Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

СТЕПНЫЕ ПРОСТОРЫ СТОЛИЧНОГО ПРОСПЕКТА

   Из истории главной улицы Нальчика

    Проспект им. В. Ленина в предвоенные годы назывался Степной улицей. Степная – понятно, от слова степь. И она действительно была повсюду – огороды, выпасы для скота – вот типичный пейзаж начала тридцатых годов прошлого века, когда на Степной, согласно плана реконструкции Нальчика, подготовленного московскими архитекторами, началось многоэтажное строительство. Ударными темпами возводился Дом работников партийного актива на углу Баксанской, разрушенный в годы войны. Активно велось строительство Дома советов.


    Из многоэтажных домов, построенных в это время, надо назвать также жилой дом работников партактива на углу Балкарской (бывшей Дачной), сильно пострадавший осенью 1942 года и впоследствии восстановленный. Здание бывшего Каббалкпотребсоюза (на углу Лермонтова). Значительно ниже – на углу Почтовой (нынешней Ногмова) находилось и находится трехэтажное здание, которое на протяжении всей своей советской истории верой и правдой служило чекистам. А еще ниже, ближе к вокзалу – здание нынешней школы № 4.
Все остальные дома на Степной были одноэтажными, преимущественно саманными. Более того, некоторые из них (по левой стороне), сохранились и до сегодняшнего дня: они, ныне скрытые анфиладой пятиэтажных домов, доживают свой (в прямом смысле слова) век. Из этого ряда домов в пятидесятых годах был снесен лишь один – тот, что находился на улице Лермонтова.

Так как Степная довоенного времени представляла из себя весьма широкое полотно, пятиэтажки были возведены прямо перед ними, прикрыв своими фасадами дореволюционный Нальчик.

Проспект как таковой свой нынешний облик стал приобретать только с начала пятидесятых годов, а окончательно сформировался (от улицы Осетинской до улицы Карашаева) в первой половине шестидесятых, когда на нем были возведены основные жилые здания и общественные объекты. Среди первых – магазин «Детский мир», здания горкома партии (ныне в нем располагается парламент), нынешний Дом профсоюзов, кинотеатр «Восток», гостиница «Россия», Чуть позже, в 1967 году, здание музыкального и драматического театров, спроектированного архитектором Е. М. Ландау и др.

Сегодня главный городской проспект, словно стрела пронзающий город, вытянулся на несколько километров. Широкий, прямой, прочерченный как по линейке, проспект удивительно красив в вечернее время, освещаемый всплесками автомобильных фар, игрой светофоров, неоном фонарей. Четырех-пятиэтажные жилые дома, расположенные по обе его стороны, постепенно переходят в девяти-двенадцатиэтажные, ещё больше подчеркивающие строгую красоту главной городской артерии.
Проспект практически идеально ровен, а поэтому почти весь обозрим с любой его точки, начиная с железнодорожного вокзала.


Привокзальная площадь, особенно после разбивки сквера по правую от нее сторону, приобрела еще большую перспективу и объемность. Помимо нее проспект соединяет еще три площади – 400-летия присоединения Кабарды к России, площадь Согласия (так теперь называется бывшая площадь Советов) и площадь Абхазии, что напротив республиканского стадиона.
Последняя первоначально предназначалась под стоянку для автотранспорта болельщиков нальчикского «Спартака», потом получила негласное название «Ярмарочная», по причине проведения здесь подобных мероприятий. А после того, как отсюда в 1992 году начали отправляться отряды добровольцев, вставших на сторону родственного кабардинцам народа в военном конфликте между Грузией и Абхазией, стала Площадью Абхазии. В августе 1993 года было принято соответствующее постановление городской администрации: «Отмечая многовековую дружбу между народами Кабардино-Балкарии и Абхазии, активное участие жителей города Нальчика и республики в боях за освобождение Абхазии, ярмарочную площадь переименовать в площадь Абхазии. В 2002 году, к десятилетию завершения конфликта, здесь был установлен памятник «Добровольцам, отстоявшим свободу Абхазии» (проект Р. Цримова). Памятник весьма своеобразный, а посему и воспринятый горожанами неоднозначно.
Саму площадь Абхазии как бы обрамляет целый ряд зданий – многоэтажка редакционно-издательского комплекса, универмаг «Нальчик» и примыкающий к нему универсам, эффектная высотка, с которой смотрят на город современные чекисты.

Выше площади проспект начинает набирать высоту, словно разбегается, чтобы как можно ближе подобраться к горной гряде, в которую он – глядящему от железнодорожного вокзала представляется именно так – непосредственно и упирается. Естественно, подобный скоростной спуск не мог остаться без внимания современных любителей острых ощущений; именно здесь они одно время (до установки «лежачих полицейских») устраивали проверку скоростных качеств своих железных коней. Что тут скажешь? Слова осуждения? Кто их услышит? Остается только обратиться к истории, и тогда выяснится, что под луной, в том числе и нальчикской, действительно ничего не ново. Вчитаемся в строки, написанные аж в 1893 году, не забывая при этом, что автор их не Коста Хетагуров, как долгое время считалось, а Евгений Баранов: «Ты вот, дружок, был прав, говоря, что в Нальчике, при существующей патриархальности обывательских нравов, возможно многое, допускаются бешеные скачки по главным улицам в то время, когда по ним взад и вперед снует народ, особенно дети.
В другом месте полиция, наверно, воспретила бы такие скачки, а у нас, наоборот, полиции до этого как будто и дела нет. Да, говоря правду, не всегда безопасно бывает остановить скачущую кавалькаду, потому что «амазонок» всегда сопровождает Амалат-Беки из местной кабардинской молодежи, которые, подобно средневековым рыцарям, никому не позволят безнаказанно «оскорбить» (какое же может быть оскорбление в замечании не скакать сломя голову по улице?) «свою» даму и всегда сумеют дерзкого отхлестать плетью...».

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments