Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

Герой-комсомолец и французский киногерой

    У этого памятника непростая судьба: он рождался нелегко, еще больше трудностей выпало в период его возведения, но самое главное – на восприятии данного культурного объекта отразился местечковый фактор, когда непонимание, идущее от провинциализма, рождает неприятие, а то в свою очередь пошлость как своего рода защиту от того, что выше твоего уровня понимания.
    Речь идет о памятнике, посвященном 50-летию ВЛКСМ, установленному на углу улиц Байсултанова и Мечникова. Последняя была переименована (как раз по причине возведения в ее начале означенного мемориала) в улицу имени 50-летия ВЛКСМ, а после того, как комсомол канул в лету, обретшая имя Аскерби Шортанова.
Памятник этот стал делом поистине молодежи всей республики. Деньги на его возведение сдавали школьники, перечисляли однодневный заработок молодые рабочие; в общую копилку вносили свою лепту участники студенческих строительных отрядов; проводились многочисленные субботники и воскресники. Акция развернулась широко по всей республике: вклад в нее подтверждался специально изготовленным документом – именным билетом.




    Одновременно был объявлен конкурс на лучший проект, победителем которого стал скульптор Гид Бжеумихов, которому в подготовке воплощения памятника в жизнь помогали художник Виктор Абаев, архитекторы Мухарби Каркаев и Роинд Гокадзе.
    Проект оказался необычен, более того – столь отличен от уже воплощенных в городской среде культурных объектов, что вызвал ярое отторжение у многих. Споры между разработчиками и заказчиками перешли с комсомольского уровня на партийный; более того, потребовали заключения союзной комиссии по монументальному искусству, поддержавшей новации скульптора и его коллег.


   Правда, последним при этом пришлось пожертвовать кое-какими новациями и элементами. В частности, отторжение у обывателя выразил натурализм органов обнаженного человеческого тела, вызванный его непропорциональными (по причине боязни того же самого ханженского восприятия) размерами, а впоследствии и устранении этого не обязательного (как время показало) «инструмента». Уменьшилась фигура и скорбящего в размерах – по первоначальному варианту он должен был чуть ли не в два раза выше, а посему виден со всех концов города.
    К сожалению, обыватель на этом не успокоился – с чьей-то легкой руки советский комсомолец получил в народе второе имя по ассоциации с героем французской комедийной кинотрилогии Андре Юнебеля: «Фантомас», «Фантомас разбушевался»» и «Фантомас против Скотланд-Ярда» с Жаном Маре в роли одного из главных героев. Чему это способствовало – трудно сказать, но скорее всего маска Фантомаса того же стального цвета, в какой был выкрашен памятник. Но самое главное, комедийная трилогия именно в эти годы триумфально прошла по экранам Советского Союза, после чего неуловимый Фантомас прописался буквально на всех заборах страны, стал героем анекдотов и вообще именем нарицательным.



    Памятник героям-комсомольцам был открыт в день 50-летия ВЛКСМ – 29 октября 1968 года: с торжественным маршем от площади у Дома советов, звуками музыки, боем пионерских барабанов, речами. Снятие белого покрывала сопровождалось неадекватным восприятием и соответственно неадекватной реакцией, о которых мы уже говорили выше.
Тем не менее памятник стал неординарным явлением в монументальном искусстве Кабардино-Балкарии. Он действительно впечатляет. Жесткость форм, рубленая резкость тела подчеркивает силу и волю героя – даже смертельно раненый, прижимающий руку к сердцу и тем самым как будто продлевающий его стук на какие-то мгновения, он медленно склоняется к земле. Именно склоняется, но остается не склоненным, а значит и непобежденным. Уходящая одним концом в вверх стелла за его спиной символизирует эту непокоренность; устремленность в небо, как бы являясь продолжением уже неземной жизни.
    Связать мифологическую фигуру героя с комсомолом, которому он был посвящен, авторы мемориала попытались посредством установленных с правой стороны каменных глыб с выбитыми на них орденами, коими была награждена за свою историю молодежная организация страны. Сегодня, когда память о ВЛКСМ стала делом истории, эти глыбы воспринимаются большинством зрителей чужеродным элементом непонятно зачем и с какой целью здесь установленными. Как и мозаичное панно работы Виктора Абаева, размещенное на обратной стороны треугольной стеллы и призванное усилить впечатление от подвига комсомольца и еще раз подчеркнуть победу жизни над смертью, памяти над беспамятством.
    Время внесло свои коррективы и в надписи на стелле. Если в год открытия она, согласно реалиям времени, утверждала «Пусть общим памятником нам будет, построенный в боях социализм», то сегодня просто напоминает «Памяти павших героев будем вечно достойны».
    Сегодня комплекс у начала Ореховой рощи со стороны улицы Байсултанова стал неотъемлемой ее частью, но как памятник – действующий, работающий, напоминающий – по большому счету потерял свое значение. В далеком прошлом остались проводимые около него митинги, факельные шествия, возложения цветов. Последние если и случаются, то совсем редко и вызваны не памятью как таковой, а отношением власти, многие представители которой долгие годы находились в верхушке комсомольской иерархии.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments