Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

Category:

СОДЕЙСТВУЮЩИЕ ВОСПИТАНИЮ И СОХРАНЕНИЮ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

  К 20-летию нашего издательства, зарегистрированного в 1999 году, начинаем публикацию статей ученых России о нас.

  Сергей Малахов, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей и отечественной истории Армавирской государственной педагогической академии:

  В жизни часто бывает, что о некоей творческом личности ты знаешь давно, как бы живёшь с этим интересным человеком в одном времени, в одном географическом пространстве, читаешь о нем в прессе и Интернете, видишь даже результаты его труда: например, статьи, книги, картины, но не удается никак встретиться, поближе познакомиться, и образ мыслей этого человека, его философию жизни, взгляды ты познаешь по делам его. И действительно, может быть, так и лучше, почти по Евангелию: судите по делам... Ведь не случайно ещё русский историк Василий Осипович Ключевский как-то обмолвился, что главные факты биографии историка – это его исторические работы.



    Книгоиздатели из Нальчика Мария Абрамовна и Виктор Николаевич Котляровы – профессионалы своего дела. Результаты их труда – книги. Впервые с книжной продукцией издателей М. и В. Котляровых я познакомился ещё в середине 1990-х годов, когда они начали публиковать свою известную книжную серию «Кавказский литературно-исторический Олимп» (КЛИО). Эти книги издательства «Эль-Фа» всегда охотно приобретали и специалисты-кавказоведы и студенты, краеведы и просто путешествующие по Кавказу.

 

В городском книжном магазине перед полкой, где стоял плотный строй книг этой серии, всегда можно было увидеть заинтересованного любителя истории, смотрящего и читающего выборочно тот или иной том, можно было лицезреть и обрадованного неожиданной книжной находкой (наконец-то издали, то, что так долго разыскивал), но можно было увидеть и огорченного – никак не может приобрести очередной том какого-нибудь раритетного автора, спрос на которого оказался выше издательского тиража, и он сразу по выходе превратился в библиографическую редкость.
    С 2006 г. издательство «Эль-Фа» преобразуется в «Издательство М. и В. Котляровых» («Полиграфсервис и Т»), занимающееся публикаций литературы практически по всем отраслям: от философии и лингвистики до книг естественно-научного профиля. Однако на любом этапе издательской деятельности Марии и Виктора Котляровых выпуск книг гуманитарной направленности составлял, если можно так сказать, «направление главного удара». С редакторского стола в печать начиная с 1994 года ушло более 3000 названий книг: среди которых публицистические и поэтические сборники, труды по лингвистике и литературоведению, воспоминания наших современников, переживших трагедии ХХ века, художественная проза, приключенческая литература, путеводители, буклеты и фотоальбомы об истории, людях и природе Кабардино-Балкарии; интереснейшие работы по этнографии, топонимии, генеалогии, фольклору, истории поселений, музыке, искусству танца, национального костюма кабардинцев и балкарцев. Даже если бы В. Котляров завершил свою издательскую деятельность, скажем, только на серии «КЛИО», в которой он выступал автором-составителем, редактором и автором предисловий, то этого уже было бы достаточно, чтобы его имя навсегда осталось в истории культуры и книгоиздательского дела Северного Кавказа конца ХХ века.
    Многие издания той серии стали настольными книгами у историков-кавказоведов.
    Прошли годы… Изменились и полиграфические мощности, и возможности цветной печати. Закономерно, что продукция «Издательства М. и В. Котляровых» пользуется всё большей популярностью. Творчество этих двух подвижников печатного дела, создавших небольшой, но профессионально талантливый коллектив получило достойную и заслуженную оценку на Всероссийских книжных ярмарках, а Мария и Виктор Котляровы стали лауреатами республиканских, всероссийских и европейских премий. Получивший талант от Бога – талантлив во всём. Нальчикские издатели не только издают труды своих авторов, но и сами поглощены литературным творчеством: Виктор Николаевич – журналист, писатель, поэт, эссеист, Мария Абрамовна – журналист, очеркист. Их творческий союз позволяет взаимно дополнять друг друга, и это приводит к весомым и интересным результатам для читателей.
    В последние годы Мария Абрамовна и Виктор Николаевич Котляровы обратились к темам загадочного, таинственного, неизведанного в истории и природе родной республики. Их интереснейшие и интригующие заметки стали накапливаться исподволь, вначале в виде газетных публикаций, затем стали выходить в виде небольших сборников, а с 2013 года выходят в изящно оформленных томах с многочисленными цветными и черно-белыми иллюстрациями. Роскошное чтение!



    Начиная с седых времен, авторы погружают читателя в детективные и малоизвестные страницы истории Кавказа – рассказы о скифском котле, скифах и древних корнях кабардинской топонимии, киммерийцах, мифических великанах и «длинноголовых», предках балкарцев и христианах средневековья, о «франках» в Средневековой Кабарде, о загадочных явлениях в ландшафте и мегалитических памятниках, героях-нартах – это далеко не полный перечень занимательных сюжетов, с многочисленными толкованиями и версиями. Чтение превращается не только в путешествие в прошлое Кабардино-Балкарии, описанное великолепным языком, но и в напряженное решение сложных и многоходовых задач, сравни шахматной партии.
    События XIX и ХХ веков в книгах предстают перед нами через анализ редких фотофактов и мемуаров, человеческих судеб и архивных документов.
В поле зрения авторов попадают как известные личности недавно ушедшей эпохи, так и малоизвестные, или вовсе забытые. К прошлому Кабардино-Балкарии и Северного Кавказа в целом авторы приближаются через биографию человека, что в современной отечественной методологии истории рассматривается как антропологизация (букв. «очеловечивание») истории.
     Отправным пунктом для путешествия в Прошлое у авторов становится текст. Например, опираясь на неопубликованные воспоминания Константина Александровича Чхеидзе «События. Встречи. Мысли», а также на многолетние собственные изыскания, авторы обращаются к таким именам времен Гражданской войны и раннего советского периода истории Кабарды , как Бетал Калмыков, Назир Катханов, Магомет-Гирей Тамбиев, Заракуш Мидов, Дул Шекихачев, Иван Церетели, Заурбек Даутоков-Серебряков. И хотя все они придерживались подчас диаметральных политических взглядов, происходили из разных сословий, всех их объединяет не только трагическая судьба, но и искреннее стремление принести пользу своей Родине. Авторы не акцентируют внимание на идеологических взглядах героев в своих миниатюрных биографических очерках, ход истории часто неумолимо делает первых последними, а пребывавших в тени возносит к свету, но даже и не это занимает авторов повествования.
    Воспоминания Чхеидзе, как и многие другие источники прошлого (фотографии, газетные статьи, воспоминания близких, мемуары) становятся отправной точкой для собственного маршрута в родную историю у Котляровых, с привлечением редких документов, уникальных находок в архивах, устных свидетельств, добытых и собранных в многолетней журналистской деятельности. Главное, что они хотят показать в своих историко-биографических эссе – противоречивость и неоднозначность как ушедшей от нас эпохи, так и ее тогдашних протагонистов, игравших не последние роли в недавнем прошлом Кабардино- Балкарии, пытаются бесстрастно и объективно разобраться в логике их поступков и мышления, не навязывая собственного заключения об эпохе и ее творцах.
    Выводы должен делать сам читатель, часто авторы приглашают его даже продолжить исследование, не спешить с умозаключениями…. Но в каждом биографическом эссе на первом месте везде выступает авторское неравнодушное, пристальное внимание к судьбе своего героя, а вернее к его Душе, авторы пытаются понять или хотя бы максимально приблизиться к осмыслению проблемы: «Что есть человек?» Читая очерки М. и В. Котляровых видишь и борение страстей, и бытовую историю, и сложность морального выбора, перед которым всегда, во все времена стоял человек… И этот выбор: между Добром и злом, Правдой и ложью, прошлым и будущим, эгоцентризмом и альтруизмом, служением «малому народу» (своему клану) и «большому народу», способностью отказаться от равнодушного наблюдения за миром через замочную скважину, и, напротив, преодолением самого себя, снятием внутренних ограничителей собственного роста, ради возможности заглянуть за горизонты Будущего – такой выбор стоял перед нашими предками, актуален он и для нас. Знакомство с жизнеописанием авторских героев – прямое напоминание и свидетельство об этом.
    Вхождение в подробности их судеб в форме интереснейших историко-краеведческих и биографических рассказов, позволяет читателю не только приобщиться к отечественной истории, но и извлечь определенный социальный и нравственный урок. И здесь, действительно, понимаешь, что «история – наставница жизни». Авторы, например, мучительно размышляют об обстоятельствах жизни, контрапунктах и истоках мировоззрения, неоднозначных поступках, национальном и интернациональном в характере политического деятеля Бетала Калмыкова, показывая его во всем многообразии противоречивых черт.
    Отличительная особенность стиля очерков М. и В. Котляровых – это своеобразная недосказанность. И это осознанный шаг. В живописи есть такой прием – не прописывать всё до конца, до каждой складочки, морщинки, цветового пятна или блика, а положить мазок пастозно, с пробелами, где-то оставить подмалевок, не перекрывать красочным слоем рисунок – и тогда зритель сам будет доделывать, фантазировать и мысленно дорисовывать портрет или пейзаж. Такой прием – приглашение к сотворчеству. Вот именно приглашением к сотворчеству, духовному соработничеству на почве родной истории и краеведения являются книги «Неизвестная Кабардино-Балкария», «Загадочная Кабардино-Балкария», «Увлекательная Кабардино-Балкария», «Неповторимая Кабардино-Балкария», «Удивительная Кабардино-Балкария». В ней не «закрываются» те или иные темы или разделы истории Кабарды и Балкарии, не стираются «белые пятна», путем закрашивания в определенные цвета, а напротив, читатель приглашается к исследованию, занимательному путешествию в Прошлое, к новому прочтению Книги истории. Может быть, не всегда исследовательские приемы методологически выверены, не везде просматривается ясность и однозначность в заключениях, но авторы на это и не претендуют, они часто привлекают в качестве экспертов самых разных специалистов, в приложениях к своим очеркам публикуют документы, поскольку, в жанрах такого рода – главное поиск и приближение к Истине. Всё это позволяет читателю наблюдать диалог мнений и взглядов, находить аргументы и контраргументы в дискурсе текстов, на равных участвовать в возникающем занимательном разговоре и определяться самому в поисках верного решения той или иной исторической загадки.
Историко-познавательное чтение в настоящее время не развлечение, а воспитание любви к книге, приобщение к чтению, как духовному труду. К сожалению, ушли в прошлое те годы, когда наша, тогда ещё большая страна, по праву называлась самой читающей в мире. По данным социологических опросов, в современной России взрослый человек уделяет чтению всего пятнадцать минут в день, а треть населения вообще не берёт книгу в руки. Всё это ведет к духовно-нравственному оскудению, культурной деградации, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями нравственного разложения, которое нам часто демонстрируется в разного рода низкопробных ток-шоу, и, глядя на такого человека, входящего в твой дом с телеэкрана, невольно задаешься вопросом: «А человек ли это, как можно таким стать в стране с тысячелетней духовной и многообразной традиционной культурой почти двухсот коренных народов, издревле населяющих ее территорию?» Ответ напрашивается сам собой: человек не трудящийся над книгой, не занимающийся своего рода умственным подвижничеством ежедневно, не имеющий привитого и воспитанного вкуса к чтению – обречен на интеллектуальную и нравственную деградацию, и не спасут его современные информационные системы, новейшее компьютерное «железо» и всяческие «гаджеты».
    Книжное дело М. и В. Котляровых, популяризация ими исторических знаний о жемчужине Кавказа – Кабардино-Балкарии, поддержание ими определенного градуса памяти о прошлом Северного Кавказа, публикация забытых авторов, причем за свои собственные средства, и возвращение этих имен современному читателю – это культурное подвижничество, которое наблюдалось в России только в период расцвета земского книгоиздания во второй половине XIX – начале XX в. И в этом отношении деятельность издателей, журналистов, писателей М. и В. Котляровых является ярким образцом сохранения и развития отечественного книгоиздательства и просветительства. Заботливо, красочно и любовно оформленные отдельные тома, альбомы, недорогие популярные издания, вышедшие из недр котляровской редакции, вселяют надежду, что число читателей в России их стараниями умножится, молодежь потянется к книге и приохотится к полезному чтению, а затем самостоятельно сделает следующий шаг – в серьезную науку… История народов Кавказа станет ближе и роднее, понятнее, каждому молодому гражданину великой России, взявшему в руки книгу, изданную в Нальчике.
    В современных процессах трудно формирующегося единства гражданской нации России, возрождения традиционных этнических культур, в обретаемой заново идентичности и осмыслении россиянами своего места и собственной роли в мировой истории, вне всякого сомнения, навсегда останется лепта и нальчикских книгоиздателей, которые уже не одно десятилетие настойчиво пробуждают у наших соотечественников чувство патриотизма. Своими книгами Мария и Виктор Котляровы активно содействуют сохранению и воспитанию исторической памяти в обществе.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment