Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ: 50 ТАЙН, невероятных и мистических

  9. СВЯТОЙ, ДАРУЮЩИЙ ПОТОМСТВО.

    Сегодня от этой церкви, одной из многих в районе селения Верхний Чегем, остался только подвальный склеп. Но местные жители помнят, какой популярностью церковь эта пользовалась у женщин, обращавшихся с молитвой к святому, изображенному на одной из ее стен…

  Эль-Тюбю, или Верхний Чегем – это место, где христианство на нынешней территории Кабардино-Балкарии чувствовало себя наиболее комфортно. Количество церквей, действовавших здесь в средние века, поражает. Вот что писал советский кавказовед Леонид Лавров: «В районе Верхнего Чегема существовали небольшие церкви. Кроме них, в пещере, на левом берегу реки Джилги, находился склад богослужебных книг и других церковных предметов. К пещере вела высеченная в скале лестница, остатки которой до сих пор видны.


 

    Надо думать, что использование пещеры для хранения книг относилось к более позднему времени, чем постройка церквей около селения Верхний Чегем. Перенос «священных» предметов из церквей в пещеру, по всей вероятности, произошел тогда, когда, в силу сложившейся политической обстановки, построенные до этого церкви оказались перед возможностью разграбления».

 

В Верхнем Чегеме имелось как минимум пять церковных сооружений (разница между церковью и храмом заключается в наличии в последнем алтаря). Три из них – на реке Джылги-су, одна – напротив селения; и еще одна – в самом селении (с изображением барана).
Но, как оказалось, при въезде в селение имеются развалины еще одной церкви, под которой практически в первоначальном виде сохранился сводчатый подвал. Церковь эта была особой. На одной из двух сохранившихся ее стен имелось изображение святого по пояс с четко просматривающимся деторождающим органом (фаллосом). Те из жительниц, которые в силу каких-то причин не имели детей, должны были из своего дома на коленях ползти сюда и молиться о прибавлении потомства. По словам местных жителей, случаев, когда после подобного посещения церкви женщины беременели, было великое множество.
     Над входом в подвал располагался балкон с железными перилами. По бокам от него – два небольших световых проема, напоминающих бойницы. Имелись двери, войдя в которые надо было повернуться на запад, где и имелось изображение святого желто-коричневого цвета.
О самом подвале известно вот что. Где-то в 1910-1914-м годах из него достали множество костяков (называется цифра 450), разложили их наверху, подсчитали. а потом покидали вниз.
    Тогда получается, это был не подвал, а каменный склеп, в котором хоронили покойников. Но сразу возникает вопрос: как такое огромное количество костяков могло поместиться на сравнительно небольшой площади – если судить по размерам ранее описанных церквей, вряд ли та, в которой женщины молились о потомстве, была больше. Если только допустить, что хоронили под церквью на протяжении нескольких столетий.
    Развалины церкви сохранились и сегодня. В одном из огородов на окраине селения нам показывают кусок мощной (около метра толщиной) боковой стены, сложенной из необработанных камней. Прямо под ней отверстие – вход в подвал.




    Пролезаю внутрь и оказываюсь в небольшом помещении, посредине которого можно стоять в полный рост. Мощные стены оштукатурены. Свод арочного типа; в центре, где сходится, около двух метров высотой; камни обработанные. Размеры подвала: немногим более трех метров в длину и около 2.40 в ширину. Пол земляной, но видно по всему – насыпной и глубина склепа была раньше куда большей. Правда, как здесь могли поместиться 450 костяков неясно. Останки людей, вероятно, были найдены на самом деле, но со временем хабары многократно увеличили их количество, в конце концов, остановившись на конкретной цифре.
    Впрочем, если очистить подвал от земли и камней, можно получить более четкий ответ, но вот вопрос, что именно он позволит нам уточнить и как прояснит, кто обрел в склепе последнее пристанище.
    Вернемся к самой Верхне-Чегемской церкви, вернее к изображению некоего святого с фаллосом. Возможно ли это? Не путают ли чего эльтюбинские аксакалы?
    Еще британский ученый Джеймс Джордж Фрэзер (1854-1941), автор знаменитой работы «Золотая ветвь: Исследование магии и религии», высказал мнение, что в любой религии так или иначе присутствуют культ фаллоса и фаллические символы. Библия наполнена упоминаниями о каменных фетишах, впоследствии вытесненных и искорененных иудаизмом, христианством и исламом.
    Маргарет Мюррей, автор исследования «Культ ведьм в Западной Европе», убежден, что женщины, которых называли «ведьмами», являлись сторонниками дохристианской религии плодовитости. Майкл Харрисон, автор книги «Корни колдовства», пришел к выводу, что раннее христианство не отрицало фаллический культ. Согласно ему получается, что еще до начала XV века фаллос в той или иной мере присутствовал в церкви.
    В Верхнем Чегеме, где, как известно, располагалась Кавказская епископия, так называемое «фаллическое христанство» сохранилось значительно дольше. Но кем был тот святой, к изображению которого на стене церкви женщины должны были ползти на коленях, веря, что их мечта о потомстве исполнится? Ответа нет. Впрочем, столь ли это важно? Главное ведь, что женщины верили, и вера эта помогала им обрести детей.
    Культ этот давно отошел в прошлое, но воспоминания о нем, передаваемые из поколения, живут в памяти старожилов.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments