Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ: 50 ТАЙН, необъяснимых и мистических

  12. КАТОЛИЧЕСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ХАБАЗЕ

     Гигантский крест, вырубленный из цельной скалы, каменные надгробные кресты, захоронения монахов – все это позволяет предполагать, что в районе селения Хабаз в XII – XIII веках находился монастырь – духовный центр по распространению католичества…

  «Согласно францисканским источникам, к началу XIV-ого столетия в горах Северного Кавказа действовали два католических монастыря, построенных в восточном стиле. Булла римского папы Бонифация IX (1389–1404) упоминает действующую католическую кафедру в Маджаре. В начале XV века на Северном Кавказе побывал немецкий дворянин Иоганн Шильтбергер, что нашло отражение в его записках. По пути из Дербента в Татарию Шильтбергер посетил «гористую страну Джулат, населенную большим количеством христиан, которые там имеют епископство».



    Есть предположение, что у селения Хабаз находилась римско-католическая миссия. Доказательством на нынешний день является только устная традиция, но она достаточно убедительна и опирается на реальные предания, передаваемые из поколения в поколение. И сегодня вам покажут место, где некогда располагался монастырь (ныне здесь возведена мечеть), расскажут, как при строительстве последней обнаружили средневековый водопровод, нашли немалое количество обломков каменных крестов. Жители называют это место «килиса» (Kilise) – то есть, церковь. Слово это происходит от греческого «эклессия» – церковь.

  Коль есть миссионерская обитель, которая существовала продолжительное время, должно быть и христианское кладбище – оно действительно поблизости, за селением, под нависающей с правой стороны дороги скалой. Могилы (их немало) грунтовые. Вскрытые же черными копателями свидетельствуют, что монахов хоронили по католическому обряду: в гробах, голова умершего обращена на запад, а ноги на восток. Кресты, которые водружали над могильным холмиком – над головой усопшего, понятное дело не сохранились. Они выкорчеваны и уничтожены. Судя по всему, пытались уничтожить и главную святыню этих мест – расположенный выше кладбища, за селением, колоссальный каменный крест. Внушительного вида скала выпирает из гребня, ее три стороны (длиной чуть более трех метров) представляют равноконечный крест. Левая сторона сохранилась практически в первоначальном виде, верхняя – частично повреждена: осыпалась; правая сторона представляет заостренный обрубок, отпавшие части которого лежат на склоне..


    Если смотреть с высоты близлежащей вершины, лежащей не над крестом, а как бы сбоку от него, это не так заметно: перспектива смазывает размеры каменного артефакта. Но если взглянуть сверху, то взору открывается величественное зрелище. Ведь даже сейчас, спустя более как минимум шесть столетий после проведения здесь гигантских каменотесных работ, крест сохранил свою первоначальную форму.
К кресту от подножия горы ведет четко просматриваемая сверху дорога – она как винтовая лестница огибает его и подводит к самому основанию святыни – удлиненному за счет лежащего под ним пригорка. Более того, с левой стороны креста имеются выбитые в каменном основании ступеньки, также позволяющие подняться на него – скорее всего, они предназначались для священника. Здесь однозначно проводились богослужения – приобщение местных жителей к таинствам христанства.
    Внешняя поверхность креста тщательно обработана – она выровнена, но при этом верхняя часть выше нижней и создается впечатление, что она как бы зовет к полету, вознесению. Это еще больше подчеркивает многометровый обрыв, открывающийся перед теми, кто рискует подойти к краю креста. Но вот что удивительно: чувство опасности как таковой в этом месте отсутствует; наоборот – ощущаешь какое-то внутреннее спокойствие, умиротворение, желание задержаться, побыть наедине. Невольно вспоминанешь, какой внутренней силой обладают подобного рода пространства, связанные с религиозным почитанием, их так и называют – намоленное место.
Можно ли данный крест интерпретировать как византийский? Использовали ли его впоследствии католики? Какова хотя бы примерная датировка происходившего здесь? На эти вопросы никто еще не попытался ответить. По большому счету в Кабардино-Балкарии с научной точки зрения более-менее известно лишь о 30 туфовых крестах, найденных в 1977 году у селения Жанхотеко. Археолог И. М. Чеченов отмечает их примечательную особенность – у большинства крестов концы заметно расширяются к краям, отчего, как он пишет, «данную группу находок скорее всего следует включить в круг так называемых «мальтийских». Напомним, мальтийский крест – восьмиконечный крест, использовавшийся рыцарским орденом госпитальеров (иоаннитов – членов католического духовно-рыцарского ордена св. Иоанна Иерусалимского, основанного в XII веке в Палестине).
Итак, позволим сделать некоторые обобщения и выводы, в чем нам поможет статья П. Кузьминова и Ю. Храмцовой «Становление и развитие христианства в Кабардино-Балкарии в эпоху средневековья и нового времени».
Период католической христианизации на Северо-Западном и Центральном Кавказе составляет чуть более двух веков – где-то с 1260 года по 1470 год. Известный ученый Самир Хотко, автор статьи «Генуэзцы в Черкесии», еще более конкретен: 1266–1475, исходя в своей датировке от основания Каффы генуэзцами и ее взятия османской армией.
В середине XI века Генуя стала самостоятельным городом-коммуной; Генуэзская республика была независимым государством в Лигурии, на северо-западном побережье Апеннинского полуострова. Генуэзцы создают в эти годы в Крыму и на Северном Кавказе свои колонии, фактории, поселения, многие из которых становятся своего рода духовными центрами по распространению католичества. Учреждаются церкви, монастыри, епископские кафедры: в 1333 году – миссионерский учебный монастырь в Каффе, в 1439 году – две епископские и одна архиепископская кафедры, целью которых было приобщить к католичеству адыгов.
Вероятно, что монастырь в районе селения Хабаз также из их числа.

                                                                                                                                                                                                   Продолжение следует

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments