Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

Categories:

МИСТИКА ЛЕСО-КЯФАРСКОГО ГОРОДИЩА

    Часть одиннадцатая

  …Я смотрел вслед Виктории, ожидая, что она вот-вот обернется, более того – вернется. Но женщина уходила стремительно, и уже через какую-то минуту-другую я потерял ее из виду. Конечно, я поступил не совсем корректно, но и выглядеть идиотом, поверившим басням о нартах, тоже было глупо.
Как поступить дальше? Повернуть назад – ведь я зависел от Виктории: приехал на ее машине – в какой-то мере признать правоту моей спутницы. А значит надо извиняться. Извиняться же не хотелось.


    «Подождет, перебесится, образумиться. Не уедет же эта взбаломошная подруга духов без меня? На это, надеюсь, у нее ума хватит», – успокоив себя этой мыслью, я решил продолжить осмотр Кяфарского городища и двинулся дальше по дороге, вьющейся по гребню хребта.
    Построек – жилых и хозяственных – здесь великое множество. Городище располагается на возвышенности протяженностью чуть более двух километров, шириной – до двухсот метров. В его строительстве прослеживается определенный план – четко определяются кварталы, улицы, переулки. Сохранившиеся стены (а их толщина составляет от 50 до 120 см) достаточно высоки – до полутора метров, а это позволяют воочию увидеть, что многие жилища были многокомнатными – трех, четырех и более. А одно вообще состояло из 12 комнат, что позволяет говорить о его особом предназначении. Достаточно велика и площадь комнат в постройках: 18, 20, 23, 25, 30 и даже 37 кв. м. Вход представляет отверстие шириной от 50 до 80 см, но большинство имеют стандартный проем шириной 70 см. О высоте говорить не приходится, так как целых жилищ не осталось.

  Сооружены постройки из песчаника, без применения раствора. Способ их возведения позволяет говорить о мастерстве строителей – некоторые отличает совершенно топорная работа: камни уложены кое-как, не прилегают друг к другу, просвечивают дырами, одним словом, свидетельствуют об отсутствии опыта у строителей. В противовес им ряд зданий, прежде всего то, что состоит из 12 комнат, а также несколько других, расположенных в центральной части городища, сооружены весьма профессионально. С глубоким знанием строительного дела, прилежностью – камни подогнаны плотно, лежат надежно, несмотря на прошедшее тысячелетие, несмотря на дожди и снега, всевозможные сюрпризы погоды, землятресение, произошедшее несколько столетий назад.
    В означенной постройке (ее длина 23 м, а ширина 11,5 м) имеется целых пять дверных проемов, причем четыре из них с одной, западной, стороны, что с большой степенью вероятности говорит о ее принадлежности властвующей особе. Сопутствующая данному объекту плотная застройка, свидетельствующая о нерядовом характере обитателей расположенных рядом жилищ, также косвенно подтверждает – перед нами резиденция аланского властителя. Некоторые археологи считают, что поблизости от нее находятся остатки христианской церкви, но при этом исходят только из внешних признаков, так как реальных подтверждений данному предположению нет.
    А вот что пишет Валерий Цагараев, автор статьи «Тайна царской гробницы»: «К середине Х века византийский император Константин Багрянородный именует царя Алании «духовным сыном императора». Возможно, император являлся крестным отцом царя Алании, таким же, каким он был и для киевской княгини Ольги, жены князя Игоря, правительницы Руси (Константин крестил княгиню в 957 году).



    Любопытны мнения современников о средневековой Алании. Так, в арабской хронике того времени «Худуд-ал-Алам» говорится: «Царь алан христианин. Среди них имеются как христиане, так и идолопоклонники. Часть населения горцы, а часть – жители равнины…».
   Грузинская летопись XI века описывает алан той поры так: «Аланы являются христианами. Это достойный почтения народ. Они любят родниться и любят своих родственников, умеют хранить дружбу, познавать врага. Любят поддерживать соседство, они хлебосольны, хорошо умеют править страной, отличные воины, прекрасно владеют оружием, в бою едины и помогают друг другу… умеют строить отличные башни, крепости, замки, мосты, переправы, все, что необходимо в войнах. Прекрасно умеют строить церкви и изготовлять церковную утварь. Исключительно высоко в них почитание старших, особенно стариков…».
    Именно к Х веку возводит В.И.Абаев титул аланского правителя Cæzæron (цезарь, царь), зафиксированный народной традицией за фамилией Царазонта, к которой, относился живший в XII веке осетинский царевич Сослан-Давид, муж и соправитель грузинской царицы Тамар. Титул аланского царя, перешедший на весь царский род, говорит о развитой идеологии государственной власти в средневековой Алании».
    И далее: «Рассматриваемая нами Кяфарская гробница считается последним пристанищем аланского царя Дургулеля (Дорголела) Великого (вторая половина XI века). …Некрополь по всей видимости принадлежал членам правившей аланской династии».
    Сегодня практически все дольмены, а точнее будет сказать дольменообразные гробницы Кяфарского городища, разрушены. Горькое чувство овладело мной, когда я, словно направляемый кем-то невидимым, спустился в седловину, с которой поднялся по достаточно крутой тропе на возвышенность, именуемую Иордан, где сосредочено подавляющее большинство этих удивительных домиков, неизвестно для кого предназначенных – то ли мертвым, то ли живым…

  Продолжение следует

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments