Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

От фаэтона до «трясогузки»

   К истории вокзалов в Нальчике

    Вокзал – это, как известно, пункт организации пассажирских перевозок, причем неважно каким именно транспортом – автомобильным, железнодорожным или даже, что является анахронизмом, гужевым. Но если с этих позиций рассматривать понятие вокзал, то первый такой организационный пункт перевозок находился в Нальчике на церковной площади у собора Симеона Столпника, построенного в 1826 году и спустя чуть более 100 лет, в 1928 году, разрушенного.
    Нальчик до революции был слободой, глубокой патриархальной провинцией, куда даже железная дорога пришла только в 1913 году. Поэтому все сообщение с континентальной Россией– выразимся так, что, конечно, ошибочно по сути, но верно по восприятию – осуществлялось посредством гужевого транспорта. Был он весьма разнообразный – линейки, брички, тачанки, фаэтоны. Их владельцы облюбовали местом для сбора пассажиров церковную площадку у собора, находившегося, как известно на пересечении Кабардинской и нынешней Кешокова, там, где сейчас располагается Танцевальный зал.



  
    Здесь, на площади, многие из владельцев гужевого транспорта даже ночевали, поэтому пассажир, которому надо было ехать, к примеру, до Пятигорска, мог придти на этот с позволения сказать вокзал ранним утром, чтобы (правда, если очень повезет) к вечеру добраться до находящегося в каких-то 80 километрах от Нальчика соседнего курортного городка.

   Именно отсюда, от церкви, уехала в конце июля 1917 года в Кисловодск тачанка, которая привезла в Нальчик великого певца Федора Шаляпина, о чем он сам писал своей дочери Ирине 10 августа 1917 года: «…На днях ездил верст за сто отсюда в местечко «Нальчик». Это очень красивое место – горы и степь… Степь Кабардинская и горы тоже заселяют кабардинцы (кавказское племя – мусульмане). Эти кабардинцы, узнав о моем приезде, собрались компанией и устроили мне пикник – говорили речи, жарили на огне целого барана, танцевали, пели и делали джигитовку верхом на лошадях. Все это происходило в горах, из-за которых с одной стороны открывался вид на необозримую степь, а с другой – на снеговую цепь Кавказского хребта. Зрелище поистине величественное и замечательно красивое».
Площадка у собора функционировала как вокзал и в советское время, тем более, что напротив, в доме купца Шуйского, разместились структуры новой власти во главе с Беталом Калмыковым.
Но так продолжалось недолго. Гужевой транспорт медленно, но верно отступал перед автомобильным – скоростным, нуждавшимся в специальных дорогах, позволявших преодолевать расстояния во много раз быстрее, чем с помощью одной лошадиной силы.


Базарная площадь (огромный пустырь, на котором ныне расположено здание Музыкального театра, Дома профсоюзов, Памятник Марии и сквер), от которой и начиналась грейдерная дорога на Баксан, и стала отсчетом для будущего шоссе Нальчик-Пятигорск. Активные работы по его благоустройству начались в 1936 году, а уже в следующем многие участки были даже заасфальтированы. Встал вопрос о вокзале, место для которого выбрали поблизости – рядом с базаром (ныне здесь возведена гостиница «Россия»).
Впрочем, можно ли вести в данном случае речь о вокзале? Даже на автостанцию эта стоянка – находилась она на углу улиц Базарной (Пушкина) и Почтовой (Ногмова) не могла по большому счету претендовать – отсюда ходил раз в день небольшой автобус до Пятигорска, причем до самого отъезда было неизвестно, состоится рейс или нет.
Удалось выяснить, что машина эта была модели АМО-4, выпускаемой «Автомобильным Московским обществом»; в его салон помещалось 22 человека.
1937 годом датируется начало внутригородских пассажирских перевозок. Вот что вспоминал старожил Иван Полищук: «В 1937 году в Нальчике появился небольшой 18-местный автобус. Первый маршрут «Затишье–Ямная» проходил по Почтовой–Суворова–Ямной до центра Еврейской колонки. Стоимость билета – от 15 до 45 копеек, в зависимости от того, сколько остановок проедет пассажир. Потом был введен второй маршрут от Затишья до Долинска. Полный билет стоил 1 рубль 15 копеек».
Этот автобус был марки ГАЗ-03-30 с 17 сиденьями для пассажиров, созданный на базе грузовика ГАЗ-АА и позволявший разгонять машину до 65 км/ч.
О том какие автобусные маршруты были в Нальчике сразу после войны, писал в своих воспоминаниях большой русский писатель Валентин Кузьмин – двадцатилетний юноша, только что демобилизованный по ранению и прибывший в Нальчик в январе 1946 года: «В курортное местечко Долинск от пединститута по Почтовой и Бульварной курсировал один-разъединый автобус, смешной, пузатый,– народ прозвал его «трясогузкой» за то, что кузов позади нависал без опоры на колеса, и во время езды вздрагивал, как птичий хвост. …Асфальтирована была, помнится, только Кабардинская».
В пятидесятых годах местом для автовокзала стала площадь напротив железнодорожного вокзала – автобусы отсюда ходили как по республики, так и по всему Северному Кавказу и в Закавказье. В последствии был выстроен международный вокзал на Гагарина (Идарова), находящийся здесь и ныне, а республиканские пассажирские перевозки стали осуществляться от вокзала, выстроенного за городским рынком. Но эти автовокзалы доживают свои последние дни. В скором времени будут введены в строй два современных комплекса, возводимых на въездах в Нальчик со стороны Пятигорска и Владикавказа.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments