Июньское сообщение о том, что в Индонезии огромная змея задушила и проглотила женщину, а самое главное – размещенное видео с места событий, заставило вспомнить свидетельства о необычных встречах с гигантскими змеями на территории Кабардино-Балкарии.
Но вначале то самое сообщение: «Вечером 14 июня острове Сулавеси пропала без вести 54-летняя местная жительница Ва Тиба. Она пошла проверить кукурузные посадки примерно в километре от своего дома. Когда на следующее утро женщина не вернулась, семья забила тревогу. На поиски изначально отправилась сестра. Она нашла на земле следы, фонарь, обувь и мачете.
После этого родственники обратилась за помощью к соседям. Через некоторое время поисковая группа обнаружила около плантации крупного питона с раздутым желудком. Надежда найти Ва Тибу пропала, когда, убив и вскрыв змею, внутри обнаружили тело пропавшей».
А теперь вернемся в нашу республику. В Фейсбуке в числе моих друзей и постоянных читателей есть Жанна Шогенова. Как-то я получил от нее весьма занимательное сообщение. Женщина писала, что в ее архиве имеется записка от человека 1917-го года рождения, которую он составил в 60 х годах прошлого века. В ней он воспроизвел услышанный до войны от своего дяди рассказ. Мы вернемся к нему ниже, тем более, что Жанна Шогенова прислала мне копии этих двух страничек, присовокупив к ним свои воспоминания о том, чему сама была свидетелем в в начале 50-х годов.
«Я помню, пишет она, как летом того года, когда в конце селения Нижний Акбаш выкопали оросительный канал, случился большой переполох. В той стороне, где кладбище, появилась змея огромных размеров, которая напала на лошадь, запряженную в бричку. Возница соскочил с телеги и с криками побежал по сельской улице.
Мы, дети, сначала боялись, а потом бегали смотреть на то место, где все это случилось. На пыльной дорожной колее был виден широкий длинный след, а в нем запекшаяся кровь. Колея шла вдоль кукурузного поля, откуда змея и напала на лошадь. Позднее, вместо кукурузы на этом месте разбили тутовый сад. Кстати, нападений огромных змей при мне было два. Тогда, после войны, село было маленькое и все об этих случаях знали. И те, кто еще живы, обязательно подтвердят».
А теперь о содержании двух тетрадных листиков, которые прислала Жанна Шогенова. Вот что рассказывал своему племяннику Хатуг Шогенов, уроженец селения Верхний Курп.
Произошло это в 1924 году. Река Курп летом высыхала, берега ее были достаточно глубокими, заросшимы высокой травой. Поблизости от реки (примерно в 5-6 километрах от селения) имелось небольшое озеро. Пстухи загоняли в него скот часа на 3-4, а сами в это время отдыхали в шалаше. На рисунке, составленном информатором, отмечены река, озеро, шалаш.
Вдруг все животные одновременно заволновались: заблеяли козы и бараны; коровы стали издавать необычные тревожно-жалобные звуки…
Продолжение следует