Вокзал – это, как известно, пункт организации пассажирских перевозок, причем неважно каким именно транспортом – автомобильным, железнодорожным или даже, что является анахронизмом, гужевым. Но если с этих позиций рассматривать понятие вокзал, то первый такой организационный пункт перевозок находился в Нальчике на церковной площади у собора Симеона Столпника, построенного в 1826 году и спустя чуть более 100 лет, в 1928 году, разрушенного.
Нальчик до революции был слободой, глубокой патриархальной провинцией, куда даже железная дорога пришла только в 1913 году. Поэтому все сообщение с континентальной Россией– выразимся так, что, конечно, ошибочно по сути, но верно по восприятию – осуществлялось посредством гужевого транспорта. Был он весьма разнообразный – линейки, брички, тачанки, фаэтоны. Их владельцы облюбовали местом для сбора пассажиров церковную площадку у собора, находившегося, как известно на пересечении Кабардинской и нынешней Кешокова, там, где сейчас располагается Танцевальный зал.

Здесь, на площади, многие из владельцев гужевого транспорта даже ночевали, поэтому пассажир, которому надо было ехать, к примеру, до Пятигорска, мог придти на этот с позволения сказать вокзал ранним утром, чтобы (правда, если очень повезет) к вечеру добраться до находящегося в каких-то 80 километрах от Нальчика соседнего курортного городка.
Именно отсюда, от церкви, уехала в конце июля 1917 года в Кисловодск тачанка, которая привезла в Нальчик великого певца Федора Шаляпина, о чем он сам писал своей дочери Ирине 10 августа 1917 года: «…На днях ездил верст за сто отсюда в местечко «Нальчик». Это очень красивое место – горы и степь… Степь Кабардинская и горы тоже заселяют кабардинцы (кавказское племя – мусульмане). Эти кабардинцы, узнав о моем приезде, собрались компанией и устроили мне пикник – говорили речи, жарили на огне целого барана, танцевали, пели и делали джигитовку верхом на лошадях. Все это происходило в горах, из-за которых с одной стороны открывался вид на необозримую степь, а с другой – на снеговую цепь Кавказского хребта. Зрелище поистине величественное и замечательно красивое».
Площадка у собора функционировала как вокзал и в советское время, тем более, что напротив, в доме купца Шуйского, разместились структуры новой власти во главе с Беталом Калмыковым.
Но так продолжалось недолго. Гужевой транспорт медленно, но верно отступал перед автомобильным – скоростным, нуждавшимся в специальных дорогах, позволявших преодолевать расстояния во много раз быстрее, чем с помощью одной лошадиной силы.


Базарная площадь (огромный пустырь, на котором ныне расположено здание Музыкального театра, Дома профсоюзов, Памятник Марии и сквер), от которой и начиналась грейдерная дорога на Баксан, и стала отсчетом для будущего шоссе Нальчик-Пятигорск. Активные работы по его благоустройству начались в 1936 году, а уже в следующем многие участки были даже заасфальтированы. Встал вопрос о вокзале, место для которого выбрали поблизости – рядом с базаром (ныне здесь возведена гостиница «Россия»).
Впрочем, можно ли вести в данном случае речь о вокзале? Даже на автостанцию эта стоянка – находилась она на углу улиц Базарной (Пушкина) и Почтовой (Ногмова) не могла по большому счету претендовать – отсюда ходил раз в день небольшой автобус до Пятигорска, причем до самого отъезда было неизвестно, состоится рейс или нет.
Удалось выяснить, что машина эта была модели АМО-4, выпускаемой «Автомобильным Московским обществом»; в его салон помещалось 22 человека.
1937 годом датируется начало внутригородских пассажирских перевозок. Вот что вспоминал старожил Иван Полищук: «В 1937 году в Нальчике появился небольшой 18-местный автобус. Первый маршрут «Затишье–Ямная» проходил по Почтовой–Суворова–Ямной до центра Еврейской колонки. Стоимость билета – от 15 до 45 копеек, в зависимости от того, сколько остановок проедет пассажир. Потом был введен второй маршрут от Затишья до Долинска. Полный билет стоил 1 рубль 15 копеек».
Этот автобус был марки ГАЗ-03-30 с 17 сиденьями для пассажиров, созданный на базе грузовика ГАЗ-АА и позволявший разгонять машину до 65 км/ч.
О том какие автобусные маршруты были в Нальчике сразу после войны, писал в своих воспоминаниях большой русский писатель Валентин Кузьмин – двадцатилетний юноша, только что демобилизованный по ранению и прибывший в Нальчик в январе 1946 года: «В курортное местечко Долинск от пединститута по Почтовой и Бульварной курсировал один-разъединый автобус, смешной, пузатый,– народ прозвал его «трясогузкой» за то, что кузов позади нависал без опоры на колеса, и во время езды вздрагивал, как птичий хвост. …Асфальтирована была, помнится, только Кабардинская».
В пятидесятых годах местом для автовокзала стала площадь напротив железнодорожного вокзала – автобусы отсюда ходили как по республики, так и по всему Северному Кавказу и в Закавказье. В последствии был выстроен международный вокзал на Гагарина (Идарова), находящийся здесь и ныне, а республиканские пассажирские перевозки стали осуществляться от вокзала, выстроенного за городским рынком. Но эти автовокзалы доживают свои последние дни. В скором времени будут введены в строй два современных комплекса, возводимых на въездах в Нальчик со стороны Пятигорска и Владикавказа.