Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

Category:

МИСТИКА ЛЕСО-КЯФАРСКОГО ГОРОДИЩА


    Часть вторая

 Первая публикация о Кяфарском городище датируется 1860 годом, когда в «Военном сборнике» (№1) был опубликован «Очерк горских народов правого крыла Кавказской линии», подписанный инициалами А.-Д. Г. Исследователь Рашад Туганов, вместе с которым мы выпускали серию книг «Кавказский литературно-исторический Олимп» (КЛИО), в один из томов которой и вошел данный текст, установил, что так подписывал свои материалы Дмитрий Гаврилович Анучин – русский ученый-славист, сенатор и генерал от инфантерии.


    И вот что они писал: «На Кефаре (Кефар с рекой Бежгон впадает в Большой Зеленчук), в 12 верстах от укрепления Надежинского, у нынешнего аула Сидова, на мысу, образуемом крутыми берегами Кефара и впадающего в него ручья, находятся развалины большой колонии.     Она сильно защищена природой, окружена рвами и обнесена каменной стеной с одним входом. На развалинах каменных домов порос вековой лес, но некоторые стены домов ясно сохранили в себе амбразуры окон и дверей. Вне стены, окружавшей колонию, находится древнее кладбище с памятниками кубической формы; около входа в одну из таких гробниц стоит крест.

 В самой долине Кефара, внизу под стенами этой колонии, видны развалины другой, меньшей, вероятно, выселившейся из верхней. Вообще в верховьях малодоступного для нас Кефара находится множество различных статуй и фигур, высеченных на камне, и есть также большое здание, стены которого, по словам туземцев, исписаны надписями и разрисованы изображениями рыцарей, зверей, птиц, рыб».
   Кяфарское городище располагается на возвышенности между реками Кяфарь и Кривая. Протяженность его почти два километра, ширина варьируется от 50 до 200 метров. На этой территории имеется огромное количество самых разнообразных артефактов, начиная от дольменов, которые датируются I –II тысячелетием до н.э. и кончая золотоордынской керамикой первой половины XIII века, когда, судя по всему, городище прекратило свое существование.
    Понятно, что это настоящий рай для археологов. В советское время здесь работало несколько экспедиций. Первая из них – в начале 50-х годов – Пятигорского пединститута под руководством П.Г.Акритаса. Сегодня имя Панаита Георгиевича Акритаса (1880–1968), грека по национальности, практически забыто в нашей республике, хотя этот человек сделал немало для воссоздания подлинной истории кабардинского народа. А ведь он в 1953–1961 годах заведовал сектором археологии в Кабардинском, впоследствии Кабардино-Балкарском научно-исследовательском институте; участвовал во множестве археологических экспедициях, в том числе в 1946 и 1949 годах (будучи сотрудником Пятигорского государственного педагогического института) в изысканиях, которые осуществлялись на территории Кабардинской АССР под руководством таких научных мэтров, как Е.И. Крупнов и К.Э. Гриневич.



    Ученые, работавшие впоследствии на городище, многое прояснили в его многовековой истории. В частности, В.И.Марковин установил, что дольмены были сооружены в эпоху поздней бронзы. В. А. Кузнецов, исходя из раскопок Х.Х.Биджиева, высказал предположение, что Кяфарское городище является фамильным замком могущественного царя Алании XI века – Дургулеля Великого. И.А.Аржанцева определяет найденную в этих местах керамику как меотскую, понимая под этим определением не этнонимом, а разноязычные племена, жившие вблизи Меотиды (Азовского моря). Относительно же алан, крепостью которых многие называют Кяфарское городище, то их самый ранний инвентарь, найденный здесь, относится к VII веку н.э.
    Вероятнее всего крепость Кяфар просуществовала до конца XIV века, когда на Кавказ пришел великий завоеватель Тамерлан, после которого на месте цветущих городов остались одни руины, а многие из местных племен навсегда ушли с арены мировой истории. Однако существует легенда, что именно Кяфар остановил железного хромца на его пути к полному завоеванию мира – мол, потревоженные духи Кяфара помешали ему, но это только легенда.
    Многочисленными легендами окружены и дольмены (их здесь более десяти), состоящие из монолитных плит с идеально-круглыми отверстиями диаметром 435 млм. Все дольмены имеют блочную структуру, на большинстве выбиты петроглифы. Самый известный, так называемый Царский дольмен, в 1956 году перевезли в Ставрополь, где он был установлен во дворе краеведческого музея.
    Это, так сказать, историческая составляющая Кяфара, а есть еще мистическая, ведь здесь особая энергетика, позволяющая, как многие считают, заглянуть в прошлое, прикоснуться к тайнам древнего городища, одного из немногих в мире, сохранившегося до наших дней.
   …От Нальчика до Лесо-Кяфара около 270 км, которые мы, выехав с восходом солнца, одолели к десяти часам утра. Виктория оказалась достаточно продвинутым водителем, а навигатор не дал сбиться с пути. Остановились в центре поселения. Дальше нужен проводник, заметила Вика, иначе осмотреть мало что успеем – дольмены, менгиры и другие необычные объекты расположены на достаточно протяженном расстоянии…

Продолжение следует

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments