Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

ЛИЦО НАЛЬЧИКА

    Если коренным нальчанам, особенно среднего, а тем более пожилого возраста задать вопрос, какие здания, на их взгляд, определяют облик города, то высказанное мнение будет практически единодушным: прежде всего гостиница «Нальчик» и носящая такое же название турбаза, вот уже более 80 лет стоящие по вертикали напротив друг друга. В этом же ряду обязательно будет названо здание областного совета профсоюзов (ныне «Федерация профсоюзов КБР»), а также находящее рядом с ним здание Парламента республики…
    Данные объекты стали в нашем городе воплощением так называемой сталинской архитектуры, в которой монументальный стиль был поставлен на службу тоталитарной идеологии. Ее незыблемость подчеркивали не только величественные сами по себе здания, но и обязательные колонны, фронтоны, капители, самые разнообразные лепные украшения.




    Сталинский ампир явился символом времени, воплотив в себе архитектуру тридцатых начала пятидесятых годов. Но мало кто знает, что создателем вышеназванных зданий, впрочем, как и целого ряда других является нальчикский архитектор Людмила Михайловна Тимонина (1902-1973).
    На ряде информационных ресурсов она названа единоличным разработчиком уже упоминаемой гостиницы «Нальчик», что не совсем верно: гостиница была построена в 1931 году, а Людмила Михайловна приехала в Нальчик год спустя. Но восстановлена разрушенная немцами гостиница была при ее непосредственном участии. Вернее будет сказать реконструирована и введена в строй в 1950 году, претерпев незначительные изменения в своем внешнем облике.


    В других источниках авторами названы сестры Тимонины, что тоже требует пояснения: Любовь Михайловна оказалась в Нальчике значительно позже – в начале сороковых годов и в проектировании той же турбазы «Нальчик», возведенной в 1938 году, никак не могла участвовать, но вот в других объектах, в частности, здания театра имени Али Шогенцукова, ее творческий вклад весом и заметен.
…Людмила и Любовь были не единственными дочерьми курского мещанина Михаила Мироновича Тимонина и кубанской казачки Агриппины Филипповны Зориной. Имелось у них еще пять сестер: Людмила была третьей, а Любовь – последней. Ох и поездила семья Тимониных по свету в поисках счастья: отец, закончивший экстерном (то есть, заочно) Петровско-Разумовскую (Тимирязевскую) академию агрономом оказался одаренным, а посему востребованным. Возделывал виноградники в Грузии; полученный опыт применил на Ставрополье – в знаменитости прасковейских вин немалая заслуга губернского агронома М. М. Тимонина.
Детей Михаил Миронович воспитывал в строгости, послушании, в то же время неустанно поощряя в них стремление к знаниям. Не случайно шесть его дочек (кроме старшей) получили высшее образование.
Людмила в 17 лет окончила гимназию в Ставрополе (советские нововведения к 1919 году еще не коснулись образования и царские гимназии доживали последние дни). А вот высшее образование она получала уже в советском вузе – Донском политехническом институте, как стал именоваться открытый в 1907 году в Новочеркасске Алексеевский донской политехнический институт. Получив после его окончания специальность инженера-строителя, устроилась в одну из проектных мастерских Ростова-на-Дону; одновременно преподавала в Ростовском строительном техникуме. Вышла замуж, но брак оказался непрочным, и в 1932 году с годовалой малышкой (дочерью Ириной) на руках Людмила Тимонина осталась практически без ничего: в ее отсутствие все вещи из съемной квартиры вывезли воры.




    Что делать, куда деваться, как жить? Тут надо напомнить, что в то время слава о Кабардино-Балкарии, где люди не знают проблем с питанием (в 1932-1933 годах в СССР случился массовый голод, жертвами которого стали миллионы человек) летела по всей стране и тысячи людей, спасаясь от смерти, поехали на Кавказ. Решение пришло мгновенно. Так в 1933 году она оказалась в Нальчике. Устроилась на работу в архитектурно-планировочную мастерскую Наркомата коммунального хозяйства области. Буквально в двух шагах от места работы сняла комнату, а в начале сороковых годов все на той же Степной в бараках, что располагались на территории нынешнего полиграфкомбината, получила и свой угол. К этому времени вышла замуж: супруг Александр Бибиков был техником-строителем.
    В начале войны в Нальчик переехала Люба, сестра Людмилы, также по профессии архитектор. Приехала вместе с двумя детьми и мужем. Стали работать вместе, в одной мастерской. Вскоре семейство расширилось – в Нальчик перебрался отец – Михаил Миронович и его вторая супруга – Екатерина Михайловна, бывшая генеральская дочь, окончившая Бестужевские курсы, по профессии врач-гинеколог.
    А потом пришли немцы, практически сразу создали городскую управу. Новые хозяева, считающие себя людьми чистоплотными, первым делом приказали восстановить городскую баню, находившуюся возле Вольноаульского моста и пострадавшую от бомбежек. Только что избранный бургомистр вызвал Людмилу Тимонину, чей строительный талант был широко известен в городе – с 1936 года женщина возглавляла архитектурную мастерскую. Отказаться не представлялось возможным, да и как можно было рассматривать эту работу как сотрудничество с врагом. Но именно так и посчитали сразу после освобождения Нальчика в январе 1943 года – и арестовывали, и допрашивали, и от работы отстраняли. И продолжалось это практически весь 1943 год. Пока, в конце концов, не убедились: не изменяла Людмила Тимонина родине, а честно и добросовестно исполняла свое дело.
Тем более, что пришло время восстанавливать разрушенное войной хозяйство: практически весь Нальчик лежал в руинах. Зодчих же, тем более профессиональных, катастрофически не хватало. Тимонину назначают главным инженером архитектурной конторы, из которой впоследствии и вырос проектный институт «Кабалкгражданпроект». При ее непосредственном участии восстанавливаются здания гостиницы «Нальчик» и турбазы «Нальчик», бывшего Наркомзема (известное нальчанам как ООН), что на улице Кабардинской, общеобразовательных школ. На улицах города появляются здания, с которыми и ассоциируется у многих облик Нальчика и о которых мы говорили в начале этого материала; возводится здание театра имени Али Шогенцуков, бывшего (на улице Лермонтова) Дома пионеров. И здесь сестры Тимонины – Людмила и Любовь работают в тесном взаимодействии; причем Люба, как более молодая, вносит в проекты старшей сестры новации, созвучные наступающему времени оттепели.
Любовь Михайловна Тимонина ушла на пенсию в 1965 году; спустя 18 лет – в 1973 году скончалась. На зданиях, возведенных ею, нет памятных табличек, говорящих об имени автора, но они по-прежнему стоят, украшая наш город. И сколько бы раз я не проходил мимо турбазы «Нальчик», не могу не наглядеться на ее стройные четкие линии, горящие от солнечных лучей ряды окон, ажурные балконы, величественные четырехугольные колонны и вознесенную над этим архитектурным шедевром шпиль-башню. Эта красота на века и не дай нам бог потерять ее.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments