Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ: 50 ТАЙН, невероятных и мистических

 14. КЛАД АТИЛЛЫ 

   По свидетельству Шоры Ногма в войске знаменитого Атиллы сражались и адыги, которые, после смерти великого завоевателя, вернулись на Кавказ с несметными сокровищами. Но вот куда они делись, где были спрятаны; можно ли их найти…

 (На фотографиях: Хусейн Гедгафов, ушедший из жизни в этом году, считает, что клад закопан в одном из этих курганов. Как видите, черные копатели уже пытались проникнуть внутрь кургана)

 …Имя Аттилы, вождя гуннского союза племен в 434–453 годах, одно из самых известных среди тех, кто своей целью поставил завоевание мира. Его империя простиралась от Южной Германии до Волги и Урала и от Балтийского моря до Кавказа. Римские историки дали ему имя «бич Божий». Более сильного противника Восточная Римская империя не знала: Атилла захватил практически все города Фракии, разорил Германию и Галлию…



   Знаменитый Иордан, готский историк, так охарактеризовал вождя варваров: «Повелитель всех гуннов и правитель, единственный в мире, племён чуть ли не всей Скифии, достойный удивления по баснословной славе своей среди всех варваров».

  «Атилла, читаем в «Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона, чужим народам являлся могучим владыкой, которому они добровольно подчинялись. Таким образом, им составлен был сильный союз народностей, к которому принадлежали: остготы, гепиды, тюрингцы, герулы, ругии, хозары и др». Как свидетельствует Шора Ногмов, были среди них и адыги. Но об этом мы скажем чуть ниже.
Потерпев в 451 году поражение от римлян в битве на Каталаунских полях, Атилла через год вновь вторгся в Северную Италию, разрушил множество городов, но победу отпраздновать не успел: считается, что в первую брачную ночь дочь вождя германского племени бургундов убила его, отомстив тем самым за уничтожение своего народа. Есть и более приземленная версия, что Атилла, любитель пиршеств и возлияний, умер от аплексического удара. По преданию тело его положили в три гроба: золотой, серебряный и железный, умертвив впоследствии тех, кто участвовал в захоронении. А сам гроб был зарыт в русле реки (предположительно, Тисы), из которой перед этим была отведена вода.
    Считается, что гробница Атиллы, являющаяся одним из богатейших кладов мира, находится где-то неподалеку от современного Будапешта. Но лежит в ней лишь малая часть сокровищ гуннов, награбленных ими в походах…
    Житель Кабардино-Балкарии Хусен Гедгафов уверен, что многие из них оказались на территории нашей республики. В своем предположении он опирается на свидетельство Шоры Ногмова, писавшего в «Истории адыхейского народа»: «К этому периоду народной жизни адыгов надлежит отнести сохранившиеся в песнях известия о нашествии и сношениях с Атиллой, которого по свойству нашего языка предание именует Адилем. В одной песне имя его упомянтуо с эпитетом «бича божия», которое ему придали современники. «Тхьэм и фIыщIэкIэ дэри, дибгхэри, ди къуэхэри лэжьэншэу бэлыхьым дыкъелащ», т.е. «Господь бог помиловал нас, горы и ущелья наши; бич небесный отступил от них благополучно». С того времени народ называет Шад-гору Ошхемахо, т. е. «счастливой», потому что он, дойдя до нее, удалился от наших пределов.



    Хотя предание не оставило никаких сказаний о великом завоевателе, но можно утвердительно сказать, что адыге были им покорены и признавали над собою его власть. Песни упоминают, что они служили в его войске. «МыдэкIэ ди нарт шууфIхэр Аттил и дзэмэ фынызэдожьэ, ежьахэр щыхуримыкъукIэ дэри дыхуохьэзыр», т. е. «Отборная наша конница отправилась к Аттиле с охотой. Если же этого недостаточно, то приготовимся ехать и мы». «Жьпкъхэм я вагъуэшхуэ лыдхэр, Атилл и дзэм къахолыдыкIхэр, зэдэкIуэу задесщи блащхъуэ хахуэу ди нарт шууфIхэр», т. е. «По большим горам, как блестящие звезды, стекаются к Атилле воины наши, наносящие удары, подобные ударам грома».
Вот эти самые воины, вернувшиеся после смерти Атиллы на Кавказ, и привезли с собой невиданной красоты трофеи. Но только куда они потом делись?
    Хусен Гедгафов рассказывал нам, что начале прошлого века в его родном Атажукино (до недавнего времени селение Кызбурун Первый) сосед задумал вырыть яму для туалета. Прокопав с метр, наткнулся на каменную плиту. С трудом приподняв ее, увидел вход в подземную комнату. Было в ней множество разных вещей, самые простые из которых – кувшины и пиалы сосед раздал женщинам, а остальные собравшимся у провала так и не показал; куда они делись и куда их вывезли, мать Хусена, от которой Гедгафов услышал эту историю, не знала. Говорила только, что старики связывали тот клад с Адилем, прозванном народом «бич Божий», когда-то побывавшим в этих местах, и его воинами, которые вернулись домой после гибели Атиллы.
    Историю эту Хусен впоследствии пересказывал неоднократно и вот во что она не так давно вылилась. Кто-то из слушателей, вынесший из этого хабара лишь имя Атиллы, соотнес найденные на пригорке артефакты с захоронением вождя варваров. Судя по всему, поделился своей тайной с кем-то из еще более «сведущих» в археологии людей. Те отреагировали молниеносно. За очень ограниченный срок на вершине пригорка вырос немалый шурф. Причем, работали «черные копатели» по ночам, ведь место это на виду у сельчан.
Но клад Атиллы они так и не нашли. Но ведь где-то он есть и, без сомнения, когда-нибудь станет доступен людям.

                                                                                                                                                                                                        Продолжение следует

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments