Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
Виктор Котляров
viktorkotl

Свидетельства жителей Кабардино-Балкарии о снежном человеке

  Из книги
 «Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах»

Часть I
 …Особенно большой интерес для обзора и предварительных выводов представляют весьма обильные, в высшей степени конкретные и продолжающие непрерывно поступать сведения из Кабардино-Балкарской АССР. Первую попытку обобщить и проанализировать эти сведения сделал краевед П.П. Болычев (г. Нальчик), как в форме заявления в Комиссию по изучению вопроса о “снежном человеке”, так и в форме статьи “Алмэсты”, которая была опубликована в нальчикской газете. В течение 23 лет занятий историей и фольклором Кабардино-Балкарии П.П. Болычев до самого недавнего времени считал рассказы об “алмасты” (“алмастын”) чисто легендарным сюжетом, подобным сказкам о ведьмах, и не придавал им большого значения. В конце концов, он принужден был склониться к мнению, что “алмасты” — действительные человекоподобные существа, дикие, пугливые, избегающие и боящиеся человека, ведущие ночной образ жизни. Важным доказательством реальности “алмасты”, по мнению П.П. Болычева, является то, что в той части КБАССР, где он в основном производил сбор сведений, об “алмасты” больше ничего не слышно после 1942 – 1943 гг., когда через эти места дважды прокатился фронт. Возможно, замечает П.П. Болычев, что гром орудий и прохождение армий заставили последние экземпляры этих существ переселиться в какие-то другие районы.
 Вот как резюмирует П.П. Болычев сущность десятков собранных им рассказов. “Алмасты” — это не имеющие человеческого разума дикие люди или, может быть, человекоподобные обезьяны. Жили они в лесистой горной части Кабарды и Балкарии. Специальных логовищ они не имели, их встречали в заброшенных саклях и пастушеских хижинах на высокогорных пастбищах. Некоторые видели, что они ели початки кукурузы, лук, морковь, а в лесах Кабарды с весны появляется много съедобных растений, летом — ягоды, осенью — дикие фрукты и орехи, один старик утверждал, что “алмасты” добывают и употребляют в пищу зайцев. “Алмасты” не имели никакой одежды. Их тело густо покрыто волосами черного или бурого цвета, за исключением грудей у самок, тоже черных, оттянутых книзу, болтающихся при беге. На голове длинные жесткие развевающиеся волосы.          Утверждают, что глаза у них имеют красный оттенок. Передвигаются “алмасты” на ногах, как и люди, причем очень быстро, даже на лошади их не догнать. Лошади боятся, а собаки ненавидят “алмасты”. В нескольких сообщениях упоминается, что собаки выгоняли их из кустов и, издавая нечленораздельные вопли, они убегали. Самки бегут, прижимая к груди своих детенышей. “Алмасты” ведут ночной образ жизни и днем появляются только в том случае, когда их вспугнут из убежища, где они скрывались.
 П.П. Болычев приводит и некоторые отдельные рассказы. Один кабардинец, отец Мухарби Табухова, однажды, работая в лесу, под вечер развел костер, а затем пошел в аул и лишь по дороге вспомнил что-то и вернулся. У догорающего костра он увидел нескольких “алмасты”, сидевших на корточках кругом огня; заметив человека, они вскочили и скрылись. Согласно записанному рассказу Сурат Нагоевой, ее родственник, прячась от ливня на Зольских пастбищах, залез в небольшую пещеру и столкнулся здесь со скрывавшимся “алмасты”. Согласно записанному рассказу Нуши Барамкуловой, она в детстве, пойдя с подругой за водой к роднику, встретила там самку “алмасты”, которая убежала в кусты, а девочки с плачем прибежали к себе в с. Шалушка.
 П.П. Болычев вносит предложения об организации широких сборов среди населения конкретных сведений об “алмасты” и, в случае обнаружения хоть немногих живых экземпляров, о создании заповедника для защиты их от окончательного вымирания. Он подчеркивает, что сбор сведений в Кабардино-Балкарии — дело не простое, так как из-за каких-то верований “старики не всегда охотно рассказывают посторонним о таких вещах” (ИМ, III, №121; Советская молодежь (Орган Кабардино-Балкарского Обкома ВЛКСМ), 27 сентября 1959 г.).
 Из других собирателей опросных данных об “алмасты” в Кабардино-Балкарии необходимо в первую очередь отметить Р.Д. Варквасова (данные преимущественно по Лескенскому району), Х.Г. Тхагапсоева (данные преимущественно по Баксанскому району), Ю.Н. Ерижикова (г. Нальчик).
 Вот кое-что из опросных данных, сообщенных Р.Д. Варкасовым. В 1956 г. возле пещеры в местности, называемой Кардахурт, несколько ребят были испуганы существом, которое одни называли “губганана” (“полевая старуха”), другие — “алмасты”, но описания их совпадают: ростом с человека среднего роста, стулуовата, безволосое человеческое лицо, длинные волосы спускаются до плеч, тело покрыто красно-буроватыми волосами. Летом 1957 г. километра на два выше того же места приезжавший на арбе колхозник Афаунов, по его словам, видел “алмасты” в долине одной безымянной речки, в тридцати шагах от себя, его описание внешности “алмасты” совпадает с вышеприведенным. По словам Галима Евгажукова, из поселка Кизбурун, он видел в 1936 – 1938 гг. многих “алмасты” мужского и женского пола, очень высоких ростом, в Тызыле — местности в западной части Кабарды. Они обитают там, как он утверждает, в многочисленных пещерах, но когда колхозные стада занимают окрестности этих пещер, “алмасты” покидают Тызыл и переходят в Кинжал и Татлахуко; поэтому в этих очень больших и глубоких пещерах их лучше всего искать с мая до середины июня. Впервые, как рассказывает Галим Евгажуков, он увидел “алмасты” женского пола еще когда был мальчиком: он подошел к ней вплотную, когда она сидела, видел, что она чесала волосы пятерней, что грудь была перекинута через плечо, один старик объяснил ему в ответ на его рассказ, что это — “алмасты”, а грудь перекинута потому, что они так кормят своих детенышей — грудь длинная и неудобно кормить спереди. А в последний раз за свою жизнь этот рассказчик видел “алмасты” в 1947 г.: тот был стар, с седыми волосами, подошел к колхозному полевому стану и его видело несколько колхозников; как оказалось, это был полуприрученный “алмасты”, — жившая постоянно на этом полевом стане сторожиха подкармливала его остатками пищи. Такие “алмасты”, говорит рассказчик, менее боятся людей, хотя конечно, группу людей избегают, а собак боятся очень сильно; “членораздельной речью они не владеют, но издают звук, похожий на человеческое мычание; сильные бегуны”.
 Юсуп Арутюнов, 35 лет, собрал в своем родном селе Жемтала многочисленные рассказы об обитании “алмасов” в близлежащей дикой местности, причем говорят, что до войны они там были не редкостью, но после войны уже мало кто видел их. Рашид Ишбухов, 22 лет, в 1954 г., воруя яблоки в чужом саду, столкнулся лицом к лицу с “алмасты”, который якобы жил прирученный и подкармливаемый у семьи хозяина сада. Тафун Шибзухов, пася ночью лошадей, пытался поймать верхом на лошади подошедшего к шалашу “алмаса”, но не смог его одолеть, так как он очень сильный. Старик ста с лишним лет Бекир Озирупов утверждает, что однажды ночью он настиг запутавшегося в дерновом кустарнике и упавшего “алмаса”, которого он с любопытством рассматривал, зажигая одну за другой спички, причем тот всякий раз визжал и плакал, “вижу: человек — не человек, медведь — не медведь, а все тело покрыто черными волосами”. Талиб Балкаров, 40 лет, колхозный чабан, как говорят, видел недавно днем “алмасты” с детенышем в руках на горе Шиблоана, недалеко от поселка Лескен. Наиб Каров из поселка Аргудан, заехав на арбе в заброшенный пустующий полевой стан, в одном из помещений, по его словам, встретился лицом к лицу с “алмасты”; в окрестностях этого станет якобы и многие другие тоже встречали “алмасты”. В долине р. Шекер один рассказчик якобы пытался догнать скрывшегося в глубокое ущелье “алмасты”, другой якобы видел купающегося “алмасты”.

продолжение следует
Tags: алмасты, свидетельство очевидцев, снежный человек
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment