Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

Categories:

МИСТИКА ЛЕСО-КЯФАРСКОГО ГОРОДИЩА

  Часть восьмая

  …Уже после той поездки, просматривая доступные в интернете материалы археологических экспедиций (их, кстати, опубликовано очень мало), работавших на Кяфарском городище, я узнал, что на ритуальном комплексе действительно имеется камера смертников. Археологи (экспедиция И. А. Аржанцевой) ее обнаружили, раскопали (в ней были найдены человеческие останки), а потом также засыпали – дух смерти витал над ней. Люди это ощущали: у них начинались сильнейшие головные боли, по ночам были страшные видения.


    Тема обряда жертвоприношения, имевшая место у племен, проживающих на Кавказе, о чем я впервые услышал от Виктории, для меня была совершенно неизвестной, своего рода Tabula rasa (латинское выражение, переводящаяся как «чистая доска»). Более того, я был уверен, что этого не было. И только впоследствии ознакомился со статьей А. А. Кадиевой «Человеческие жертвоприношения на могильнике Кари Цагат (Дигорское ущелье, Северная Осетия)», опубликованной в сборнике «Евразия в скифо-сарматское время».

  Тираж этого монументального 191-го выпуска трудов Государственного исторического музея, вышедшего в 2012 году в Москве, всего 300 экземпляров, в продажу он не поступал – его подарила мне сама Аня, которая ныне ведет раскопки на так называемом третьем заюковском могильнике.
    Борьбе за то, чтобы данный могильник, расположенный в верховьях кабардинского селения Заюково, был взят под охрану, я отдал немало сил. Боролся с черными археологами, писал письма в различные инстанции, вплоть до Президента РФ, доверенным лицом которого являлся в те годы, пока, наконец не добился желаемого: на могильнике стала работать постоянная экспедиция ГИМ.
    За это время найдено множество артефактов, в том числе и черепов длинноголовых. Они подтверждают предположение, которое выссказал перед началом раскопок (на основе погребального инвентаря, брошенного черными копателями и переданного мной впоследствии в хранилища ГИМ), известный археолог С. Л. Дударев. Вот оно: «Заюковский некрополь являет собой блестящий памятник, с помощью материалов которого археологи могут вписать новые и яркие страницы в историю Центрального Предкавказья и всего Северного Кавказа, а возможно, и всей Юго-Восточной Европы».
    О жертвоприношениях на Кавказе упоминал еще знаменитый древнегреческий историк и географ Страбон, когда рассказывал об Албанском царстве, возникшем в конце II – середине I веков до н.э. Здесь видится уместным воспроизвести цитату из труда полковника Ракинта «Краткий исторический очерк христианства кавказских горцев со времен святых апостолов до XIX столетия», написанного в 1862 году и впервые изданного нашим издательством спустя 150 лет – в 2012 году.



    Вот что он писал, правда, о временах значитльно поздних: «Албанское царство в Дагестане и к югу – до реки Куры, населенное армянами, трудолюбивыми и промышленными, а в северо-западной части – лезгинами, с начала IV до конца VII столетия было весьма богатое, довольно образованное и отличалось чрезвычайно усердным христианством. Оно разделялось на 9 удельных княжеств и епархий, столица великого князя и место пребывания каталикосов было в Дербенте».
    Так вот, описывая жертвоприношение раба, Страбон сообщает: «Жертвоприношение производится следующим образом. Кто-то из толпы, хорошо знакомый с этим делом, выступает со священным копьем в руке, которым по обычаю можно совершать человеческое жертвоприношение, и вонзает его сквозь бок в сердце жертвы. Когда жертва валится наземь, они получают известные предзнаменования по способу ее падения и объявляют всем. Затем приносят тело в известное место и все топчут его ногами, совершая обряд очищения».
Вернусь к статье Ани Кадиевой, с которой мы стали хорошими друзьями, несмотря на то, что она не разделяет мои не научные предположения относительно миссии длинноголовых, считая это нормальным явлением в сарматском обществе. Вот что она пишет в упоминаемой выше статье: «Жертвенные комплексы могильника Кари Цагат представляют собой следы жертвоприношений людей и животных, совершаемых на изучаемых памятниках. …Особый интерес вызывают костяки людей, обнаруженных на жертвенных площадках. Они представляют собой человеческие погребения, совершенные в неглубоких ямах, заложенных камнями. …Костяки лежат лицом вниз с подогнутыми ногами, что не типично не только для данного могильника, но и для аланского погребального обряда в целом. Погребенным было отказано в могильном сооружении, приличествующем людям – фактически их похоронили в соответствии с обрядом, по которому на данном могильнике погребали жертвенных животных. Суда по расположению скелетов, погребенные были поставлены на колени и убиты, после чего тела забросали камнями, не изменяя их позы. У одного из костяков руки скрещены под грудью под неестественным углом, очевидно, они были связаны. …Таким образом, перед нами остатки жертвоприношения раба или военнопленного».
    И вывод археолога: «Обряд, выявленный на Кари Цагате, следует связывать с традициями человеческих жертвоприношений у автохтонного населения Северного Кавказа. …Известия о человеческих жертвоприношениях, дошедшие до нас, освещают период, отделенный тысячелетиями от аланского времени, но следует помнить, что жители высокогорных районов значительно более консервативны, чем население равнин и предгорий, а потому могли придерживаться сходных обычаев в течение весьма продолжительно времени».
    Повторяю, все это я узнал значительно позже, а там, у жертвенника ритуального комплекса, позволил себе вдоволь поиздеваться (это слово здесь вполне уместно) над Викторией и духами, общающимися с ней. Я и предполагать не мог, к чему приведет моя не знающая берегов ирония. Впрочем, расскажу обо всем по порядку…

  Продолжение следует

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments