолжающаяся многотомная серия «Кавказ». Я люблю эту землю, я здесь родился и здесь умру и не хочу, чтобы кто-то безнаказанно называл меня провокатором, видел во мне врага народа. Мне дорого и небезразлично будущее республики, но чтобы оно не было омрачено разного рода эксцессами, вспышками межнациональной вражды и (не дай Бог!) кровавыми разборками, нужно кардинально заняться вопросами межнациональных отношений.
И начать эту работу с темы Канжальского сражения, ставшего своего рода лакмусовой бумажкой происходящего во взаимоотношениях этносов. Причем начинать, как бы это не показалось парадоксальным, надо с самого начала: коль битва определенным кругом лиц отрицается, надо дать им возможность убедиться, как было на самом деле. Для чего привлечь представителей обоих этносов, которым предоставить возможность ознакомиться с имеющимися документами, в том числе и альтернативными (если они, конечно, есть). Придя к общему мнению, обнародовать эти материалы, провести научную конференцию, показать на местных телевизионных каналах снятые на данную тему фильмы.
Это первый шаг, с которым непосредственно связан следующий – уточнение нахождения крымского войска на территории Кабарды в целом и локализация Канжальского сражения, в частности. Имеется множество исторических источников, говорящих об этом, но содержащих противоречивые сведения. Сведение этих данных к единому знаменателю с выездами на место, в том числе в Ставропольских край, позволит окончательно установить, где именно происходили означенные события. Организация археологических экспедиций с целью поиска останков павших захватчиков, захороненных в рвах за селением Заюково (так называемая «Крымская линия»), на плато Канжол, придаст историческую достоверность проведенной работе.
Когда же будут подтверждено событие и место, властным структурам следует высказать свою жесткую однозначную позицию, а именно: Канжальское сражение – событие истории, каким и надо его принимать; никто никогда не собирался и не собирается переносить его реалии на современную действительность. Более того, перенос этот будет восприниматься как покушение на целостность республики, сложившиеся братские отношения между этносами. Ни о какой маркировке территории, ее принадлежности той или иной стороне, закреплении означенных земель за теми или иными лицами речи идти не может. Мы живем в России, вся означенная территория принадлежит Российской Федерации, составной и неделимой частью которой является Кабардино-Балкария. Есть прошлое – таким ему и оставаться; есть настоящее – в нем нам жить, воспринимая прошлое как событие истории, которым можно и должно гордиться, но которое не может определять настоящее. Все попытки противостоять этой позиции должны жестко пресекаться, в том числе и органами, призванными защищать целостность республики. Возможно, такое решение нужно будет принимать на законодательном уровне, как бы это не выглядело на первый взгляд странным.
Споры чей этнос древнее, кто пришлый, а кто нет, неоправданные топонимические экскурсы должны гаситься как неконструктивные, вызывающие негативные последствия. Лица, стимулирующие эти споры, должны подвергаться остракизму и осуждению вплоть до того, что придавать гласности (через СМИ, наглядную агитацию и т.д.) их имена, как это делается в других регионах.
И кабардинцам, и балкарцам жить на этой территории, родной земле, помня, что нет и не может быть плохих народов; есть отдельные личности, считающие себя рупором этноса, хотя на самом деле они являются рупором своих амбиций и неудовлетворенных желаний.

Виктор Котляров

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment