Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

ПРОЩАЙ, НАЛЬЧИКСКАЯ РИВЬЕРА

  Сегодня начался снос гостиницы "Нальчик". Говорят, она отжила свое; говорят, ее нельзя реставрировать, а можно только снести; говорят, фасад гостиницы будет восстановлене в ее первоначальном виде. Много, что говорят, но видя происходящее сердце кровью обливается - еще один исторический объект города уходит в небытие. Именно в не бытие. Ведь тот, что построят, не сохранит ауру этого места, в котором, начиная с 1931 года, жили сотни выдающихся людей. Сотни, чьи имена вписаны в историю культуры мира и страны...


  Возведенная по проекту Л. М. Тимониной, она долгое время была одним из самых красивейших зданий города. Вот что о ней писал немецкий писатель Бальдер Ольден: «Потом я увидел гостиницу, белую, точно из мрамора, перед огромным парком, гостиницу на 80–100 номеров, с большим обеденным залом. Скатерти были белы, поблескивало стекло, а за нарядно накрытыми столами сидели серьезно и празднично, в горских одеждах, перепоясанные кинжалами, седобородые старейшины сел этой страны, съехавшиеся из далеких ущелий, чтобы обсудить очередные дела».

  А вот каким Ольден увидел город в начале тридцатых годов: Нальчик, «в мерцании луны и многочисленных электрических фонарей» напоминал «очаровательнейшие и изысканнейшие курорты Ривьеры или Южной Италии»; что, гуляя ночью «по громадному парку между серебряных голубых елей, благоуханных кустов и клумб, разделанных с большим искусством», мы со спутниками теряли чувство реальности, вновь и вновь ощущая себя «на каком-нибудь изысканнейшем курорте Европы».
    Ежегодно (с конца апреля, если он выдавался теплым, а чаще с мая) на террасах, венчающих фасад гостиницы и чем-то напоминающих капитанские рубки, выставлялись столики. Посетители ресторана (он назывался «Крыша») сидели часами на свежем воздухе, играл оркестр, танцевали пары. Звуки волшебной музыки, разносимые порывами легкого теплого ветерка, были слышны в самых отдаленных уголках города.



     До сих пор в памяти одного из авторов этих строк жива картина, как, стоя под невесомыми арочными перекрытиями, опираясь на белоснежную балюстраду, смотрят на родной город родители – оба во всем белом (отец в полотняных брюках, мать в платье из парашютного шелка), нарядные и совсем молодые… А сам трехлетний мальчик ни в какую не соглашается подойти к этим столь непрочным на его взгляд столбикам, за которыми скрывается ночная бездна. Он жмется поближе к столику, где рядом с фужерами соседствует шахматная доска, и над очередным ходом задумался «коренастый, плотный мужчина с большими карими глазами и черной шапкой волос». Это был знаменитый кабардинский поэт Бетал Куашев…

  …Как-то в мае, много-много лет спустя, нам удалось вновь побывать на одной из террас гостиницы «Нальчик». Летний ресторан уже давным-давно прекратил свое существование, столики убрали, на площадке, с облупившимися колоннами, было одиноко и неуютно… Но стоило только подойти к балюстраде, как вновь зазвучал оркестр, играющий волшебную музыку невозвратного прошлого – там, вдалеке, за Домом Советов, белой кипенью раскинулись цветущие фруктовые сады: пышные кроны яблоневых и сливовых деревьев, усыпанные лепестковой вязью, являли собой единое мозаичное панно – нежно-белое, с иссиня-черными земляными крапинками. Каштаны, разбежавшиеся по ближайшим от гостиницы улицам во все стороны, освещали город своими пирамидальными свечами.
Проща, нальчикская Ривьера - гостиница "Нальчик". Твой облик и ауру твою я сохраню в сердце...

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments