Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

Кабардино-Балкария: 50 тайн, невероятных и мистических

  Предназначение каменных истуканов – менгиров, которых называют «стражами тысячелетий», до сих не имеет однозначного объяснения, рождает множество предположений и догадок. Насколько реально та из них, что менгиры являются ритуальными символами…

  26. ОРИЕНТИРЫ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ

    Менгир – древний обелиск в виде грубо обработанного природного камня. Форма менгиров варьируется от прямоугольной до овальной. В частности, в Кабардино-Балкарии преобладают овальные менгиры высотой до трех метров, суживающиеся к верху и стоящие одиночно. На большинстве нет никаких рисунков, но у небольшого числа верхушки обработаны, и представляют из себя грубо вытесанные лица, ассоциирующиеся с обликом древних воинов.




   Ученые относят менгиры и к эпохе неолита, но в большей степени медного (период развития человечества с 4 по 3 тысячелетие до н.э.) и бронзового (с 3500 по 1200 года до н.э.) веков.
   Самый главный вопрос, который возникает, когда видишь эти первые в человеческой истории рукотворные объекты, – каково их предназначение. Среди предположений: ритуальное (культовое) сооружение; межевой столб, определяющий границы владений; фаллический символ; мемориальный знак; солярно-астрономически знак; элемент неизвестной нам идеологической системы; место жертвоприношений.
    До недавнего времени на территории Кабардино-Балкарии менгиров было множество. Сегодня – единицы. Остальные уничтожены: разрушены, разбиты, расстреляны (одиночный менгир – отличная мишень!), сброшены в пропасти. Некоторые вывезены за пределы республики.

  Из тех же, что сохранились – ни одного в первоначальном виде. У практически всех отбиты верхушки, на их поверхности варварски нанесены многочисленные надписи. Большинство менгиров повалены, сброшены с того места, где некогда были установлены. Материал, из которого изготовлены каменные истуканы, достаточно хрупкий, а сами они за себя постоять не могут. Вот такая печальная констатация.
    Поговорим о предназначении обелисков, для чего обратимся к тем, что еще стоят в Северном Приэльбрусье – в урочище Бабугей. Один из них в самом начале достаточно ровной местности, расходящейся в стороны от него на десятки метров. Другой – на невысоком гребне, где-то в километре. Первый – мощный, высотой около трех метров (считая и закопанную часть); более метра в диаметре. Второй в два раза меньше по своим размерам.
    Главный и однозначный вывод – данные менгиры не обозначают захоронения, то есть, не являются надмогильными памятниками. Об этом свидетельствует само расположение истуканов – места их установки не отвечают требованиям, согласно которым предавали земле усопших.  И действительно, известные нам раскопки, которые вели в Северном Приэльбрусье черные копатели, ни под одним из менгиров не выявили захоронений как таковых.

  









    Второй вывод. Предположение, что рассматриваемые менгиры являются межевыми столбами, определяющими границы территории, выглядит алогичным и надуманным. Спрашивается: от куда и до куда? В обоих случаях владения как таковые не определяются, ибо неизвестно от чего отталкиваться в этом самом межевании. И если стоящий в низине менгир еще можно с натяжкой рассматривать как знак, определяющий чью-то собственность или принадлежность (хотя место его никак не свидетельствует об этом; логичнее было бы установить истукана тогда в самом начале поляны), то утановленный на гребне эту самую территорию никак не может определять. По простой причине: ее (территории) здесь как таковой нет. Горный гребень он и есть гребень.
    Фаллический символ? В данном случае он осутствует; визуально никак не подчеркнут ни у нижнего, ни у верхнего менгиров.
Солярно-астрономически знак? Но каменные истуканы находятся на таком расстоянии друг от друга, что связать их в единый астрономический комплекс никак не получится даже при самом борльшом желании; тем более, что они вне видимости друг друга.
Место жертвоприношений? Но если в отношении менгира, находящегося в низине, это еще в какой-то мере допустимо, то с тем, что на гребне, никак – тащить жертву на гору, когда ее можно отправить в мир иной без всяких усилий внизу, значит сомневаться в психическом здоровье живщих здесь людей.
    Остается только одно предназначение – ритуальное (культовое) сооружение, святилище. И оно в полной мере имеет право на жизнь.
Культовые сооружения в нашем представлении – прежде всего церковь или мечеть. В сегодняшнем представлении. А у древних? Кому они поклонялись? Кому могли ставить знаки на земле, на которой жили? Тому, что видели ежедневно, и от чего зависела их повседневная жизнь. А именно солнцу. Можно ли рассматривать менгиры, как знаки поклонения светилу? Такое в истории известно – племена, жившие в эпоху бронзы на территории нынешнего Азербайджана, ему поклонялись.
    Но если менгиры являлись ритуальными сооружениями и предполагали ритуальные действия, то как с ними соотносится тот факт, что некоторые из них имеют человеческий облик? Все становится ясным, если предположить, что облик этот был придан менгиру значительно позже времени его установки. Ведь большинство менгиров Кабардино-Балкарии, в том числе и в урочище Бабугей, это цилиндрические столбы с сглаженным верхом, на котором отсутствует какое-либо изображение. Другие же представляют прямоугольные камни, как обработанные, так и необработанные. Причем, в ряде мест они расположены рядом друг с другом. И в виде группы еще больше свидетельствуют о своем ритуальном предназначении.
   И еще: для мест, где установлены менгиры, характерна особая энергетика.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments