Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ: 50 ТАЙН, невероятных и мистических

  11. 3000 КРЕСТОВ НА ГОРЕ КАЛЕЖ

    Земля эта буквально нашпигована христианскими крестами – их здесь, лежащих практически на поверхности, были найдены тысячи. Складывается ощущение, что люди или приносили их сюда специально, или сбрасывали принудительно…

  На горе Калеж, что по правую сторону реки Малка, в пятистах метрах от въезда в селение Каменномостское, только за один год на площади в несколько квадратных километров черными копателями было найдено более трех тысяч (!) христианских крестов. Самых разных: из железа, бронзы, серебра; в том числе уникальнейшие: ампулы, кресты-подвески в круге, кресты с двойным изображением святых на концах, подвески с пунсонным изображением креста и т. д.



    Причем, находились они не в глубине, а практически на поверхности. Порой создавалось впечатление, что, с одной стороны, кресты просто-напросто побросали на землю, втоптав в мягкую почву конскими копытами, а с другой – люди сами срывали их с себя в предверии какой-то грядущей опасности, грозящей христианам неминуемой смертью. О последнем говорит тот факт, что множество крестов – самых разных: от крошечных до огромных: нагрудных и нательных – лежали вместе, чуть прикрытые землей или непосредственно под камнями.

   Известный ученый Владимир Александрович Кузнецов в своей работе «Христианство на Северном Кавказе до XV века» допускает, что легендарная «епископия Ахохия занимала равнину предгорной Большой Кабарды и на ее территории располагались могильники Каменномостский и Жанхотеко. Где находился ее центр и главный храм – мы не знаем, но то, что она в XIV в. существовала и была подчинена аланскому митрополиту, вполне достоверно».
    Это предположение подтверждает и то, что поблизости от горы Калеж – чуть выше, над карстовыми озерами, есть место, кабардинское название которого звучит как «папасова земля» – т.е. место, где жил священник. На вершине отвесного кургана, подъем на который достаточно затруднителен, видны развалины жилища. Остатки фундамента позволяют сделать вывод, что оно состояло из нескольких комнат и предназначалось для проживания епископа.


    Сразу приходит на память описание «папасового жилья» в Верхнем Чегеме, сделанное В. Миллером и М. Ковалевским в их работе «В горских обществах Кабарды»: «К одному естественному гроту саженей в 5 вышины с правой стороны была прилеплена какая-то постройка в виде каменного домика, которого заднюю стену образовала одна сторона грота. Это место до сих пор зовется папасовым жильем (т. е. поповым). Недалеко от него другой, меньший грот, по-видимому, был утилизован как часовня. В нем виден каменный уступ, на котором когда-нибудь стояла икона; к уступу ведут с правой стороны несколько высеченных в камне ступеней. Еще ниже близ реки виднеются могильные камни с изображениями крестов. Стороны гротов, входившие внутрь часовни и папасова жилья, до сих пор носят следы штукатурки. Ходит предание, что в одной из пещер когда-то была найдена груда старинных книг, писанных на пергаменте. Но подобное же предание нам случалось слышать и в других местах».
    Армавирский ученый С. Н. Малахов, ознакомившийся с калежскими находками, считает: «Большая часть – кресты-тельники, равноконечные, с тремя лепестками (трифолиями) на концах с петлей для шнура (гайтана), в центре средокрестия часто присутствует выпуклый круг. Встречаются тельники и в виде равноконечного «мальтийского» креста с еще одним – прочерченным внутри. Наружная поверхность креста-мощевика имеет бортик, а углубленная крестообразная плоскость предназначалась, вероятно, для растительного орнамента или под эмалевую заливку. Ряд крестов, видимо, в подражание энколпионам, имеет изображения Богородицы с Младенцем или Распятие, концы таких крестов, как правило, украшены медальонами с евангелистами, но их изображения довольно схематичны и и нечетки, что говорит об использовании старых форм для литья или изготовлении таких форм с оригиналов кустарным способом.
    Ряд крестов с изображением Богородицы с младенцем имеет более удлиненную нижнюю лопасть, а на концах крестов в восьмеркообразных овалах дается изображение евагелистов или святых. Такие кресты до недавнего времени встречались довольно редко и по археологическому контексту, во многом условному, могли относиться к XII-XIV вв.
    Точная хронология византийских, а тем более кавказских крестов не разработана. Если бы археологический комплес близ селения Каменномостское не был разграблен, а исследован по всем правилам науки, то мы могли бы иметь эталонный памятник, на основе которого, можно было бы более точно выстроить хронологическую шкалу истории массового распространения христианства на Северном Кавказе, уточнить историю металлообработки , культурных и торговых связей с Закавказьем, Византией и Русью, расширить представления об особенностях смены языческой религиозной парадигмы монотеистической христианской.
Находки такого большого количества крестов в одном месте, крестов разнообразных по типу и иконографии изображений на них, в основной массе хорошо сохранившихся, вперемешку с бляшками для украшения ремней и одежды, подвесками, обломком зеркала, залегание предметов на небольшой глубине – всё это может свидетельствовать об одном: здесь, вероятно, был культовый комплекс, «святое место». Возможно, вначале это было языческое святилище, на котором появилась церковь, в которую христианизированное местное население приносило свои вотивные подношения – кресты и прочие предметы . По каким-то причинам: война, эпидемия, бегство из родных мест – население отсюда ушло и долгое время эта территория была безлюдной».
    Если о времени бытования комплекса (X-XII века) можно говорить с определенной долей уверенности, то вопрос по причине какого события столь огромное количество крестов оказалось сосредоточено на сравнительно небольшой территории остается тайной.

                                                                                                                                                                                                        Продолжение следует

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments