Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

Кабардино-Балкария: 50 тайн, невероятных и мистических

 3. ХРАНИТЕЛИ ВЕКОВ

     История, произошедшая в окрестностях селения Хабас: сокровища в подземном склепе, люди, его охраняющие, и таинственный голос. Сельчанин послушался его и лишь перед смертью поведал о таинственной находке…

  То, о чем будет рассказано ниже, настолько созвучно с историей о чегемских мумиях, что невольно подумалось: рассказанное нами когда-то к нам же и вернулось. Уж очень много деталей совпало.
…Случилось так, что житель селения Хабаз. старик-балкарец, провалился в проделанную барсуком большую нору. Он спустился в нее, прополз несколько метров по достаточно узкому лазу и очутился в просторном помещении. В нем он увидел большой медный котел, сидящих по обе стороны от него двух человек, еще одного человека, то есть мумию, чуть поодаль (также в сидящем положении, с раскрытой книгой в руках).




    Еще в пещере, которая показалась ему созданной человеческими руками (столь гладкими были ее стены), он увидел множество других книг. Когда же он взял в руки одну из них, странный голос, доносящийся неизвестно откуда, сказал ему: «Ничего не бери, иначе будет беда».
Старик ничего не взял, вылез через нору наружу и пришел домой с мыслью на следующий день вернуться к пещере с мешками. Но утром его остановила жена. Она рассказала ему приснившейся ей сон: про пещеру и где она расположена, про людей, находившихся в ней, про котел и книги. А самое главное: про то, что случится после того, как будет нарушен покой мертвых – похитители будут наказаны смертью.

Под впечатлением от сказанного женой, старик вернулся обратно, завалил нору находившимся поблизости камнем и никому никогда не говорил о том, чему свидетелем он стал. И лишь перед смертью поведал одному из родственников эту странную и невероятную историю. Рассказал, где находится пещера, дал ориентиры. Основной: барсучья тропа, идущая от вершины горы к реке, и возвращающаяся к тому же месту, но уже понизу, а дальше наискосок (спуск настолько отвесен, что по нему подняться затруднительно).
И прошло немало лет, пока этот хабар не дошел до наших ушей.
    Поведанному мы не поверили по причине названной выше: совпадение с рассказанным когда-то было столь велико, что свидетельствовало лишь об одном: наше творчество стало народным, превратившись в фольклорный сказ. Это льстило, но и только.
Одним словом, получалось, что мы стали свидетелями своеобразной трансформации: от реального – к нереальному, но возможному. Правда, было и несколько смущающих моментов. Рассказывал конкретный человек, указывались конкретные ориентиры и самое главное, от всего поведанного никто ничего не выигрывал. Как в материальном плане, так и в моральном.
    Селение Хабаз расположено в Зольском районе. Нашим проводником стал Исуф, тот самый, что слышал от старика историю о пещере в верховьях Хабаза. Спустя несколько часов оказались на месте. Удивительно, но столь ненадежный ориентир, как тропа, проделанная барсуком, был найден нами практически сразу. Она действительно спускается с вершины горы к ее подножию, где протекает река, далее уходит вправо и затем поднимается снова вверх.




    Чтобы понять, где искать дальше, надо перебраться на другую сторону, а это не так легко, вернее, не так быстро. Куда проще добраться к интересующему нас объекту с другой стороны, но для этого надо объехать гору, а это километров пятьдесят, не меньше.
    Было желание проделать эти километры прямо сейчас, но тут воспротивилась погода. Туман полз снизу, медленно поднимаясь и скрывая в белесом мареве все окружающее. Вот он добрался и до нас, скрыв машину, находящуюся в каких-то пяти-семи метрах. Невольно подумалось: может туман – это тоже своего рода предупреждение? Нам…
Резко похолодало, колко заморосило и стало ясно: сегодня никак не удасться попасть к началу барсучьей тропы.
…Это получилось через неделю, но выйдя на барсучью тропу и с немалыми усилиями поднявшись по ней до самого верха горы, мы не нашли место, где мог находиться лаз. Правда, тропа заканчивалась осыпью, причем довольно внушительной и что под ней так и осталось не выясненным.
Итак, какие выводы можно сделать из хабазской истории, имеющей столь много общего с верхнечегемской. Прямое действующее лицо в ней одно – житель селения, умерший несколько лет назад. Он нашел катакомбу, побывал в ней и увидел:
1. Трех сидящих человек. Это были именно люди, а не мумии, со всеми присущими живым организмам признаками: плотью, а не высохшим телом; лицами, волосами. И, что не менее важно, одетые. Люди, выглядевшие внешне как сам житель Хабаза, но только не проявлявшие признаков жизни.
2. Посредине комнаты стоял большой котел. Что в нем – нам неизвестно. Но, судя по всему, что-то было, так как аналогичный предмет в верхнечегемской «ямине» (таз) был заполнен различными вещами, сделанными из драгоценных металлов.
3. Книги, много книг, лежащих около одной из стенок.
Вот и все, о чем мы можем говорить с определенной долей уверенности. И еще о голосе, который предупредил гостя о грядущих проблемах, если он заберет с собой вещи. Предупредил не только его самого, но и супругу, благодаря которой возможное святотатство и не состоялось.
Зная все это, самое время вернуться к чегемской истории и проанализировать сопутствующие ей архивные документы. А именно «Репорт в святейший правительственный синод от генерал-майора и кизлярского каменданта Патапова», хранящийся в АВПР, ф. Осетинские дела, оп. 128/11, д. 1, лл. 1015–1018.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments