Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ: 50 ТАЙН, невероятных и мистических

  21. ТУННЕЛИ, ПРОРЕЗАННЫЕ В СКАЛАХ

    Хабары (слухи) об этих туннелях передаются из поколения в поколение; еще лет сто назад ими даже пользовались, регулярно доставляя сено. Но если даже это и так, то кто создал удивительные ответвления, словно лазером вырезанные в скальных породах…

  Хабары о том, что в Тызыльском ущелье имеются подземные горизонтальные туннели в сотни метров длиной, я впервые услышал в семидесятых годах прошлого века. Услышал от гунделеновский чабанов, с которыми общался на пастбищах Хаймаши и Аурсентх. В 1975-80-м годах был там не просто частым гостем, а ездил по много раз за лето. Животноводство партия объявила ударным фронтом молодежи; о том, как идут дела на этом самом фронте, стала регулярно рассказывать газета «Советская молодежь», в которую я работал.



    Честно скажу: поездки на пастбища были отнюдь не в радость: транспорт не выделялся, нужно было подстраиваться под проходящие молоковозы, которые ходили преимущественно по утрам; добираться до дальних ферм приходилось на своих двоих, а значит оставаться ночевать.
    Вот в такие вечера, под свежее вареное мясо да спиртное услышал немало хабаров о необычных местах Кабардино-Балкарии. И среди них – о туннелях, соединяющих ущелья. В частности, Тызыльское и Баксанское. Говорили, что они невысокие – где-то около 170 см высотой, причем эта высота была одинаковой на всем протяжении штольни. Стены их гладкие, словно оплавленные. У побывавших там создавалось впечатление, что они были вырезаны в скалах каким-то острейшим инструментом.

  Помнится, один чабан даже попытался мне показать, какими были эти туннели. Для этого он принес 25-килограммовый брикет свежего масла и стал вырезать в нем ножом полукруглое отверстие, напоминающее вход в скворечник.
    Увидев мой скептический взгляд, чабан, разгоряченный водкой, засунул руку в кусок масла так глубоко, что кончик ножа выглянул с другой стороны брикета. «Не веришь, не веришь,– громко кричал он,– А я сам был там. Но далеко не ходил. Боялся».
Я, если честно, не верил. Да и о каких туннелях можно было думать, когда на моих глазах так безжалостно обращались с маслом – сверхдефицитом в те времена. Запомнилось, что разговор тот никто из находившихся за столом не поддержал, более того, на рассказчика цыкнули. Разгорелся спор, суть которого, так как перебранка велась на балкарском языке, мне был неясен. Уже утром поинтересовался у одного из молодых, в чем там было дело. Тот ответил, что чабана его товарищи отругали. Нельзя, мол, было рассказывать про туннели. На вопрос, почему нельзя, я ответа не получил.
    Следующий разговор о туннелях, ведущих из Тызыльского ущелья в Баксанское, состоялся уже в 2000-х – о них поведали жителия селения Кунделен.
   Туннели существовали; до революции 1917 года ими пользовались неоднократно. Пользовались в том смысле, что зимой, когда основная дорога по Тызыльскому ущелью была перекрыта выпавшим снегом, заготовленное село вывозили по подземным туннелям. Вывозили на небольших бричках, в которые были запряжены ишаки, так как высота подземных ходов не позволяла использовать лошадей. Да и боялись лошади темных извилистых, нависающих прямо над головой коридоров, освещаемых тускло горящими и дымящими факелами. А вот ишаки шли спокойно, сами по себе, их никто не подгонял.


    Со слов рассказчиков, доверяли эту работу парням и те, чтобы не идти все время со склоненной головой, залезали с головой в траву и так добирались до выхода. Сколько именно продолжалось такое путешествие, за давностью лет, никто ответить не смог. А если б мы знали хотя бы примерное время в пути, то с учетом средней ишачьей скорости можно было бы высчитать длину туннеля. Впрочем, однозначно ответить на этот вопрос вряд ли было возможно, ведь, судя по преданиям, туннели были извилистыми, расходились в разные стороны, и целью их проведения было вовсе не соединение одного ущелья с другим.
    Тогда что? Это была какая-то коммуникационная система, связывающая друг с другом какие-то неизвестные объекты. Какие именно, располагались ли они в особых залах, шли ли по горизонтали или имелись также вертикальные штольни – спросить не у кого.
Судя по всему, жители близлежащих селений узнали о туннелях случайно и, вероятно, эти знания достались не просто так; возможно даже ценой человеческих жизней. Тот факт, что наличие подземных ходов хранилось в глубокой тайне, что даже спустя многие десятилетия разговоры на эту тему прерывались, свидетельствует: с туннелями было что-то связано, в них кто-то скрывался, а может быть и жил. Знаменитые истории Ричарда Шейвера о подземной цивилизации были бы здесь в самый раз, но, к сожалению, троглодиты, если они обитали здесь, не оставили ни свидетелей, ни свидетельств.
    Неизвестно (даже примерно) где находились наружные выходы из этих туннелей. Их, как минимум, должно было быть два – сено ведь доставляли из Тызыльского в Баксанское ущелье. Кроме того, хоть эти два ущелья и идут практически параллельно друг другу, но между ними лежит еще одно ущелье – Урды. А оно одно из самых суровых, непроходимых и недоступных. Как проходил путь под ним, тоже неясно.
Суммируя собранную информацию, можно предположить, что где-то в начале прошлого века входы в туннели были завалены. Но вот кем? Природа ли постаралась? Обвалы и осыпи в этих местах случаются постоянно.
    Люди ли засыпали их? Ходили слухи, что немало смельчаков не вернулось из-под земли. Какие-то другие силы вмешались? Вряд ли подземным жителям (если они были, конечно) доставляли удовольствие встречи с землянами. Одним словом, с годами местонахождение туннелей оказалось потеряно.

                                                                                                                                                                                                       Продолжение следует

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments