Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ: 50 ТАЙН, невероятных и мистических

  10. ПЕРВЫЕ ХРИСТИАНЕ

    Присутствующие при вскрытии могилы, обнаруженной в селении Былым, были поражены: представшие перед ними люди были как живые, их не коснулось тление. Кем они были, первые христиане, почему похоронены все вместе…

  В работе знаменитого этнографа Всеволода Федоровича Миллера (1848–1913) «Терская область. Археологические экскурсии» (1888) читаем: «Из вещественных следов древнего христианства близ аула Озорукова следует отметить развалины небольшой часовни Божьей Матери (Байрэм), на расстоянии 1 ½ версты от Баксана, на левой стороне речки Гестенты».
    У путешественника В. Я. Тепцова, автора работы «По истокам Кубани и Терека» (1892), находим более широкое описание этой же часовни и в целом христианского поселения: «Расположены выселки (хутор Атажукова и поселок Озроков – авт.) на развалинах старинных христианских поселений, первый – на левом берегу Баксана у подошвы хребта Алмалы-кая, второй – на правом берегу у подошвы хребта Лха. …На правом высоком берегу Кесанты, вблизи Озрокова, оставлено былым населением древнее кладбище. На левом берегу развалины церкви и тоже могилы вокруг нее... Лучшим же доказательством тому, что данное кладбище христианское, служат предметы, найденные в могилах.



    Священнослужители и в древности погребались вблизи церкви. Один из озроковцев показал нам, по-видимому, бронзовые гвоздики, шляпки которых имели изображение или креста, или круга. Предметы эти, прекрасно сохранившиеся, найдены им в склепе около развалин церкви. Гвоздики очень мелки и, по всей вероятности, служили украшением священнической ризы».

  Спустя три десятилетия после описываемых событий, в 1928 году, в годы советской власти, рядом с древней церковью было обнаружено удивительное захоронение. Было оно двухуровневое: вверху находились тела трех мужчин, а внизу – десяти женщин, среди которых несколько девочек. Мы не ошибаемся, употребляя слово тела, а не костяки, так как мумии прекрасно сохранились: когда открыли могилу, многим из присутствующих показалось, что в ней живые люди, но под воздействием свежего воздуха мумии стали разлагаться прямо на глазах.
     Сохранилась на умерших и одежда: риза, расшитая золотом и серебром, украшенная жемчугом, на одном (будем считать, что это был епископ); шелковое одеяние на втором (возможно, священник), кружево на третьем (вероятно, дьякон). У первого был нательный янтарный крест, а у остальных серебряные кресты. Женщины, находившиеся, как уже было сказано, в нижнем погребении, были одеты в белые рубашки – те из них, что возрастом постарше (монахини?), – в шерстяные, а девочки (послушницы?) – в льняные; у всех кресты – в основном медные... На воздухе ткань стала быстро темнеть и распадаться на отдельные кусочки.
     Были в могиле и драгоценности, в частности, золотые и медные монеты. Одна из них с четырехугольным вырезом (возможно китайская) была привязана к руке девочки. Кроме того, рядом с телами лежали две священные книги (вероятно, Библия и Евангелие) – хорошо сохранившиеся листы в кожаных переплетах.



     Почему люди столь разного возраста оказались в одной могиле, тем более, что среди них были священнослужители разных рангов? Вероятно, к смерти привели какие-то чрезвычайные обстоятельства, возможно, чума, которая в те времена не оставляла шансов тем, кто ее заражался.
    …Дальше произошло то, что и должно было произойти: председатель сельсовета, активный поборник новой власти и ярый атеист, узнав о находке, забрал кресты и монеты, а священные книги велел сжечь; само же захоронение закидать камнями.
Старики, присутствующие при этом, стали говорить, что подобным поступком будет совершен великий грех, так как ранее балкарцы были христианами и Бог накажет за такое святотатство; что за тринадцать умерших, чей покой был потревожен, Бог отвернется от всего балкарского народа.
    Но их никто не послушал. Разорвали книги на листы и попытались разжечь костер. Но листы горели плохо. Поэтому принесли две лампы, из которых слили дефицитнейший в то время керосин…
Вновь вернемся к труду В. Я. Тепцова. Вот что он пишет о кладбище, расположенном рядом с развалинами церкви: «По берегу Кесанты нам встречались настоящие пещерные могилы, высеченные в скалах Лха. Отваленные хищниками плиты открывали склеп со множеством костей и черепов покойников, но не в саванах, а в одеждах с украшениями. На костях мы нашли остатки шелковых тканей довольно тонкой работы».
Как видим, покойников, в одежде из шелковых тканей тончайшей работы, украшения с риз священников здесь находили и ранее, причем неоднократно.
    Кем же были захороненные в окрестностях Былыма? Вот что предполагает тот же В. Я. Тепцов: «Христиане, обитавшие в долине Баксана, во всяком случае не были кочевниками; об оседлости их достаточно свидетельствуют и развалины церквей, и сами кладбища. Они были народом культурным, что видно из остатков в могилах, занимались хлебопашеством и проводили оросительные каналы с большим искусством. Остатки таких каналов особенно хорошо сохранились, по словам нашего собеседника-землемера, на предгорьях хребта Алмалы-кая, около хутора Атажукова. На предгорьях же Лха землемер показал нам множество площадок правильной десятинной формы – места бывших пашен, по его и нашему мнению, пашни эти орошались каналами, проведенными на довольно значительную высоту. Теперь же все здесь под пастбищами. Нынешние обитатели долины Баксана пока еще только пастухи, имеющие весьма смутное представление о хлебе и считающие его излишней роскошью».
   Мы же в свою очередь предположим, что в Баксанском ущелье, в районе поселения Былым в середине XIV века располагалась христианская миссия, входящая в состав новообразованных епископий (Ахохии или Кавкасии), выделившихся из Аланской митрополии Константинопольского патриархата.

                                                                                                                                                                                                         Продолжение следует

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments